Сексология : Доклад: Подростковая медицина
Доклад: Подростковая медицина
Казахский медицинский университет им.
С.Д. Асфендиярова
Кафедра: последипломной подготовки врачей
общей практики
Доклад на тему:
Подростковая медицина
Проверила:
Выполнила: врач-интерн 734 гр.
Сорокина Зоя
Алматы
2009
Введение
в подростковую медицину
Подростковая
медицина, или
гебиатрия, гебология (последние названия — ещё не устоявшиеся) — это раздел медицины,
изучающий особенности организма подростков, процессы полового созревания,
взросления, роста и развития организма подростка, а также специфические заболевания,
характерные для подросткового периода жизни.
Объект
подростковой медицины
В словаре
Владимира Даля подростками называли «детей на подросте», что соответствовало возрасту
14–15 лет. Малая Советская энциклопедия (1930) трактовала подростков как
несовершеннолетних в возрасте 14–18 лет и только в рамках
советского трудового права. В последующие годы отечественное
здравоохранение считало подростками лиц в возрасте 15–17 лет.
В современной
России подростками признают лиц в возрасте от 10 до 18 лет
(Минздрав РФ, 2001). При этом в нормативных документах чаще
упоминаются «дети подросткового возраста». Основанием для этого служит
Конвенция ООН о правах ребенка, которая считает детьми всех лиц
от рождения до 18 лет. Этот взгляд оправдан с точки зрения
юридической и социальной защиты подрастающего поколения,
но не в полной мере отражает задачи охраны здоровья подростков.
С позиции
организатора здравоохранения ребенок должен наблюдаться в детской
поликлинике. При этом лечащим врачом молодой семьи, в которой мужу
исполняется 18 лет, жене — 17 лет и уже есть ребенок, может
быть только участковый педиатр.
Применение
в здравоохранении понятия «дети подросткового возраста» таит определенную
опасность. Такой подход фактически отрицает объективное существование
подростков как четко очерченной возрастной группы населения со своими
специфическими биологическими, медицинскими и социальными особенностями
и потребностями.
Даже
специалисты, работающие с подростками, представляют их по-разному.
Вот некоторые мнения специалистов:
·
Подросток
это взрослеющий ребенок, сталкивающийся с изменениями в своем
организме, конфликтующий с обществом и родителями.
·
Подросток
это еще не взрослый человек, но по взглядам на жизнь уже
и не ребенок.
·
Подросток
это человек в большими амбициями и минимальным жизненным опытом,
стремящийся к самоутверждению.
·
Подросток
ребенок, все время находящийся в состоянии выбора между детством
и взрослой жизнью.
·
Подросток
это личность, которая экспериментирует с жизнью для поиска новых ощущений
и приобретает опыт.
·
Подросток
это человек с новым мироощущением и осознанием себя на пороге
открытий.
·
Подросток
это личность, которая формируется под действием окружающей его среды.
Он максималист, воспринимает жизнь такой, какая она есть. И нельзя
его бросать в открытое море без поддержки.
·
Подросток
это человек, находящийся на перекрестке дорог жизни.
·
Подростковый
период — это скачок от детства к взрослой жизни.
Вместе
с тем, международные эксперты на совещании ВОЗ еще
в 1974 г. определили подростковый возраст как период,
в течение которого:
·
завершается
половое развитие от появления вторичных половых признаков
до наступления половой зрелости;
·
психологические детские
процессы сменяются поведением, характерным для взрослых;
·
происходит
переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых
к относительной социальной независимости.
При таком
подходе подростковый возраст включает два чрезвычайно важных периода
пубертатный: от начала появления вторичных половых признаков
до обретения способности к эффективному выполнению репродуктивной
функции; а также этап социального созревания, когда человек избирает
профессию и овладевает ею.
Опираясь
на изложенные научные принципы, комитет экспертов ВОЗ
в 1977 г. предложил считать подростками лиц в возрасте
10–20 лет, что и принято сейчас почти во всем мире. ООН
рассматривает подрастающее поколение в нескольких аспектах:
·
Подростки
это лица в возрасте от 10 до 19 лет. Понятие включает
ранний, средний и старший подростковый возраст.
·
Молодые
люди — люди в возрасте от 10 до 24 лет.
·
Юные — люди
в возрасте от 15 до 24 лет.
В целом,
с точки зрения международных экспертов, подросток — это человек,
который уже не ребенок, но еще не взрослый. Это предъявляет
особые специфические требования к системе охраны здоровья этой категории
населения.
Если нижняя
граница подросткового возраста определяется в значительной степени
биологическими факторами (появление вторичных половых признаков),
то верхняя целиком зависит от нормативов социальной зрелости,
принятых в том или ином обществе.
