Промышленность производство : Учебное пособие: Свойства алюминия
Учебное пособие: Свойства алюминия
Конспект уроков по теме "Алюминий"
Урок 1: алюминий и его свойства
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая - ознакомление с физическими и химическими
свойствами алюминия, его оксида и гидроксида; доказательство их амфотерности;
Развивающая - закрепление навыков работы в химическом
кабинете (безопасное обращение с лабораторным оборудованием и веществами,
наблюдение за химической реакцией и формулировка вывода); написание уравнений
химических реакций;
Воспитательная - совместная работа в малых группах по
выполнению поставленной задачи, воспитание ответственного отношения к
сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ОБОРУДОВАНИЕ: Периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева, таблица "Распространённость химических элементов в земной коре",
лотки с набором оборудования для выполнения лабораторных и практических работ,
штативы с пробирками, 2 колбы или стаканы с водой, лабораторный штатив,
стальной тигель, поднос с сухим речным песком.
РЕАКТИВЫ: образцы алюминия (полоски), отрезки алюминиевой
проволоки длиной около 15 см (так чтобы их легко можно было вынуть из пробирки),
алюминиевый стержень (2 шт) и раствор для его амальгамирования, вода, заранее
приготовленная термитная смесь, растворы HCl, KOH, H2SO4,
Al (NO3) 3 с массовой долей 0,05.
ПЛАН УРОКА.
1. Актуализация знаний о строении атома на основании
положения химического элемента в Периодической системе, об амфотерности свойств
химических элементов, о химической активности металлов на основании положения в
Периодической системе и в ряду напряжений - фронтальная беседа;
2. Постановка познавательной задачи 1: выявление
высокой химической активности алюминия;
3. Решение познавательной задачи 1: демонстрация опытов взаимодействия
амальгамированного алюминия с водой и горения термитной смеси; формулировка
вывода из опытов;
4. Постановка познавательной задачи 2: доказательство
амфотерности алюминия, его оксида и гидроксида;
5. Решение познавательной задачи 2: лабораторная работа
"Амфотерность алюминия и его гидроксида", формулировка вывода из
лабораторной работы;
6. Задание на дом: параграф 13, ответить на вопросы,
записанные в тетради.
Вопросы (дать химическое объяснение данному явлению):
Можно ли алюминиевые изделия ремонтировать медными
заклёпками?
Что произойдёт, если раствор медного купороса (CuSO4)
оставить в алюминиевой посуде?
Почему влажная кальцинированная сода (Na2CO3),
нанесённая на алюминиевый предмет, хорошо его очищает?
КОНСПЕКТ УРОКА.
1). Фронтальная беседа:
в ходе её устанавливается положение элемента Al в
периодической системе;
выясняется физический смысл порядкового номера химического
элемента (положительный заряд ядра атома), номера периода (число энергетических
уровней в атоме) и номера группы (высшая положительная степень окисления атома
в соединениях);
на классной доске записывается электронно-графическая
формула Al, которая подтверждает вышеуказанные выводы; на её основании делается
вывод о том, что степень окисления Al в соединениях равна +3 (очень трудно,
в жёстких условиях, можно получить неустойчивые соединения Al в степени
окисления +1);
по степени окисления, т.е. на основании положения в
периодической системе, выводится формула оксида - Al2O3 и
гидроксида алюминия - Al (OH)3;
на основании положения в периодической системе - малый
радиус атома, соседство с неметаллами (В,Si), высказывается предположение об
амфотерности элемента и его соединений (встаёт проблема, которая требует разрешения);
на основании положения в электрохимическом ряду напряжений,
учащиеся легко делают вывод о том, что Al должен быть активнее многих широко
распространённых металлов (цинка, железа, свинца, олова…), но уступать по
химической активности только что изученным металлам IIA группы. В то же время
повседневный опыт убеждает их в том, что этот металл во внешней среде очень
устойчив. Высказывается предположение, что причина видимой пассивности алюминия
кроется в наличии на его поверхности прочной и устойчивой во внешней среде
защитной плёнки оксида. Возникает идея - разрушить оксидную плёнку и тогда
алюминий покажет свой "буйный характер".
