Промышленность производство : Курсовая работа: Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора
Курсовая работа: Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора
Факультет
экономики и управления в машиностроении.
Кафедра
инженерных наук и технологий.
Курсовая
работа.
Тема:
Проектирование механической системы промышленного робота манипулятора
Санкт -
Петербург
2007 год.
Содержание
Введение
1) Часть №1: Проектный расчет вала редуктора
2) Часть №2: Конструирование вала
3) Часть №3: Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Список литературы
Введение
Редуктором называют
механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде
отдельного агрегата, и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу
рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора,
открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
Назначение редуктора -
понижение угловой скорости и соответствен но повышение вращающего момента
ведомого вала по сравнению с ведущим. Механизмы для повышения угловой скорости,
выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или
мультипликаторами. Редуктор проектируют либо для привода определенной машины,
либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Редукторы классифицируют по
следующим признакам: типу передачи, (зубчатые, червячные или
зубчато-червячные), числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые), типу
зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические),
относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные),
особенностями кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной
ступенью).
Возможности получения
больших передаточных чисел при малых габаритах обеспечивают планетарные и
волновые редукторы.
Сборку редуктора
производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов
валов: на ведущий вал насаживают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до
упора в бурт вала; затем надевают удерживающие кольца и устанавливают
шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают
в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая
предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для
центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтоф;
затягивают болты, крепящие крышку корпуса.
Таким образом мы видим,
что одной из важнейших составляющих редуктора является вал. В этой курсовой
работе нам как раз предстоит спроектировать и сконструировать вал редуктора.
Предварительная
конструктивная проработка вала и подшипниковых узлов выполняется на стадии
эскизного проекта редуктора. Окончательное конструктивное исполнение этих узлов
определяется по результатам расчета вала и подшипников по критериям их работоспособности.
При известных нагрузках на вал эти расчеты можно произвести, составив расчетную
схему вала.
Рассчитаем необходимый
нам вал в соответствии с требованиями, изложенными в задании к курсовой работе.
Часть №1: Проектный
расчет вала редуктора

Ft = 2200H
Ft – окружная сила
Fa = 770 H
Fa – осевая сила
Fr = 836 H
Fr – радиальное усилие
l = 0,16 м
D = 0,11 м
I. Силу Fa и Ft переносим к центру
тяжести вала


Момент Ма
вызывает изгиб в вертикальной плоскости XOY.
Сила Fa вызывает растяжение, и в расчетах мы
ее учитывать не будем.

Момент Mt вызывает кручение вала относительно
оси OX.
II. Изобразим пространственную схему
вала
Схема представляет собой
балку, лежащую на двух опорах.

Внешние силы лежат в двух
взаимно перпендикулярных плоскостях, поэтому составляющие реакции определим в
тех же плоскостях, а затем подсчитаем результирующие реакции.
А) Чертим расчетную схему в
вертикальной плоскости XOY и
определяем составляющие реакции.

Ray → ∑Mв = 0
–Ray ∙ 2l + Fr ∙ l – Ma =0


Rву →
∑Mа = 0
Rвy ∙ 2l – Fr
∙ l – Ma =0


Проверка: ∑Y = 0
Ray – Fr + Rву = 0
285,66H – 836H + 550,34H = 0H =>Решение верно!
Б) Чертим схему вала в горизонтальной
плоскости XOZ и определим составляющие реакции в
этой плоскости.


–Raz ∙2l +
Ft ∙l = 0

Rвz → ∑Mа = 0
Rвz ∙2l – Ft ∙l
= 0

Проверка: ∑Z = 0
Raz – Ft + Rвz = 0
1100H – 2200H + 1100H = 0H =>Решение верно!
В) Определим суммарную радиальную
реакцию в опорах.


