Журналистика : История написания и публикации «Острова Сахалина» А. П. Чехова. Сахалинская тема в русской печати до и после Чехова
История написания и публикации «Острова Сахалина» А. П. Чехова. Сахалинская тема в русской печати до и после Чехова
История написания и публикации «Острова Сахалина» А.
П. Чехова. Сахалинская тема в русской печати до и после Чехова.
Контрольная работа
Выполнила: Романенко Е. В.
Челябинский государственный университет
Челябинск 2004
В
1892 г. Чехов по приглашению Короленко входит в редакцию журнала «Русская
мысль». Двумя годами ранее в жизни Чехова произошло важное событие -- поездка
на остров Сахалин, результатом которой явилась его известная книга.
К
этой поездке побудило писателя, во-первых, чувство моральной ответственности за
те беззакония, которые творились на Руси, стремление помочь людям, забытым
обществом. «Сахалин -- это место невыносимых страданий, на какие только бывает
способен человек, вольный и подневольный».
Во-вторых,
Чехов желал изучить свою родину, познать жизнь народа. Именно это заставило его
выбрать трудный в условиях того времени маршрут, путешествие по которому
граничило с подвигом.
Чехов
искренне возмутился, когда Суворин назвал предполагаемую поездку неинтересной.
«...Из книг, которые я прочел и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы
людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в
кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали, размножали
преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей...
виноваты не смотрители, а все мы, но нам до этого нет дела, это не интересно».
Поездке
предшествовало основательное изучение писателем материалов, относящихся к
истории острова, его географии и климату, жизни и быту ссыльнокаторжных. Чехов
широко ознакомился с научной литературой вопроса.
Очерки,
составившие впоследствии книгу «Остров Сахалин», печатались в журнале «Русская
мысль» как путевые заметки на протяжении 1893 и первой половины 1894 г.
По
пути на Сахалин Чехов, проезжал через Ярославль, Н. Новгород, Пермь, Тюмень и
далее в Сибири -- через Томск, Ачинск, Красноярск, Иркутск, Благовещенск,
Николаевск.
В
этой поездке, предпринятой на свой страх и риск, Чехов показал лучшие качества
журналиста. Он был настойчив в достижении поставленной цели, проявил смелость,
большую внутреннюю собранность, наблюдательность, строгость в отборе фактов.
Письма
Чехова с дороги -- яркие образцы дорожных корреспонденции, очерков как по стилю
и языку, так и по содержанию. Писатель столкнулся с диким произволом и хамством
царских чиновников, кулаков и жандармов, с запущенностью сибирского тракта --
единственной магистрали, связывающей огромную территорию Сибири с Центральной
Россией, убедился в экономической отсталости богатейшего края. «Многое я видел
и многое пережил, и все чрезвычайно интересно и ново для меня, не как для
литератора, а просто как для человека», -- писал он с дороги.
Но
Чехов видел и оценил героизм труда сибиряков, их высокие моральные качества. В
путевых очерках «По Сибири» и в письмах он не раз восклицал: «Какие хорошие
люди!» «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!». Чехов любовался могучими
сибирскими реками, суровой тайгой -- богатой природой сибирского края. Все
виденное вселяло в него гордость за свою родину, уверенность в лучшем будущем
народа. «Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»--
писал Чехов о Енисее.
Поездка
не только обогатила нашу литературу очерками о Сахалине, она расширила кругозор
самого Чехова. «Какой кислятиой я был бы теперь, если бы сидел дома. До поездки
«Крейцерова соната» была для меня событием, а теперь она мне смешна и кажется
бестолковой», -- заметил Чехов в одном из писем. Он увидел действительные
страдания народа, и перед ним чувства изображенные Толстым, померкли.
Работая
над очерками о Сахалине, готовя их к печати, Чехов вновь обращается к
исследованиям и книгам об этом крае. Ему хотелось составить наиболее точное,
научное и художественное описание острова. «Вчера я целый день возился с
сахалинским климатом, -- сообщал Чехов одному из своих корреспондентов. --
Трудно писать о таких штуках, но все-таки в конце концов поймал черта за хвост.
Я дал такую картину климата, что при чтении становится холодно».
Книга
о Сахалине сочетала в себе глубину и точность научного исследования с высокой
художественностью. Она явилась сильным разоблачительным документом, хотя
повествование в ней ведется внешне бесстрастно, без обличительных монологов и
восклицательных знаков. Чехова не соблазнила занимательность биографий
отдельных каторжников (Сонька-золотая ручка и др.), как это случилось с журналистом
В. М. Дорошевичем, посетившим Сахалин после Чехова.
В
своих очерках писатель рассказывает о тяжелых условиях жизни и труда каторжных
и вольнонаемных, о тупости чиновников, об их наглости и произволе.
Администрация не знала даже, какое количество людей обитает на острове, и Чехов
проделал огромную работу, в одиночку проведя перепись населения Сахалина!
Угольные
разработки находились в руках паразитической акционерной компании «Сахалин»,
которая, пользуясь даровым трудом каторжников и правительственной дотацией,
ничего не делала для развития промысла. Не удивительно, что местное русское
население постоянно голодает, не имеет сносных жилищ, хотя кругом полно леса и
камня. Свободные поселенцы отдаются в услужение частному лицу -- чиновнику,
надзирателю. «Это не каторга, а крепостничество», -- констатировал Чехов.
Сахалин
-- царство произвола. Таким его увидел и описал Чехов. Но не такова ли
обстановка и в других уголках самодержавной России? Вся страна напоминает
огромную тюрьму, отданную во власть царских администраторов... Этой мыслью
очерки «Остров Сахалин» перекликаются с рассказом Чехова «Палата № 6».
Книга
Чехова о Сахалине произвела глубокое впечатление на читателей. Она будила
общественное сознание, вызывала ненависть к самодержавному строю.
Своей
литературно-публицистической деятельностью Чехов являет высокий пример
журналиста, патриота и демократа, отдавшего талант на службу народу. Многие его
произведения вошли в золотой фонд русской публицистики.
Последние
десять лет своей жизни Чехов, не порывая с «Русской мыслью», сотрудничал в
большом числе периодических изданий, и всегда его рассказы являлись украшением
газет и журналов. Вместе с передовыми людьми своего времени он откликался на
жгучие проблемы современности: осуждал теорию «малых дел», вскрывая внутреннюю
несостоятельность культуртрегерства, весьма скептически относился к толстовству
(«...в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и в
воздержании от мяса»), критиковал ненормальный, антигуманный характер отношений
между людьми в эксплуататорском обществе, пошлость, безыдейность буржуазной
интеллигенции, протестовал против «мелочей жизни», поработивших человека. Он
понимал, что «смысл жизни только в одном -- в борьбе. Наступить каблуком на
подлую змеиную голову и чтобы она -- крак! Вот в чем смысл».
Не
случайно в 1895 г. имя Чехова стояло рядом с именами других писателей и
общественных деятелей под петицией Николаю II о стеснениях печати в России, а в
1902 г. писатель демонстративно отказался от звания академика в знак протеста
против отмены царем избрания М. Горького в почетные члены Академии наук.
На
рубеже XX в. «мирный» период развития капитализма подходил к концу. «Мирная»
эпоха сменялась, по словам В. И. Ленина, «катастрофичной, конфликтной». В
творчестве Чехова общие социальные закономерности отразились ощущением близкого
изменения всего строя жизни, острым чувством исторической неизбежности
коренного обновления мира. И Чехов не боялся этого. Вместе с героями своих
последних произведений он говорил: «Здравствуй, новая жизнь!».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://revolution.allbest.ru
|