Отметим
наиболее типичные из них:
·
обязательность
определенного образовательного уровня, завершение образования,
·
самостоятельный
заработок, способность работать, трудовое законодательство,
·
вступление
в брак, отношение к половой жизни, создание семьи,
·
принятие
гражданской ответственности,
·
социальная
компетентность,
·
возраст
избирательного права,
·
доступ
к определенным службам без ведома родителей,
·
право участия
в определенных общественных программах.
Календарный
возраст как критерий взрослости, хотя и считается важным,
но не является определяющим. Переход в статус взрослого человека
зависит от типа родительства, от половых и поведенческих
факторов, от того, к какой социальной группе принадлежит данная семья
(Щеглова С. Н., 2000).
Принципиально
важно для организации медицинской помощи, особенно для организации
профилактических мероприятий у подростков, что критерии взрослости,
предлагаемые обществом и самими молодыми людьми, расходятся.
Важно, что
очень редко критерием взрослости подростки считают необходимость внутренних
психологических изменений или ответственных самостоятельных поступков.
С точки
зрения подростка основанием почувствовать себя взрослым служат следующие
события:
·
получение
паспорта;
·
сексуальный
дебют;
·
употребление
алкоголя, курение, наркотиков: «Когда впервые упился в стельку»;
·
девиантные
действия, трагические события с переосмыслением отношения к ним;
·
появление нового
типа обращения: вместо «мальчик» — «юноша», вместо «девочка»
«девушка»;
·
когда впервые
обратились на «Вы»;
·
уход из дома
с началом самостоятельной жизни (даже при сохранении финансовой поддержки
родителей);
·
изменение
взаимоотношения с родителями: удачная попытка противостояния диктату
родителей, отмена опеки.
Отсутствие
в обществе четких критериев взрослости серьезно затрудняет регулирование
стремления подростков к «взрослому» поведению. Введение в медицинскую
практику термина «ребенок подросткового возраста» фактически перечеркнуло
существование переходного периода между детством и взрослым периодом жизни
(период социализации, формирования морали, нравственности
и ответственности). Такой непродуманный подход узаконивает инфантильность
молодых людей.
Все это
приводит к серьезным противоречиям и парадоксам:
·
подростки могут
быть родителями биологически, но не готовы к этому в силу
социальной и психологической незрелости;
·
они испытывают
и проявляют социальную независимость от родителей и остаются при
этом в абсолютной финансовой зависимости от них.
Разве можно
от ребенка 17 лет 11 месяцев и 29 дней от роду
требовать, чтобы через два дня он прибрел все навыки зрелого мужчины
в армии? Не в этом ли одна из причин дедовщины?
В настоящее
время в России отсутствуют подготовленные культурной традицией обряды
инициации детей, когда-то облегчавшие их вхождение в мир взрослых.
Сегодня обряд инициации заменяют первая рюмка, первая сигарета, сексуальный
дебют.
Длительность
взросления в современном обществе определяется двумя предпосылками:
во-первых, фазой юности, причем она тем продолжительнее, чем выше
профессиональные и социальные требования, предъявляемые к взрослым
(более квалифицированный труд). Во-вторых, — способностью общества и государства
нести большие затраты на то, чтобы в течение многих лет кормить,
воспитывать и обучать целое поколение будущих граждан страны. Так
в США подростками считают лиц до 21 года.
До второй
половины ХХ века преобладала потребность в неквалифицированном труде,
и молодежь рано становилась взрослой. Фактически пубертатный период
и окончание социализации протекали и завершались одновременно.
Сегодня
технический прогресс и стремительные социальные перемены привели
к необходимости увеличить период обучения молодых людей в школе, что
повлекло за собой продление их финансовой и психологической
зависимости от родителей, а следовательно и периода взросления.
С одной
стороны, нормативное удлинение периода взросления отражает заботу общества
о формировании более полноценного человеческого потенциала, что следует
рассматривать как благоприятный фактор. С другой стороны, удлинение
периода взросления и соответственно «периода бесправия» создает явные
предпосылки к нарастанию психосоциальной дезадаптации молодых людей,
асоциальных, рискованных форм их поведения, а также для ряда
сексуальных проблем.
Предмет
подростковой медицины
Содержание
медицинского обеспечения подростков определяется двумя основными компонентами
подросткового возраста: наличием пубертатного и психосоциального созревания
(Медведев В. П., Куликов А. М., 2001).
Проблемы
пубертатного периода
·
Развитие
(физическое, половое, психосексуальное, психосоциальное);
·
Анатомо-физиологические
особенности;
·
Особенности
течения заболеваний.
