рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Языковедение > Категория падежа в русском и немецком языках

Языковедение : Категория падежа в русском и немецком языках

Категория падежа в русском и немецком языках

Министерство образования Российской Федерации

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Педагогический институт

Кафедра романских и германских языков

к защите___________________

Протокол № ____ от _____________2001 г.

Зав. кафедрой ______________

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

на тему: категория падежа в русском и немецком языках

Студентки 3 курса факультета

иностранных языков

Специальность 0217 филология

Группы 98Н2 Лебедевой Н. Е.

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Сеник Т. А.

С О Ч И 2001

П Л А Н

Введение.

1. Категория падежа существительного.

1. Значение и употребление падежей в русском языке.

2. Значение и употребление падежей в немецком языке.

2. Сравнительная характеристика.

3. Маркировка падежей в русском и немецком языках.

Заключение.

Данная работа посвящена интересной теме в области сопоставительной

грамматики: категория падежа в русском и немецком языках. Исследования в

области сопоставления языков являются очень важными, так как помогают

глубже проникнуть в суть грамматических явлений изучаемого языка,

систематизировать знания грамматики родного языка и преодолеть

интерференции со стороны родного языка.

Сопоставительным изучением языков занимались следующие лингвисты:

Крашенинникова , Ярцева , Гак .

Предметом исследования курсовой работы является падежная система

немецкого и русского языков. Объектом исследования являются функции и

значения падежей в немецком и русском языках.

Цель работы: выявить особенности функционирования и значений падежей в

немецком и русских языках. Цель обусловила следующие задачи:

1) рассмотреть падежную систему немецкого и русского языков

2) проанализировать особенности оформления категории падежа в немецком

и русском языках

3) выявить общее и различное в маркировке падежей обоих языков.

Основные методы исследования в данной работе являются сопоставительный

метод и метод контрастивного анализа.

Материалом для исследования послужили примеры, взятые из немецкой

художественной литературы.

1. Категория падежа существительного.

1. Значение и употребление падежей в русском языке.

Категория падежа – это грамматическая категория имени

существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим

предметам, действиям, признакам (Розенталь Д. Е., 1985, стр. 193-194).

Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная

система немецкого языка имеет ряд общих черт с падежной системой других

индоевропейских языков, в том числе, с падежной системой русского языка. Но

на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие (Э. Прокош, 1954, стр.

245-246). Это своеобразие проявляется и в количестве падежей, и в круге

значений употребления каждого падежа.

Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в

составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом,

ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами — четыре падежных формы

от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери,

связка, обзавестись. Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и

потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.

В современном русском языке шесть падежей, из которых именительный

называется прямым, а все остальные косвенными: родительный, дательный,

винительный, творительный и предложный.

По мнению Виноградова В. В. из шести падежей в современном русском

языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению),

родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение по

крайней мере двух падежей в каждом из них (Виноградов, 1986, стр. 204).

В современном родительном падеже выделяется качественно-

определительный (или собственно - родительный) и количественно-

отделительный (или отложительно - достигательный).

Собственно-родительный объединяет значения качественного определения:

девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева;

принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения

Пушкина, тормоз Матросова; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи

Маяковского; но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо

есть родительный субъекта).(Шведова, 1970, стр. 287) Эти значения возможны

и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги

кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.

Количественно-отделительный представлен значениями количества

(преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху,

начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения:

избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели:

добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи

предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из

крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя,

услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно

следует подчеркнуть выражение причинно - целевых значений этим падежом с

предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное

отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом

окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не

бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими

исключениями.

Современный предложный падеж также некоторыми учеными делится на два:

изъяснительный — о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать,

рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) - в саду, в лесу,

на полу, на корню(Виноградов В. В. 1986, стр. 299). В значении местного

падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание -у

под ударением.

Самое название «предложный» введено М. В. Ломоносовым, вследствие

исключительного употребления этого падежа только с предлогами, вместо

принятого в XVII в. названия «сказательный». Для древнерусского и

старославянского языков этот падеж называется «местным» (поодному из

главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как всё

другие косвенные падежи: НовЪгород'Ь означало «в Новгороде».

Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении

родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.

Несколько подробнее можно остановиться на значениях творительного

падежа.

Творительный приглагольный, т. е. зависящий от глагола, является в

предложении дополнением или обстоятельством, реже сказуемым, и может

обозначать:

1) орудие или средство: пишу пером; сюда же приближается значение

творительного падежа в безличных оборотах: ветром оторвало лодку;

2) действующее лицо при глаголах страдательного залога: нашими учеными

разрабатываются важные проблемы;

3) объект или область распространения действия (творительный

содержания): заниматься русским языком, интересоваться искусством,

любоваться природой;

4) время, место и способ действия (творительный с обстоятельственным

значением): а) он работает целыми днями, б) ехать лесом, в) говорить

шепотом.

Особый случай применения творительного падежа представляет так

называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без

нее) составное сказуемое, например: он стал опытным инженером; студенты

будут учителями и научными работниками(Современный русский язык, 1997,

стр.145 - 150).

Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего

должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в

винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать,

признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным

такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали

председателем — он избран председателем, его считают руководителем — он

считается руководителем и т. п. (Шведова, 1970, стр.336)

Кроме творительного приглагольного, существует творительный

приименный, т. е. зависящий от имен существительных (правда, близких по

основам к глаголам: удар кулаком, ср. ударить кулаком, езда шагом, ср.

ехать шагом) или от имен прилагательных: известный своими трудами ,сильный

духом, слабый глазами.

Основное значение винительного и дательного падежей — это обозначение

объекта; винительный надеж чаще всего употребляется после переходных

глаголов и обозначает прямой объект, иначе говоря — является прямым

дополнением (студент составляет доклад); дательный падеж обозначает

косвенный объект — лицо или предмет, в пользу которого совершается или к

которому направляется действие (студенту предоставили путевку в дом отдыха;

помощь брату — по образцу глагольного сочетания — учитель помогал брату).

Есть и другие значения этих двух падежей: например, винительный падеж может

обозначать время и пространство (работал целую неделю, пробежал кило метр,

а дательный — лицо, испытывающее какое-либо состояние (ему было радостно).

Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их

выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов,

например: родительный падеж — с предлогами, выражающими пространственные

отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья,

для успеха); Дательный падеж — с предлогами, выражающими направление (к

отцу, по дорогам); винительный падеж — с предлогами, выражающими

пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год,

в час);, творительный падеж — с предлогами, выражающими совместность (с

другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между

деревьями); предложный падеж употребляется в современном русском языке

только с предлогами (разнообразного значения).

2. Значение и употребление падежей в немецком языке.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (NOMINATIV)

Именительный падеж является исходной падежной формой имени

существительного; в этой форме имена существительные помещаются в словарь.

Значение именительного падежа заключается в том, что в этой форме мы

употребляем имя существительное, когда называем лица, предметы или

явления:der Mensch, das Haus, die Zeit.

С этим значением связано оформление именительным падежом таких членов

предложения, как подлежащее и предикатив, а также употребление




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.