2). Знакомство с физическими свойствами: изучение образцов
алюминия (фольга, полоски металла, отрезки проволоки). Учащиеся отмечают
серебристый цвет алюминия, его высокую пластичность, легкость; привлекая свой
жизненный опыт, сообщают, что алюминий отлично проводит электричество и тепло. Учитель
дополняет наблюдения учащихся следующими данными: tпл0 (Al)
=6600C, с (Al) =2,7г/см3. Все физические характеристики
алюминия записываются в тетрадь.
3). Доказательство высокой химической активности алюминия: проведение
демонстрационных опытов. Двое учащихся, членов химического кружка,
демонстрируют заранее подготовленные и проверенные накануне урока следующие
опыты-
а/. взаимодействие амальгамированного алюминия с водой (вместо
ядовитых соединений ртути для разрушения оксидной пленки можно использовать
крепкий раствор КОН, но в этом случае образец алюминия переносят из щелочного
раствора в воду без промывания).
Учащийся объясняет суть опыта, колбы с контрольным образцом
и амальгамированным алюминием пускает по рядам, записывает на классной доске
уравнение реакции
2Al + 6HOH => 2Al (OH) 3 + 3H2,
делает вывод о том, что только очень активные металлы могут
реагировать с водой при обычных условиях и, следовательно, алюминий - действительно
активный металл.
б/ алюминотермическая реакция (реакция Бекетова) -
взаимодействие алюминиевой пудры с оксидом менее активного металла, не
обязательно для опыта брать смесь оксидов железа с алюминием - так называемую
термитную смесь, - хорошо удаётся опыт с оксидом марганца (IV), в качестве
"затравки" в реакционную смесь вносят ленту магния, а при е
отсутствии используют намазку со спичечных головок. Опыт проводится в вытяжном
шкафу! Под тигель с реакционной смесью подставляют поднос с речным песком. После
очень эффектной реакции на стенках тигля можно наблюдать капельки застывшего
металла - марганца. Учащийся объясняет наблюдаемое явление, охлаждённый тигель
с каплями марганца демонстрирует классу, а сам записывает на доске уравнение
происходившей реакции
4Al + 3MnO2 => 2Al2O3 +
3Mn + QкДж
4). Общий вывод: на основании проделанных опытов учащиеся
делают вывод о том, что простое вещество алюминий - по физическим свойствам
является типичным металлом, химически очень активен.
5). Доказательство амфотерности алюминия и его гидроксида - лабораторная
работа:
перед началом работы учитель напоминает основные требования
по технике безопасности при обращении с растворами кислот и щелочей, при
нагревании растворов. Нужно объяснить, почему не проводится опыт с оксидом
алюминия - тонкая плёнка этого вещества постоянно присутствует на
поверхности металла! Поэтому, очевидно, что сначала растворяется оксидная
плёнка, а затем в реакцию вступает металл. Необходимо предупредить учащихся
о том, что реакция алюминия с соляной кислотой - самоускоряющаяся: по мере
растворения оксидной плёнки скорость реакции возрастает; реакция сопровождается
повышением температуры, что также приводит к её ускорению; в растворе
накапливается хлорид алюминия, играющий каталитическую роль. Поэтому после
обнаружения водорода, без промедления алюминиевую проволочку переносят в
пробирку с раствором щёлочи!
Лабораторная работа выполняется в течение 10-15 минут по
инструктивным картам, по ходу работы учащиеся записывают уравнения происходящих
реакций (в тетрадях, а по требованию учителя и на классной доске); при
написании уравнений создаётся благоприятная ситуация для повторения вопросов
"Реакции ионного обмена" и "Окислительно-восстановительные
реакции"; формулируются частные выводы по каждому опыту, общий вывод
прочитывается вслух:
Алюминий по физическим свойствам - типичный металл,
химически очень активен, хотя и уступает щелочноземельным металлам. По отношению
к другим веществам алюминий, его оксид и гидроксид проявляют амфотерные
свойства.