Проблемы
психосоциального созревания:
·
Подготовка
к трудовой деятельности и службе в армии;
·
Широкий спектр
клинико-экспертных вопросов;
·
Саморазрушающие
формы поведения;
·
Психосоциальная
дезадаптация;
·
Отделение
от семьи и семейная дисгармония;
·
Медицинские
аспекты социально-правовой помощи;
·
Репродуктивное
здоровье и сексуальное поведение, подготовка к ответственному
родительскому поведению и созданию семьи;
·
Формирование
потребности в здоровом образе жизни.
Модель
здоровья подростка
В обобщенном
виде все факторы, обеспечивающие соматическое, психическое
и репродуктивное здоровье и влияющие на него, можно представить
в виде модели, которую мы назвали «Цветком здоровья подростков».
Здоровый
подросток — это геометрически правильный красивый «цветок», имеющий
пропорциональность и гармоничность лепестков биологического развития
и в соответствии с этим — полноценное соматическое,
психическое и репродуктивное здоровье. Красоту «цветка» определяют все
перечисленные факторы: наследственность, семья, отношение общества
к проблемам молодого поколения, внешняя среда, а также функции
гипоталамуса и состояние позвоночника.
Лимбико-ретикулярный
комплекс и конкретно гипоталамус представляется стержнем
и структурой, отвечающей за интеграцию всех видов биологического
развития и здоровья в пубертатном периоде. Именно он ответствен
за оптимальное функционирование единой психонейроэндокринноиммунной
системы. Важнейший фактор, определяющий состояние гипоталамуса — это
особенности течения беременности и родов у матери подростка.
На рисунке он изображен в виде стебля цветка (состояние
позвоночного столба, мышечного тонуса и соединительнотканного каркаса).
Клиническим эквивалентом врожденной неполноценности соединительной ткани,
а также перинатальных повреждений гипоталамических структур могут
выступать вегетативная дисфункция с широкими клиническими проявлениями
и дисплазия соединительной ткани, которые служат фоном для отклонений
в биологическом созревании, соматическом и репродуктивном здоровье.
Для
полноценного развития подростков также необходимы: положительная реализация
роли родителей — семьи и наследственности, а также факторов
внешней среды, включая социально-психологические и социальные.
Сделаем
важный вывод: сохранение и восстановление здоровья подростков — это
комплексная проблема, которая зависит от усилий многих специалистов, при
координирующей роли педиатра, подросткового или семейного врача.
Цели
и задачи подростковой медицины. Сегодня есть все основания утверждать,
что, несмотря на все сложности, подростковая медицина уже сформировалась как
научная и интегральная клиническая дисциплина. Она располагается между
педиатрией и медициной для взрослых, имея существенную специфику. Учитывая
социальную значимость здоровья молодежи, подростковая медицина должна
базироваться на тесном межсекторальном сотрудничестве.
Цель
подростковой медицины — охрана и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности
подростков для последующей оптимальной реализации их сил
и возможностей в созидательной деятельности общества.
Основные
задачи подростковой медицины
·
направление
общества на создание условий для реализации индивидуальной генетически
детерминированной программы развития подростка,
·
разработка теории
здоровья и пубертатного созревания подростка с учетом как
биологических, так и социальных факторов;
·
поиск методик
анализа здоровья индивидуума и анализа здоровья подростковой популяции,
·
комплексный
подход к охране соматического, психического и репродуктивного
здоровья,
·
обеспечение
гармоничного пубертатного созревания,
·
медицинское
обеспечение в системе формирования полноценного члена общества
с учетом требований производительного и оборонного потенциала,
·
воспитание
и закрепление медико-гигиенических навыков здорового образа жизни
(профилактическая направленность),
·
осознание
подростком личной ответственности за свое здоровье,
·
подготовка
и повышение квалификации медицинских специалистов, участвующих
в охране здоровья подростков.
·
разработка
и совершенствование форм медицинской помощи подросткам и учащейся
молодежи, обеспечивающих оптимальную реализацию поставленных задач
·
разработка
методологии подростковой медицины.
Область
интересов подростковой медицины быстро растет. Ее ближайшее будущее
зависит от качества научных разработок и программ обучения. Развитие
этой дисциплины в нашей стране, особенно в настоящее столь
неблагополучное время, имеет колоссальное гуманное и социальное значение,
позволяя обеспечить радикальное улучшение состояния здоровья наиболее
перспективной когорты населения.
Генеральный
директор ВОЗ Гру Харлем Брундтланд несколько лет назад (2002) призывала
медицинское сообщество: «Перестаньте смотреть на подростков как
на проблему. Поймите, что за ними будущее. Участвуйте
в инициативах молодежи по улучшению здоровья и вовлекайте
ее в наши инициативы».
