рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Юриспруденция > Финансовое право

Юриспруденция : Финансовое право

Финансовое право

План:

Введение

Цель и направления валютного контроля

Характеристика органов валютного контроля

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Правовые основы регулирования валютного контроля в Российской

Федерации определены разделом III Закона РФ «О валютном регулировании и

валютном контроле» от 9 октября 1992 года №3615-1.

Настоящий Закон определяет принципы осуществления валютных операций в

Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования

и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в

отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями,

ответственность за нарушение валютного законодательства.

Понятия, используемые в настоящем Законе, означают следующее:[1]

1. «Валюта Российской Федерации»: - находящиеся в обращении, а

также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену

рубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и

монеты; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных

учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных

кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения,

заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с

соответствующими органами иностранного государства об

использовании на территории данного государства валюты РФ в

качестве законного платёжного средства.

2. «Ценные бумаги, номинированные в валюте РФ» - платёжные

документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги

(акции и облигации), ценные бумаги. Производные от эмиссионных

ценных бумаг, опции, дающие право на приобретение эмиссионных

ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в

валюте РФ.

3. «Иностранная валюта» - денежные знаки в виде банкнот,

казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и

являющиеся законным платёжным средством в соответствующем

иностранном государстве или группе государств, а также изъятые

или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные

знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных

государств и международных денежных или расчётных единиц.

4. «Валютные ценности» - иностранная валюта; ценные бумаги,

номинированные в иностранной валюте; драгоценные металлы, за

исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома

таких изделий; природные драгоценные камни, за исключением

ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких

изделий.

5. «Резиденты» - физические лица, имеющие постоянное место

жительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами

РФ; юридические лица, созданные в соответствии с

законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и

организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в

соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

дипломатические и иные официальные представительства РФ,

находящиеся за пределами РФ.

6. «Нерезиденты» - физические лица, имеющие постоянное место

жительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся

за пределами РФ; юридические лица, созданные в соответствии с

законодательством иностранных государств, с местонахождением

за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся

юридическими лицами, созданные в соответствии с

законодательством иностранных государств, с местонахождением

за пределами РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические

и иные официальные представительства, а также международные

организации, их филиалы и представительства.

7. «Валютные операции» - операции, связанные с переходом права

собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе

операции, связанные с использованием в качестве средства

платежа иностранной валюты и платёжных документов в

иностранной валюте; ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и

пересылка из РФ валютных ценностей; осуществление

международных денежных переводов; расчёты между резидентами и

нерезидентами в валюте РФ.

8. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в

иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции

и валютные операции, связанные с движением капитала.

9. «Текущие валютные операции» - переводы в РФ и из РФ

иностранной валюты для осуществления расчётов без отсрочки

платежа по экспорту и импорту товаров, также для осуществления

расчётов, связанных с кредитованием экспортно-импортных

операций на срок не более 90 дней; получение и предоставление

финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и

из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам,

инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с

движением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из

РФ.

10. «Валютные операции, связанные с движением капитала» - прямые

инвестиции; портфельные инвестиции; переводы в оплату права

собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая

землю и её недра, относимое по законодательству страны его

местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на

недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на

срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров;

предоставление и получение финансовых кредитов на срок более

180 дней; все иные валютные операции, не являющиеся текущими

валютными операциями.

11. «Уполномоченные банки» - банки и иные кредитные учреждения,

получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение

валютных операций.

12. «Свободно конвертируемая валюта» - иностранная валюта, которая

без ограничений обменивается на валюту другого иностранного

государства при осуществлении текущих валютных операций.

13. Для целей настоящего Закона отсчёт сроков платежа при

осуществлении расчётов, связанных с экспортом товаров, ведётся

с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами

таможенной границы РФ.[2]

I. ЦЕЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения

валютного законодательства при осуществлении валютных операций[3].

Особым направлением валютного контроля является контроль за

соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой

деятельности - предпринимательской деятельности в области международного

обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами

интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на

них[4].

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности

ведется по следующим основным направлениям :

[pic] определение соответствия проводимых валютных операций

действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий

[pic] проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной

валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на

внутреннем валютном рынке Российской Федерации

[pic] проверка обоснованности платежей в валюте

[pic] проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным

операциям

Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы

валютного контроля за внешнеторговой деятельностью. Под которыми понимается

совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе

валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и

методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ И АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством

Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного

контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются

Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской

Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской

Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю

(ВЭК), Государственный таможенный комитет Российской Федерации,

правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в

соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного

контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены

уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку Российской Федерации и

иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление

валютных операций, подотчётные федеральным органам исполнительной власти, в

соответствии с законодательством Российской Федерации.[5]

Основным органом валютного регулирования является Центральный банк

Российской Федерации, уполномоченный:

[pic] определять сферу и порядок обращения в Российской

Федерации иностранной валюты;

[pic] издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на

территории России резидентами и нерезидентами;

[pic] проводить все виды валютных операций;

[pic] устанавливать правила проведения резидентами и

нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в

иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ

операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

[pic] устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и

пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в

иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия

открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами

РФ;

[pic] устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным

кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие

лицензии;

[pic] устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации

и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а

также порядок и сроки их представления;

[pic] готовить и публиковать статистику валютных операций

Российской Федерации по принятым международным стандартам.