6). Задание на дом: учебник О.С. Габриелян "Химия-9"
параграф 13; повт. тему "Гидролиз солей", ответить на вопросы в
тетради (письменно); объяснить применение алюминия по рис.15, стр.60 (устно); решить
задачу:
При восстановлении 76 кг оксида хрома (III) получили 45 кг
хрома. Сколько процентов это составляет от теоретически возможного выхода?
Инструкция по выполнению лабораторной работы "Доказательство
амфотерности алюминия и его гидроксида"
ВНИМАНИЕ! Вспомните, как безопасно обращаться с растворами
кислот и щелочей;
Какие меры надо предпринять при попадании капель кислоты или
щёлочи на кожу и одежду?
ОПЫТ 1: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЮМИНИЯ С СОЛЯНОЙ КИСЛОТОЙ.
Алюминиевую проволоку опустить в пробирку с разбавленной
соляной кислотой (=5 мл). Что происходит? Написать уравнение происходящей
реакции по схеме:
Al + HCl →
Собрать выделяющийся газ, доказать, что это водород (после
обнаружения водорода проволочку перенести в пустую пробирку, иначе реакция
примет слишком бурный характер!). Написать уравнение происшедшей реакции по
схеме:
Н2 + О2 →
ОПЫТ 2: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АЛЮМИНИЯ СО ЩЁЛОЧЬЮ.
Алюминиевую проволоку опустить в раствор щёлочи объёмом = 5
мл. Для ускорения реакции раствор необходимо … … … Что происходит? Написать
уравнение происходящей реакции по схеме, расставить коэффициенты методом
электронного баланса:
Аl0 + KOH+1 + H2+1
O → K [Al+3 (OH) 4] + H20
Доказать наличие водорода. Сделать вывод из 1-2 опытов:
ВЫВОД:
Алюминий реагирует с HCl, проявляя при этом … … … химические
свойства. Но алюминий реагирует и с KOH, проявляя … … …химические свойства. Следовательно,
алюминий проявляет … … …химические свойства.
ОПЫТ 3: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГИДРОКСИДА АЛЮМИНИЯ С КИСЛОТОЙ И
ЩЁЛОЧЬЮ.
Получить в 2-х пробирках студенистый осадок
гидроксида алюминия, приливая к 2-3 мл раствора нитрата алюминия Al (NO3)
3 примерно такой же объём щёлочи - гидроксида калия КОН. Написать
уравнение происходившей реакции по схеме (в молекулярном, полном ионном и
сокращённом ионном видах):
Al (NO3) 3 + KOH →
К одной порции осадка приливать по каплям раствор серной
кислоты; наблюдать что происходит, написать уравнение происходившей реакции (в
молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном видах) по следующей схеме:
Al (OH) 3 + H2SO4 →
К другой порции осадка гидроксида алюминия приливать по
каплям раствор щёлочи - гидроксида калия, наблюдать что происходит, написать
уравнение происходившей реакции:
Al (OH) 3 + KOH → K [Al (OH)
4]
Сделать вывод из опыта 3.
ОБЩИЙ ВЫВОД:
Алюминий по физическим свойствам представляет из себя
типичны. Так как алюминий и его гидроксид реагируют с и, следовательно по
химическим свойствам это вещества.

Урок 2: Свойства, применение, получение алюминия и его соединений
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая - формирование представления о промышленном
производстве алюминия;
Развивающая - совершенствование представлений о
причинно-следственной зависимости между свойствами веществ и применением на
примере областей применения алюминия и его соединений;
Воспитательная - формирование экологической
грамотности, убеждения о необходимости бережного отношения к природным ресурсам.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы "Распространённость химических
элементов в земной коре" и "Получение алюминия", коллекции
"Алюминий", препараты соединений алюминия (сульфат алюминия, хлорид
алюминия, алюмокалиевые квасцы, алюминиевая пудра, оксид алюминия), изделия (наждачная
бумага, другие абразивные материалы, радиодетали - конденсаторы,
электромагнитные катушки, селеновый выпрямитель и т.д., машиностроительные и
бытовые изделия из алюминия и его сплавов
ПЛАН УРОКА:
1. Проверка домашнего задания: ответы на вопросы (химическое
объяснение);
2. Фронтальная беседа по рисунку 15 на стр.60 - области
применения алюминия;
3. Постановка познавательной задачи: почему такой
распространённый в природе металл нашёл широчайшее применение в хозяйственной
деятельности лишь в ХХ веке?
