рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Языковедение > Что такое текст

Языковедение : Что такое текст

Что такое текст

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной

мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых

средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.

Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его

оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются

предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего

движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей

темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения,

составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют

зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых

средств.

Цель художественной речи – образное отражение действительности и

эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит

образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в

образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.

Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный

образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры,

олицетворения).

Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться

замыслом автора и основной мыслью высказывания.

СТИЛИ РЕЧИ.

Научный стиль. Р. С. - 1-много, о/о, сообщение + объяснение.

1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.

2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.

3. Высказывание обычно бывает:

. Точным

. Доказательным + термины.

. Обобщенным (о группе предметов)

. Отношения автора нет.

4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где

раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и

начинающиеся с научного определения.

Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.

1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях,

законодательных документах.

2. Задача речи:

. Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то

сделать.

. Дать точные указания, рекомендации.

3. Высказывание обычно бывает:

. Официальным

. Точным

. Бесстрастным (лишенным эмоций)

4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные,

образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств,

ость.

Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы +

сообщение информации.

(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и

общественной жизни.)

1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы,

радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто

обращается к народным массам.

2. Задача речи:

. Сообщить информацию

. Воздействовать на массы

. Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую

позицию.

3. Высказывания бывают:

. Злободневными по теме

. Яркими, страстными, призывными

. Удачный заголовок

4. Языковые средства и приёмы построения текста:

. Прямое обращение к читателю

. Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи

предложений

. Экспрессивный повтор и стандартная лексика

. Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

. Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как

самостоятельных предложений

. Параллелизм в построении этих неполных предложений

. Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И

. Сочетание книжной и разговорной речи

. Прямые обращения к собеседнику

. Обратный порядок слов (инверсия)

. Риторические вопросы

Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)

1. Заметка (в газету)

. Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии

общественной жизни

. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно

находится в тени

2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной

жизни).

. Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или

читатели увидели это на самом деле

. Сообщение о каком-либо процессе как процессе

. Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда

проявляется (радость, огорчение…)

. Построение репортажа:

1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей

среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным

(односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться

с прямого обращения к читателю)

2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о

событии)

. Обилие глаголов, кратких страдательных причастий

3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит

автор и приводит читателя)

. лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения

или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)

. темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с

архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип

речи – описание + фрагменты)

3. Статья – «объясняющий» жанр

. задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу,

проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.

. Убедительность, доказательность, личная позиция автора.

. Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её

раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции

как у репортажа)

. НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение

. Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).

. Основная мысль (тезис) --- аргументы (для связи аргументов с тезисом

используются союзы, вводные слова) --- вывод (вводные слова)

4. Портретный очерк.

. Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)

. Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь,

отдающий делу знания, опыт, силы.

. Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и

увлечениях, взаимодействиях с другими людьми

. Составные части очерка

1. Описание внешности

2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве

3. Отдельные факты биографии

4. Характер, речь

5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.

Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить

картину, передать читателю свои чувства.

Задача речи – воздействие.

Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в

переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в

которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает,

экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.

Описание – речь идёт об одновременных признаках.

Повествование – последовательность действий.

Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.