III. Строим эпюру изгибающих моментов
А) В вертикальной плоскости XOY.
1-й участок 0 ≤ X1 ≤ 0,16 м
Mz = Ray ∙ X1
При X1 = 0 м Mz1 = 0 H ∙м
При X1 = 0,16 м Mz1 = 45,71 H ∙м
2-й участок 0 ≤ X2 ≤ 0,16 м
Mz = Rвy ∙ X2
При X2 = 0 м Mz2 = 0 H ∙м
При X2 = 0,16 м Mz2 = 88,06 H ∙м
Б) В горизонтальной плоскости XOZ.
1-й участок 0 ≤ X1 ≤ 0,16 м
My = Raz ∙ X1
При X1 = 0 м My1 = 0 H ∙м
При X1 = 0,16 м My1 = 176 H ∙м
2-й участок 0 ≤ X2 ≤ 0,16 м
My = Rвz ∙ X2
При X2 = 0 м My2 = 0 H ∙м
При X2 = 0,16 м My2 = 176 H ∙м

A)

Б)
IV. Определение суммарных изгибающих моментов в
сечении С
- Слева:

- Справа:


V. Строим эпюру Мкр. Мкр
= -121 Н*м
VI. Используя III и IV теории
прочности, определяем эквивалентные (приведенные) моменты характерных сечений


VII. Определим опасное сечение и
выпишем величину моментов в этом сечении
Опасное сечение в точке
С.
Мизг =
196,8 Н ∙м
Мкр = 121 Н
∙м
VIII. Вычисляем диаметр вала d
[σ] = 70 МПа
σmax = ≤ [σ]




28 мм округляем до 30 мм.
Из таблицы нормальных
линейных размеров выбираем d = 30
мм.
Ориентировочное значение
диаметра вала редуктора определено из полного проектного расчета вала на
статическую прочность с учетом работы вала на изгиб и кручение. d = 30 мм принимаем в качестве
выходного диаметра вала.
Часть №2: Конструирование вала
При конструировании вала
необходимо выполнять следующие основные требования:
Конструкция вала должна
обеспечивать его легкое изготовление.
Необходимо обеспечить
простоту сборки и разборки деталей, сидящих на валу. Необходимо помнить, что
многие элементы и размеры являются стандартными и по возможности должны быть
выбраны из ряда нормальных линейных размеров ГОСТ 6636-69 (Приложение 1).
I. Подбор подшипника для вала
В качестве опор валов
используют подшипники – устройства, предназначенные для направления относительного
движения вала, а так же для передачи нагрузок на корпус машины.
В современном
машиностроении подшипники качения являются основными видами опор валов.
Подшипники качения представляют собой наружные и внутренние кольца, с
расположенными между ними телами качения (шарики и ролики).
Для предотвращения
соприкосновения тел качения их отделяют друг от друга сепаратором.
Самый распространенный в
машиностроении подшипник – шариковый радиальный однорядный подшипник ГОСТ 8338
78 (Приложение 2).
Диаметр вала под
подшипник качения применяется на 5 - 8 мм больше чем dвала.
d вала под подшипник = 30 мм + 5 мм = 35 мм
d вала под подшипник должен заканчиваться на 0 или 5 и
должен быть целым числом.
По ГОСТ 8338-78 выбираем
подшипник №207:
d = 35 мм
D = 72 мм
B = 17 мм
r = 2 мм
II. Определение d вала
под колесо
d вала под колесо = dподшип +3r = 35 мм + 2 мм ∙3 = 41 мм
r – радиус фаски, применяемый при
выборе подшипника.
Полученное значение
округляем до ближайшего стандартного нормального значения.
d вала под колесо = 42 мм
Dколеса ≥ d вала под колесо
(110 мм ≥ 42 мм
+ 9 мм) => колесо надевается на вал и изготовляется отдельно.
III. Определение
диаметра буртика вала
Буртик – участок вала
(утолщение), который служит для ограничений перемещений колеса вдоль оси вала.
dбуртика ≥ d вала под колесо + 8мм => dбуртика ≥ 50мм.
Полученное значение
округляем до ближайшего стандартного нормального значения. => dбуртика = 50мм.
IV. Подбор шпонки
Для передачи крутящего
момента от вала до ступицы колеса и фиксации детали на валу используется
шпоночное соединение. Основная деталь соединения – шпонка, устанавливается в
паз вала и соединяемой детали.
Размеры шпонок
стандартизованы. Наиболее часто применяемые шпонки – призматические шпонки ГОСТ
22360-78 (Приложение №3). Размеры стандартной призматической шпонки (в, h, l) выбирают в зависимости от диаметра вала под колесо и длины
ступицы под колесо.
l ступицы = (0,8мм…1,5мм) от диаметра вала под
колесо
l шпонки = l ступицы – (5мм…10мм)
в = 12мм
h = 8 мм
t1 = 5мм (паз вала)
l ступицы = 0,8 ∙ d вала под колесо = 0,8 ∙ 42мм = 33,6мм ≈
34мм
l шпонки = 34мм ∙ (5мм…10мм)= от 24мм
до 29мм
Выбираем l шпонки =28мм
l шпонки рабочая = l шпонки – в = 28мм – 12мм = 16мм
При действии на вал
крутящего момента на шпонку действует напряжение смятия. После выбора размеров
шпонки необходим проверочный расчет шпоночного соединения на прочность по
напряжению смятия (сжатие в зоне контакта).