Биологическое,
психическое и социальное развитие подростков
Общие закономерности роста и развития подростков
Переход
от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста
и развития (физического, полового, психосексуального
и психосоциального). В пубертатном периоде происходит бурный рост
тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед
за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается
изменением строения тела и внутренних органов. Окончательно определяются
индивидуальные типологические особенности пропорций тела, завершается
формирование признаков полового диморфизма. К 15–17 годам тело
подростка практически не отличается от тела взрослого человека. Это
совпадает с завершением физического и полового созревания,
и становлением сексуальности.
В то же
время уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек
от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека,
имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности
и составляют основу специфики консультирования молодежи. Они также помогают
понять специфику поведения подростка, в том числе
и в рискованных для здоровья формах.
Возрастная
динамика процессов развития подростка и их взаимоотношения показаны
на рисунке.
Понятие
о физиологической зрелости
Важная особенность пубертатного периода
возникновение у части подростков несоответствия между биологическим
и календарным возрастом. Это обусловлено разными темпами полового
созревания каждого подростка. Например, в одном и том же классе
при календарном возрасте в 14 лет, часть учеников будет иметь
реальный биологический возраст, то есть физиологическую зрелость,
соответствующую 10 годам, часть — 14, а часть
16–18 годам.
Особенности
соматического здоровья у подростков определяются двумя основными
процессами, происходящими в этом возрасте. Это пубертатная перестройка
регуляторных структур, обеспечивающая физическое, половое
и психосексуальное развитие с одной стороны и вступающее
в завершающую фазу психосоциальное развитие, с другой.
По данным
Всероссийской диспансеризации детей (2002) в структуре соматической
заболеваемости детей в возрасте 15–17 лет за 10 лет
произошли изменения: отмечен рост болезней эндокринной системы,
новообразований, инфекционных и паразитарных заболеваний, заболеваний
мочеполовой системы.
Структура заболеваний
подростков характеризуется наличием:
·
нозологических
форм, общих для всех возрастных групп (например, анемия, пневмония);
·
заболеваний,
специфичных для пубертата (например, синдром Жильбера, остеохондропатии,
гипоталамический синдром периода полового созревания, гиперплазия щитовидной
железы);
·
типичных для
периода социализации «болезней поведения» — высокий травматизм;
заболевания, передаваемые половым путем; алкоголизм, наркомания и пр.;
·
отсутствующих или
крайне редких болезней (например, гипертоническая болезнь, ИБС).
Заболеваемость
подростков существенно выше, чем у детей и взрослых. Пубертатный
период проявляет уникальные свойства. Он выступает в виде
естественной функциональной нагрузочной пробы, обусловленной как мощной
вегетативной, эндокринной и иммунной перестройкой на фоне
физиологического ростового скачка, менархе и отклонений в пубертатном
созревании, так и вновь появляющимися серьезными нарушениями
психосоциальной адаптации.
В это
время формируются многочисленные транзиторные функциональные расстройства
и становятся явными все ранее скрытые органические дефекты здоровья.
Наиболее характерным следует считать усугубление перинатально обусловленной
гипоталамической дисфункции в форме психонейроэндокринноиммунной
дизрегуляции с широкими клиническими проявлениями, врожденной
неполноценности соединительной ткани (остеохондроз, нарушения системы
гемостаза, висцероптозы, суставная гипермобильность, появление ангиэктазий
и пр.). Появляются и новые, типичные для периода полового созревания
функциональные расстройства, например, гипоталамический синдром периода
полового созревания. Лабильность гомеостаза в пубертатном периоде приводит
к учащению нервных и эндокринных расстройств, снижению адаптации
к воздействию внешней среды. После завершения полового созревания
клиническая симптоматика исчезает или уменьшается. Это подтверждает
существование естественной возрастной нагрузочной пробы, приводящей
к пубертатной психонейроэндокринноиммунной дезадаптации. Следствием этого
можно считать преобладание у подростков функциональных нарушений над
органическими.
По большинству
нозологических форм заболеваемость у подростков действительно является
максимальной. По сравнению с другими возрастными группами,
у подростков явно доминируют заболевания эндокринной системы, нервной
системы, мочевыделительной системы и костно-мышечной системы. Инфекционные
и простудные заболевания преобладают у детей. В зрелости
возрастает частота новообразований и болезней системы кровообращения.