[pic] а также выполнять иные функции, предусмотренные настоящим

Законом.[6]

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 года «Об усилении

валютного экспортного контроля и о развитии валютного рынка» создана

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет

следующие функции:

[pic] контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами

законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих

осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств

перед государством в иностранной валюте;

[pic] осуществляет контроль за полнотой поступления в

установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим

операциям;

[pic] участвует в ведении контроля за соблюдением порядка

квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности

использования полученных квот и лицензий;

[pic] осуществляет контроль за правомерностью предоставления или

отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых

товаров предприятиям и организациям;

[pic] организует с участием других органов и агентов валютного и

экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной

власти проверки полноты и объективности учёта и отчётности по валютным,

экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также

проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;

[pic] контролирует эффективность использования кредитов в

иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе

международных договоров и соглашений;

[pic] проводит анализ и обобщает практику валютного и

экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в

установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию

законодательства России в этой области;

[pic] обеспечивает взаимодействие с органами валютного и

экспортного контроля иностранных государств;

[pic] осуществляет иные функции, связанные с валютным и

экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.

Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет

право:

[pic] получать от органов и агентов валютного и экспортного

контроля необходимую информацию и документы;

[pic] проводить проверки финансовых и иных документов, связанных

с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций,

получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед

государством в иностранной валюте;

[pic] ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении

валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о

лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав В области

внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке

предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортёров

стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или

отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих

документов, связанных с проведением указанных операций;

[pic] иные права, предусмотренные законодательством.[7]

Таможенный комитет как орган валютного контроля в соответствии со

ст.199 Таможенного кодекса Российской Федерации осуществляет валютный

контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты Российской

Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей,

а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную

границу товаров и транспортных средств.

III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Основные виды ответственности установлены п.1 ст.14 Закона «О

валютном регулировании и валютном контроле»[8]:

- взыскание в доход государства всего полученного по

недействительным в силу настоящего Закона сделкам;

- взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по

сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты и нерезиденты несут ответственность за следующие виды

нарушений валютного законодательства:

- отсутствие учёта валютных операций;

- ведение учёта валютных операций с нарушением установленного

порядка;

- непредставление или несвоевременное представление органам и

агентам валютного контроля документов и информации, за что

нарушители несут ответственность в виде штрафов в пределах

суммы, которая: а) не была учтена; б) была учтена ненадлежащим

образом; в) по которой документация и информация не были

представлены в установленном порядке.[9]

При повторном нарушении указанных правил, а также за невыполнение или

ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и

нерезиденты несут ответственность в виде:

- взыскания в доход государства сумм, указанных в п.1 ст.14 Закона, а

также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого

Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;

- приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов

выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

- других санкций, установленных законодательством Российской

Федерации.

Взыскание, предусмотренных настоящей статьёй, санкций производится по

решению соответствующих органов валютного контроля, в том числе по решению,

вынесенному на основании представления агентов валютного контроля, с

физических лиц в судебном порядке, а с юридических лиц применительно к

порядку, установленному Кодексом РСФСР об административных нарушениях.

Постановление о применении санкций за нарушение валютного

законодательства может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно

вынесено, в судебном порядке.[10]

Жалоба на постановление о применении санкций за нарушение валютного

законодательства может быть подана в течение 10 дней со дня вручения

указанных постановления и предписания и должна быть рассмотрена

правомочными на то органами в течении 10 дней со дня её поступления.

Обжалование указанных постановления или предписания в установленный

срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к

исполнению.

Взыскиваемые суммы должны быть уплачены не позднее 30 дней со дня

вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного

законодательства в законную силу, а в случае обжалования указанного

постановления – не позднее 15 дней со дня оставления указанной выше жалобы

без удовлетворения.

В случае необжалования постановления о применении санкций за нарушение

валютного законодательства и неуплаты взыскиваемых сумм за нарушение

валютного законодательства добровольно в установленные сроки взыскание

указанных санкций производится без применения судебной процедуры.

Должностные лица юридических лиц – резидентов, в том числе

уполномоченных банков, и юридических лиц – нерезидентов, а также физические

лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную,

административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного

контроля:

- с юридических лиц – в бесспорном порядке;

- с физических лиц – в судебном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, главным нормативно-правовым актом, регулирующим

валютные отношения, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» от 9 октября 1992 года . Закон устанавливает основные принципы

проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ,

разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской

системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму

осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика – составная часть общеэкономической,

в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на

укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком

уровне её платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления

валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза

капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление

российского рубля и т.д.

Юридически опосредуя реализацию валютной политики, валютное

регулирование способствует решению данных задач и является одним из

важнейших направлений финансовой деятельности государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. . Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право

России. – М.: ТЕИС, 1995.

2. Конституция РФ

3. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

4. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой

деятельности»

5. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке

России)» от 2 декабря 1990 года.

6. Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.:

«Издательство ПРИОР», 2002.

7. Финансовое право (конспект лекций) – М.: издательство ПРИОР, 2001.

8. «Финансовое и банковское право» словарь-справочник . Додонов В.Н.,

Крылова М.А., Шестаков А.В. Изд. «Инфра-М», Москва, 1997 г.

-----------------------

[1] Финансовое право (конспект лекций) – М.: Издательство ПРИОР, 2001

[2] Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.:

«Издательство ПРИОР», 2002. – 337-341с.

[3] Ст. 10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

[4] Ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности»

[5] Грачёва Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. –

М.: ТЕИС, 1995.

[6] Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации(Банке

России)» от 2 декабря 1990 года.

[7] Финансовое право (конспект лекций) – М.: издательство ПРИОР, 2001., 166-

167с.

[8] П.1 Ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»

[9] П.2 Ст. 13 Того же Закона

[10] Финансовое право. Сборник нормативных актов. Учебное пособие. – М.:

«Издательство ПРИОР», 2002. – 350с.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.