4. Рассказ учителя: об открытии и промышленном
производстве алюминия;
5. Фронтальная беседа: закрепление знаний об
электролитической выплавке алюминия;
6. Самостоятельная работа с учебником: заполнение таблицы
в тетради "Применение алюминия и его соединений", изучение коллекции
"Алюминий", изделий из алюминия и его сплавов;
7. Задание на дом: повторить параграф 13, заполнить
до конца таблицу "Применение алюминия и его соединений", решить
задачу с применением понятия "практический выход продукта реакции от
теоретически возможного выхода".
КОНСПЕКТ УРОКА:
1) Проверка домашнего задания - ответы у доски:
А/. при соединении алюминиевых деталей медными заклёпками
возникает электрический ток в гальванической паре Al-Cu, в результате чего
создаются благоприятные условия для электрохимической коррозии алюминия.
Б/. раствор медного купороса, т.е. сульфата меди - соли,
образованной слабым основанием Cu (OH) 2 и сильной кислотой H2SO4,
вследствие гидролиза содержит катионы водорода:
CuSO4 ↔ Cu2+ +
SO42-
+HOH ↔ H+ + OH- Cu2+ + OH - = CuOH+
CuSO4 + HOH = CuOH+ +
SO42 - + H+
Под влиянием кислотной среды разрушается сначала защитная
оксидная плёнка, а затем идёт реакция алюминия с сульфатом меди.
В/. влажная кальцинированная сода - это по существу раствор
Na2CO3, который в результате гидролиза содержит анионы ОН--:
Na2CO3 ↔ 2Na+
+ CO32-
+HOH ↔ H+ + OH-
H+ + CO32 - =
HCO3-
Na2CO3 + HOH = 2Na+
+ HCO3 - + OH--
Под влиянием щелочной среды разрушается оксидная плёнка,
поэтому поверхность металла очищается. Но оставлять в алюминиевой посуде
раствор соды нельзя, т.к начнёт разрушаться металл.
2). Применение алюминия - фронтальная беседа (стр60, рис.15):
назвать области применения алюминия. На каких свойствах
основано применение алюминия в этих сферах человеческой деятельности?
какой вывод можно сделать в связи с использованием алюминия
в данных отраслях?
что можно сказать о распространённости алюминия в земной
коре? (по новейшим данным содержание алюминия в земной коре составляет 8,8% по
массе, - это третье место среди химических элементов после О и Si)
3). Почему такой распространённый в природе и важный в
техническом отношении металл стал известен людям менее 200 лет назад? - постановка
познавательной задачи.
4). История алюминия - рассказ учителя:
"Однажды к древнеримскому императору Тиберию
пришёл ремесленник и принёс чашу невиданной красоты, изготовленную из
серебристого и на удивление лёгкого металла. На вопрос императора о названии
чудесного металла ремесленник ответил, что металл получен им из …глины и пока
не имеет названия. "Дальновидный" император, испугавшись, что новый
металл, который можно получать из обыкновенной глины, обесценит серебро и
подорвёт могущество Рима, повелел: чашу уничтожить, ремесленника обезглавить, его
мастерскую сровнять с землёй!" Теперь, по прошествии тысячелетий, мы не
можем сказать, сколько правды лежит в основе этой легенды, рассказанной римским
историком Плинием Старшим в своей "Естественной истории", но
значительная доля правды в ней кроется. Действительно, алюминий -
серебристо-белый, но в отличие от серебра на удивление лёгкий металл, который в
принципе можно получить даже из глины. Не случайно у нас в России в ХIX
столетии алюминий называли "глиний"! И если бы не технические
трудности, алюминий давно бы был самым дешёвым металлом. Но из-за высокой
химической активности, алюминий встречается в природе только в связанном виде. А
из-за высокого сродства к кислороду, восстановить алюминий можно либо ещё более
активным металлом, например калием, либо при помощи электролиза. Поэтому
открытие этого самого распространённого металла состоялось после открытия