Таблица 1 - Заболеваемость детей, подростков и взрослых
(Санкт-Петербург, 2000)
Классы заболеваний
|
Дети
|
Подростки
|
Взрослые
|
Всего |
2028,1 |
2561,4 |
1291,7 |
Максимальная заболеваемость
у детей
|
Болезни органов дыхания |
1064,7 |
725,4 |
229,5 |
Инфекционные и паразитарные
болезни |
138,2 |
67,2 |
53,4 |
Болезни уха |
51,9 |
28,8 |
30,5 |
Максимальная заболеваемость
у взрослых
|
Новообразования |
3,5 |
14,3 |
41,8 |
Болезни системы кровообращения |
12,5 |
42,0 |
292,1 |
Максимальная заболеваемость
у подростков
|
Болезни крови, кроветворных органов |
7,2 |
10,1 |
3,7 |
Болезни эндокринной системы, расстройства
питания |
34,7 |
116,5 |
40,7 |
Психические расстройства
и расстройства поведения |
40,3 |
53,5 |
42,2 |
Болезни нервной системы |
40,3 |
162,3 |
32,0 |
Болезни глаза |
99,7 |
289,6 |
97,5 |
Аллергический ринит |
1,6 |
8,8 |
0,9 |
Хроническая очаговая инфекция |
30,4 |
97,6 |
17,3 |
Хронический бронхит
и бронхиальная астма |
18,1 |
37,2 |
29,7 |
Болезни органов пищеварения |
117,4 |
157,7 |
67,0 |
Болезни кожи |
104,5 |
117,6 |
47,0 |
Болезни костно-мышечной системы |
40,5 |
396,0 |
93,2 |
Болезни мочеполовой системы |
44,1 |
120,0 |
82,1 |
Травмы, отравления |
145,4 |
183,5 |
122,7 |
Вклад
в специфику подростковой заболеваемости вносит продолжающийся рост
и развитие органов и систем. Знание анатомо-физиологических
особенностей необходимо для дифференцировки возрастной нормы от патологии.
Например, гиперкинетический кардиальный синдром могут трактовать как признак
врожденных пороков сердца, а инвертированные зубцы Т в III
стандартном отведении ЭКГ — как признак ревмокардита или даже ишемии
в задней стенке левого желудочка и пр.
Типична
зависимость физиологических нормативов от биологического,
а не календарного возраста. Например, уровень
АД у подростков одного и того же календарного возраста,
но с разными темпами пубертатного созревания будет неодинаков. Так,
нормальный для мезосоматиков уровень АД может рассматриваться как артериальная
гипертензия для микросоматиков и артериальная гипотензия — для
макросоматиков. В полной мере это относится и к другим
функциональным и морфологическим параметрам — трактовке размеров
почек и полостей сердца.
Наиболее
яркой особенностью оказывается полисистемность (полиморбидность) заболеваний.
По данным МЗ РФ (2002), в возрасте 10–14 лет каждый
подросток имеет 2–3 заболевания, в возрасте 15–18 лет — уже
4–5.
Например,
у девушки, считающей себя практически здоровой, при тщательном
обследовании можно выявить: дисменорею, нарушения осанки, плоскостопие,
нефроптоз, нестабильность шейного отдела позвоночника, хронический тонзиллит,
миопию, железодефицитное состояние, нарушения ритма сердца, функциональное
расстройство желудка, трактуемое как поверхностный распространенный
гастродуоденит; кристаллурию, дискинезию желчевыводящих путей, дискинезию
чашечно-лоханочной системы, трактуемую как пиелонефрит; дискинезию кишечника,
трактуемую как колит.
Наличие
нескольких заболеваний у одного подростка и необходимость
их своевременного лечения сталкивается с ограниченными возможностями
врачей-специалистов. Именно педиатр, выступая в роли лечащего врача,
должен найти истоки страданий больного, установить взаимосвязь выявленных
нарушений, назначить подростку рациональное обследование и лечение.
В основе
такой полисистемности лежат три основные причины — эндокринные
расстройства (нарушения в пубертатном развитии), болезни нервной системы
с декомпенсацией перинатальных поражений ЦНС и дисплазия
соединительной ткани (возрастная слабость соединительной ткани
и врожденная мезенхимальная неполноценность). Целесообразно корригировать
основные патологические процессы, а не заниматься лечением всех
отдельно взятых нарушений.
При анализе
здоровья каждого подростка важно найти и оценить взаимообусловленность
отдельных слагаемых здоровья (соматический, репродуктивный, психический
и социальный компоненты). Это необходимо для выбора оптимального метода
лечения и профилактики. Яркой иллюстрацией в этом отношении оказывается
нервная анорексия. Поводом для обращения к врачу обычно служит прекращение
месячных. Непосредственная причина аменореи — снижение массы тела
и соматические сдвиги, в частности, нарушения функции печени.