σсмятия ≤ [σ]
[σ] =
(110Мпа … 190МПа)
120,04МПа ≤
190МПа => Условия прочности на смятие шпонки выполняются.
V. Определение длины концевого участка
вала
d = 30мм (из первой части расчета).
В соответствии с ГОСТ
12080 – 66 выбираем d =
30мм, l = 80 мм.
I. Приложение №1
Нормальные линейные
размеры, мм (ГОСТ 6636-69)
3,2 |
5,6 |
10 |
18 |
32 |
56 |
100 |
180 |
320 |
560 |
3,4 |
6,0 |
10,5 |
19 |
34/35 |
60/62 |
105 |
190 |
190 |
600 |
3,6 |
6,3 |
11 |
20 |
36 |
63/65 |
110 |
200 |
360 |
630 |
3,8 |
6,7 |
11,5 |
21 |
38 |
67/70 |
120 |
210 |
380 |
670 |
4,0 |
7,1 |
12 |
22 |
40 |
71/72 |
125 |
220 |
400 |
710 |
4,2 |
7,5 |
13 |
24 |
42 |
75 |
130 |
240 |
420 |
750 |
4,5 |
8,0 |
14 |
25 |
45/47 |
80 |
140 |
250 |
450 |
800 |
4,8 |
8,5 |
15 |
26 |
48 |
85 |
150 |
260 |
480 |
850 |
5,0 |
9,0 |
16 |
28 |
50/52 |
90 |
160 |
280 |
500 |
900 |
5,3 |
9,5 |
17 |
30 |
53/55 |
95 |
170 |
300 |
530 |
950 |
II. Приложение №2
Шариковые
радиальные однорядные подшипники (ГОСТ 8338 – 75) Размеры, мм
Обозначение подшипников |
d
|
D
|
В
|
r
|
Шарики |
Масса, кг |
С, кН
|
С0, кН
|
nпред ××10-3, мин‑1
|
Dw
|
z
|
Легкая серия диаметров 2, узкая серия
ширин 0
|
205 |
25 |
52 |
15 |
1,5 |
7,94 |
9 |
0,12 |
14,0 |
6,95 |
12,0 |
206 |
30 |
62 |
16 |
1,5 |
9,53 |
9 |
0,20 |
19,5 |
10,0 |
10,0 |
207 |
35 |
72 |
17 |
2,0 |
11,11 |
9 |
0,29 |
25,5 |
13,7 |
9,0 |
208 |
40 |
80 |
18 |
2,0 |
12,7 |
9 |
0,36 |
32,0 |
17,8 |
8,0 |
209 |
45 |
85 |
19 |
2,0 |
12,7 |
9 |
0,41 |
33,2 |
18,6 |
7,5 |
210 |
50 |
90 |
20 |
2,0 |
12,7 |
10 |
0,47 |
35,1 |
19,8 |
7,0 |
211 |
55 |
100 |
21 |
2,5 |
14,29 |
10 |
0,60 |
43,6 |
25,0 |
6,5 |
212 |
60 |
110 |
22 |
2,5 |
15,88 |
10 |
0,80 |
52,0 |
31,0 |
6,0 |
213 |
65 |
120 |
23 |
2,5 |
16,67 |
10 |
0,98 |
56,0 |
34,0 |
5,5 |
214 |
70 |
125 |
24 |
2,5 |
17,46 |
10 |
1,08 |
61,8 |
37,5 |
5,0 |
215 |
75 |
130 |
25 |
2,5 |
17,46 |
11 |
1,18 |
66,3 |
41,0 |
4,8 |
216 |
80 |
140 |
26 |
3,0 |
19,05 |
10 |
1,40 |
70,2 |
45,0 |
4,5 |
217 |