щелочных металлов, а промышленное получение началось после изобретения
электролиза. Первый образец алюминия получил датский учёный Г. Эрстед в 1825
году в результате следующей химической реакции:
AlCl3 + 3Na → Al +3NaCl
В 1827 году знаменитый немецкий химик Фридрих Вёлер получил
более чистый алюминий, использовав для этого криолит и металлический калий:
Na3 [AlF6] + 3K →
Al + 3NaF + 3KF
Первое время алюминий получали в малых количествах и стоил
он дороже золота. Так у
последнего русского царевича Алексея была очень дорогая
игрушка - погремушка из алюминия. Промышленный способ производства алюминия,
который в своей основе применяется до сих пор, был разработан в 1866 году двумя
молодыми учёными американцем Чарльзом Холлом и французом Полем Эру, причём
независимо друг от друга. В чём заключается этот способ… (краткий рассказ об
электролитическом производстве по настенной таблице). Запись на доске и в
тетрадях:
2Al2O3 ток→ 4Al + 3O2
В настоящее время по объёму производства алюминий прочно
занимает 2 место после железа и его сплавов (среди металлов). Для выплавки 1т
алюминия требуется 13-17000 квт/час электрической энергии (постоянный ток,
V=5в, I=100000А), поэтому алюминиевые заводы расположены вблизи крупных ГЭС.
5). Закрепление знаний о производстве алюминия -
фронтальная беседа:
Как в ХIХ веке в России называли алюминий и почему?
Зачем при электролизе глинозёма (Al2O3)
применяют криолит (Na3 [AlF6])?
В чём заключается суть современного производства алюминия?
Почему алюминий не сгорает сразу после электролиза?
Почему угольные аноды приходится периодически обновлять?
В связи с чем алюминий из электролизёра извлекают вакуумным
ковшом?
Почему большая часть производимого алюминия идёт на выплавку
сплавов?
6). Заполнение таблицы "Применение алюминия", изучение
коллекции "Алюминий" самостоятельная работа:
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ |
НА КАКИХ СВОЙСТВАХ ОСНОВАНО |
|
|
7). Домашнее задание. Повторить параграф 13, решить задачу:
На выплавку 1 тонны алюминия расходуется 2 тонны оксида
алюминия Al2O3. Вычислить выход металла в процентах от
теоретически возможного выхода, подготовить тетрадь к проверке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ "АЛЮМИНИЙ":
Ле Бокс - местность на юге Франции, в которой впервые стали
добывать бокситы;
t0пл боксита составляет 20450С,
а t0пл криолита составляет 9700С;
электропроводность Al примерно 0,6 от электропроводности
меди; теплопроводность же Al в 1,8 раза больше, чем теплопроводность меди;
рубин (красный): Al2O3 + 0,3% Cr2O3;
сапфир (синий): Al2O3 + 0,2% TiO2,
следы Fe2O3
аметист (фиолетовый): Al2O3 + примесь
MnO2;
AlCl3, Al (C2H5) 3
- катализаторы в органическом синтезе;
дуралюмин или дюраль - сплав Al + 5% Cu + 2% Mg - название
от города Дюрен в Германии;
KAl (SO4) 2 - алюмокалиевые квасцы,
протрава при крашении тканей;
Al2 (SO4) 3 - сульфат
алюминия, коагулянт при очистке воды от биологической грязи;
Al (OH) 3 + Mg (OH) 2 - "Алмагель",
медицинский препарат для снижения кислотности желудочного сока при гастритах и
язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;
рубины и другие окрашенные разновидности оксида алюминия
применяют в ювелирной промышленности и в технике, например в производстве
лазеров, механических часов; в настоящее время рубины, сапфиры, аметисты и др. получают
искусственным путём;
соли алюминия в водных растворах подвергаются гидролизу,
большинство с образованием кислотной среды, а сульфид алюминия полностью
гидролизуется (разрушается в воде), например:
a). AlCl3 ↔ Al3+ +
3Cl-
HOH ↔ H+ + OH-
Al3+ + OH - = AlOH2+
AlCl3 + HOH = AlOH2+ +
3Cl - + H+
b). Al2S3 + 6HOH =
2Al (OH) 3 + 3H2S
|