Пусковым фактором выступают отклонения в психическом здоровье и социальной
адаптации. Восстановление менструальной функции у таких девушек возможно
только при одновременном воздействии на репродуктивную, психоэмоциональную
и соматическую сферу.
Отмечена
специфика соматических заболеваний у подростков с отклонениями
в биологическом развитии. Так, у бурно созревающих девушек
с тенденцией к гиперэстрогении имеется более тяжелое течение
бронхиальной астмы, есть высокий риск развития анемий и сосудистых
церебральных дистоний. Каждому типу нарушений в психосексуальном развитии соответствует
свой профиль соматических заболеваний.
Исходя
из теории системогенеза, все происходящие в организме подростка
изменения, в том числе и ведущие к особенностям
в заболеваниях внутренних органов, следует рассматривать с точки
зрения становления репродуктивной сферы. Существует достоверная зависимость
между состоянием соматического и репродуктивного здоровья подростков
(Кротин П.Н., Куликов А.М., 1999; Уварова Е.В., 2005). У соматически
здоровых девушек частота гинекологических расстройств в 1,5 раза
ниже, чем у лиц, имеющих экстрагенитальную патологию. Наиболее типичное
для подростков сочетание соматических заболеваний и нарушения
менструального цикла (НМЦ) имеют единые причины и механизмы
их формирования. Взаимосвязь между соматической сферой и половым
развитием осуществляется на двух уровнях. Центральный — через
гипоталамические механизмы путем регуляции висцеральных систем
и репродуктивной сферы в соответствии с механизмами прямой
и обратной связи. Местный — по типу «внутренний орган-яичник». На уровне
межорганного взаимодействия наиболее тесными представляются связи яичников
с печенью, почками, желудочно-кишечным трактом и респираторной
системой.
НМЦ могут
иметь своей причиной, например, эндокринные заболевания, эндогенные
интоксикации, метаболические расстройства, хронические заболевания печени,
почек и желудочно-кишечного тракта. Соматические заболевания могут
привести к сдвигам в физическом и психосексуальном развитии.
Формирующиеся или усиливающиеся на этом фоне заболевания внутренних органов
(анемии, геморрагические диатезы, расстройства функции печени и ЖКТ,
заболевания почек) и НМЦ отягощают течение друг друга. С позиций
подросткового врача, НМЦ у девушек следует рассматривать как легко
выявляемый маркер системных нарушений. Подростки с овариальными
дисфункциями нуждаются в тщательном соматическом обследовании, даже если
они считают себя полностью здоровыми.
Нередко
врачи-специалисты игнорируют отклонения в развитии и в состоянии
здоровья, проявляющиеся в период ростового скачка. В результате
подросток, чувствуя себя нездоровым, ходит от специалиста
к специалисту, выслушивая от них объяснения, что «это все
возрастное». Педиатры также чаще всего не считают эти так называемые
возрастные изменения серьезными. В то же время, например, угри
это не только и не столько возрастные изменения,
но и маркер склерокистозных яичников, надпочечниковой
гиперандрогении, хронических стрессов, эндогенной интоксикации; причина
обострения дисморфофобии, формирования комплекса неполноценности или даже
суицида.
Таким
образом, основой, фоном для формирования значительного количества соматических
заболеваний у подростков служат типичные для этого возрастного периода
отклонения в пубертатном развитии, вегетативные дисфункции
и дисплазии соединительной ткани.
Репродуктивное
здоровье
Факты о репродуктивном здоровье и сексуальном
поведении современных подростков
Около
20% российских девушек имеют гинекологические заболевания. Частота
гинекологических заболеваний за последние пять лет увеличилась в три
раза. С возрастом распространенность гинекологических нарушений возрастает
более чем в 2,5 раза — с 116,2 в 14 лет
до 297,0 на 1000 осмотренных в 17 лет. Не лучше
обстоит дело и с репродуктивным здоровьем юношей.
В Санкт-Петербурге частота заболеваний репродуктивной системы достигает
13-56%, а 2,2% юношей нуждаются в андрологическом оперативном
лечении. Около 60% всех заболеваний у юношей в возрасте
14-17 лет представляют в будущем реальную угрозу бесплодия.
Ранняя
сексуальная активность подростков стала одной из важнейших социальных
проблем России. Около половины школьников 16-17 лет живут половой жизнью.
Лишь 5-12% юношей считают раннее начало половой жизни неприемлемым для себя.
Отмечен
низкий уровень репродуктивных установок молодежи. Сегодня не хотят иметь
детей 10,5% девушек-учащихся ПТУ и 6,5% школьниц.
В 1990 г. число таких лиц не превышало 1%. Происходит
крушение идеалов семейной жизни. Законному супружеству молодежь предпочитает
гражданские браки или холостяцкую жизнь. Количество абортов в возрасте
15-19 лет в России составляет около
70 на 1000 подростков. Эти показатели — одни из самых
высоких в мире.
Молодые люди
в возрасте от 15 до 24 лет в наибольшей мере
подвержены инфекциям, передаваемым половым путем. На подростковый возраст
приходится также половина всех новых случаев инфицирования вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ). Удельный вес лиц в возрасте 15-20 лет
составляет 21% от всех ВИЧ-инфицированных.
В Санкт-Петербурге
зарегистрировано около 5000 ВИЧ-инфицированных подростков.
В последние годы эпидемия из концентрированной фазы (среда наркоманов
и гомосексуалистов) переходит на все население.
Основные понятия, связанные с репродуктивным здоровьем
и сексуальным благополучием (Всемирная организация здравоохранения, 2002;
Программа действия, ICPD 1994)
Репродуктивное
здоровье
Репродуктивное
здоровье — это состояние физического, умственного, и социального
благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе
на всех стадиях жизни. Репродуктивное здоровье предполагает, что человек
может вести удовлетворительную и безопасную половую жизнь, что
он способен рожать детей и свободен выбирать, при каких условиях, где
и как часто это делать. Под этим подразумевается право мужчин
и женщин получать информацию и доступ к безопасным, эффективным,
доступным и приемлемым методам планирования семьи по своему выбору,
и право на соответствующие услуги здравоохранения, которые позволяют
женщинам безопасно пережить период беременности и роды.
Забота
о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов,
технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью
и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной
сферы. Оно также включает в себя и сексуальное здоровье, целью
которого является улучшение жизни и межличностных отношений,
а не только лишь консультации и лечение, связанные
с репродукцией и инфекциями, передаваемыми половым путем.
Репродуктивные права
Репродуктивные
права — тот сегмент гражданских прав, который регулирует отношения между
обществом и государством, возникающие по поводу воспроизводства
жизни.
Репродуктивные
права включают в себя определенные права человека, которые уже признаны
в национальных законодательствах, в международных документах
по правам человека и других общепринятых документах. В основе
этих прав лежит признание базовых прав всех пар и отдельных людей
принимать решения свободно и с определенной долей ответственности,
о количестве, интервалах и сроках рождения своих детей, а также
иметь информацию и средства для реализации этого.
Репродуктивное
поведение в современном обществе в значительной степени регулируется
личным выбором людей, подкрепленным экспертным знанием.
Сексуальные права
Сексуальные
права включают в себя права человека, которые уже признаны
в национальных законодательствах, в международных документах
по правам человека и других общепринятых документах. Они включают
право (свободу от насилия, дискриминации и жестокости) всех людей на:
·
Самый высокий
из достижимых стандартов здоровья в отношении сексуальности, включая
доступность услуг здравоохранения в сексуальной и репродуктивной
сфере;
·
Искать, получать
и передавать информацию, относящуюся к сексуальности;
·
Сексуальное
образование;
·
Уважение
к личной неприкосновенности;
·
Свобода
в выборе партнера;
·
Свобода решать
быть сексуально активным или нет;
·
Согласованные
сексуальные отношения;
·
Согласованный
брак;
·
Решение
о том иметь детей или нет и когда иметь; и
·
Добиваться
удовлетворительной, безопасной и доставляющей удовольствие сексуальной
жизни.
Ответственная
реализация прав человека предполагает, что все люди уважают права друг друга.
Сексуальность
Сексуальность
это центральный аспект человеческого бытия на протяжении всей жизни,
который включает в себя секс, половую идентификацию и рождение детей.
Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях,
убеждениях, отношениях, пристрастиях, поступках, привычках, половых ролях
и отношениях. Тогда как сексуальность может включать все эти аспекты,
не всегда все они ощущаются или выражены. На сексуальность влияет взаимодействие
биологических, психологических, социальных, экономических, политических,
культурных, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных
факторов.
Сексуальное
здоровье
Сексуальное
здоровье — это состояние физического, эмоционального, психического
и социального благополучия, связанного с сексуальностью; это
не только отсутствие заболеваний, дисфункции или немощи. Сексуальное
здоровье требует позитивного и уважительного отношения
к сексуальности и взаимоотношениям сексуального характера, а также
возможность сексуального опыта, безопасного и доставляющего удовольствие,
свободного от насилия, дискриминации и жестокости. Чтобы достичь
и сохранить сексуальное здоровье, сексуальные права всех людей должны уважаться,
защищаться и соблюдаться.
Возраст согласия
(Уголовный кодекс РФ)
В уголовном
праве возраст, начиная с которого человек считается способным дать
информированное согласие на любой легальный контракт или поведение,
регулируемое законом, включая сексуальные отношения с другим лицом. Возраст
согласия в большинстве стран сегодня он находится между
14 и 18 годами. В России он составляет 16 лет.
В течение нескольких лет (1998-2003) возраст согласия начинался
с 14 лет.
Психическое
здоровье
Эксперты ВОЗ
(1979) определили психическое здоровье как определенный резерв сил человека,
благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или
затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах. Психическое
здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному
физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние
равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть,
адекватно использовать и развивать, это позволяет человеку гармонично
функционировать в социуме.
Психическое здоровье
включает в себя высокое сознание, развитое мышление, большую внутреннюю
моральную силу, побуждающую к созидательной деятельности.
За последнее
десятилетие состояние психического здоровья подростков стало приоритетной
медико-социальной проблемой. По данным Всероссийской диспансеризации детей
(2002) у подростков от 15 до 18 лет темпы роста
заболеваемости за 10 лет в 2 раза выше, чем среди детей
0–14 лет. Заболеваемость подростков от 15 до 18 лет
возросла с 786,0 в 1992 г. до 1356,4 в
2002 году (в 1,7 раза), распространенность соответственно
с 4778,5 до 5858,8 (в 1,2 раза)
на 100000 детей соответствующего возраста. По данным
МЗ РФ (2001), в 2000 году
в амбулаторно-поликлинических психоневрологических учреждениях наблюдалось
238 тыс. подростков.
Таблица 2 - Психические
расстройства у подростков 15–17 лет (на 100000 детского населения)
|
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Заболеваемость |
786 |
759,2 |
725,4 |
759,9 |
825,5 |
838,1 |
927 |
1363 |
1368,4 |
1396,1 |
1356,4 |
Распространенность |
4778,5 |
4616,6 |
4783,5 |
4508,1 |
4516,3 |
4482 |
4698 |
5931,3 |
5820,4 |
5797,7 |
5858,8 |
Преимущественный
рост распространенности и заболеваемости отмечается в группе
психосоциальных нарушений (реактивные состояния, соматоформные расстройства,
аномалии личностного развития, специфические нарушения психического развития),
а также непсихотических расстройств, связанных с ранними
органическими поражениями головного мозга. Рост показателей в этой группе
также следует считать неблагоприятным в контексте психосоциального
развития, так как они косвенно указывают на утяжеление «патологической
почвы», на фоне которой реализуется возрастное психическое
и личностное развитие детей и подростков.
Увеличивается
число первично обратившихся больных детей и подростков с психозами,
непсихотическими расстройствами, умственной отсталостью. Невротические
расстройства встречаются более чем у 80% девушек
и 70% юношей. Депрессии отмечены практически у каждого пятого
подростка.
Склонность
с самоубийству типична для периода взросления во всех культурах. Так,
например, в Швеции суидидальные попытки прослежены у 4–7% подростков.
По данным центра контроля и профилактики заболеваний США (2000),
суициды подростков занимают третье месте среди причин смерти. Депрессия как
возможный предвестник суицида зарегистрирована у 35,7% девушек
и 21,0% юношей. 25% девушек и 14% юношей подумывали
о возможности суицида. К сожалению, уровень подростковых суицидов
в России один из самых высоких в мире.
Более
70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают
значительные трудности в усвоении базовой школьной программы обучения.
Среди учащихся ПТУ по сравнению со школьниками в 14 раз
чаще встречаются лица с психогенными реакциями, в 19 раз
с патологическим формированием личности, в 2,5 раза
с неврозами, 1,5–2 раза — лица, употребляющие психоактивные
вещества. Это сказывается на уровне профессиональной подготовки
и влияет на возможность дальнейшего трудоустройства. Среди
заболеваний, послуживших причиной освобождения юношей от призыва
на военную службу в 2002 году, более 30% страдали
психическим расстройствам.
Проблемы
психического здоровья актуальны сегодня для многих стран, в том числе
и высокоразвитых. В США по данным National Adolescent Health
Information Center от 17 до 22% детей и подростков имеют
проблемы развития, поведения и психоэмоциональные расстройства.
7,7 млн. детей и подростков нуждаются в психологической
и психиатрической помощи. В Eвропейской стратегии «Здоровье
и развитие детей и подростков» (2005) обеспечение психического
благополучия рассматривается как приоритетное направление.
|