85 |
150 |
28 |
3,0 |
19,84 |
11 |
1,80 |
83,2 |
53,0 |
4,3 |
218 |
90 |
160 |
30 |
3,0 |
22,23 |
10 |
2,2 |
95,6 |
62,0 |
3,8 |
220 |
100 |
180 |
34 |
3,5 |
25,4 |
10 |
3,2 |
124,0 |
79,0 |
3,4 |
Средняя серия диаметров 3, узкая серия ширин
0
|
304 |
20 |
52 |
15 |
2,0 |
9,53 |
7 |
0,14 |
15,9 |
7,8 |
13 |
305 |
25 |
62 |
17 |
2,0 |
11,51 |
7 |
0,23 |
22,5 |
11,4 |
11 |
306 |
30 |
72 |
19 |
2,0 |
12,3 |
8 |
0,34 |
28,1 |
14,6 |
9 |
307 |
35 |
80 |
21 |
2,5 |
14,29 |
7 |
0,44 |
33,2 |
18,0 |
8,5 |
308 |
40 |
90 |
23 |
2,5 |
15,08 |
8 |
0,63 |
41,0 |
22,4 |
7,5 |
309 |
45 |
100 |
25 |
2,5 |
17,46 |
8 |
0,83 |
52,7 |
30,0 |
6,7 |
310 |
50 |
110 |
27 |
3,0 |
19,05 |
8 |
1,08 |
61,8 |
36,0 |
6,3 |
311 |
55 |
120 |
29 |
3,0 |
20,64 |
8 |
1,35 |
71,5 |
41,5 |
5,6 |
312 |
60 |
130 |
31 |
3,5 |
22,23 |
8 |
1,70 |
81,9 |
48,0 |
5,0 |
313 |
65 |
140 |
33 |
3,5 |
23,81 |
8 |
2,11 |
92,3 |
56,0 |
4,8 |
314 |
70 |
150 |
35 |
3,5 |
25,4 |
8 |
2,60 |
104,0 |
63,0 |
4,5 |
315 |
75 |
160 |
37 |
3,5 |
26,99 |
8 |
3,10 |
112,0 |
72,5 |
4,3 |
316 |
80 |
170 |
39 |
3,5 |
28,58 |
8 |
3,60 |
124,0 |
80,0 |
3,8 |
317 |
85 |
180 |
41 |
4,0 |
30,16 |
8 |
4,30 |
133,0 |
90,0 |
3,6 |
318 |
90 |
190 |
43 |
4,0 |
31,75 |
8 |
5,10 |
143,0 |
99,0 |
3,4 |
320 |
100 |
215 |
47 |
4,0 |
36,51 |
8 |
7,00 |
174,0 |
132,0 |
3,0 |
Тяжелая серия диаметров 4, узкая серия
ширин 0
|
403 |
17 |
62 |
17 |
2,0 |
12,7 |
6 |
0,27 |
22,9 |
11,8 |
12 |
405 |
25 |
80 |
21 |
2,5 |
16,67 |
6 |
0,5 |
36,4 |
20,4 |
9 |
406 |
30 |
90 |
23 |
2,5 |
19,05 |
6 |
0,72 |
47,0 |
26,7 |
8,5 |
407 |
35 |
100 |
25 |
2,5 |
20,64 |
6 |
0,93 |
55,3 |
31,0 |
7,0 |
408 |
40 |
110 |
27 |
3,0 |
22,23 |
6 |
1,20 |
63,7 |
36,5 |
6,7 |
409 |
45 |
120 |
29 |
3,0 |
23,02 |
7 |
1,52 |
76,1 |
45,5 |
6,0 |
410 |
50 |
130 |
31 |
3,5 |
25,4 |
7 |
1,91 |
87,1 |
52,0 |
5,3 |
411 |
55 |
140 |
33 |
3,5 |
26,99 |
7 |
2,3 |
100,0 |
63,0 |
5,0 |
412 |
60 |
150 |
35 |
3,5 |
28,58 |
7 |
2,8 |
108,0 |
70,0 |
4,8 |
413 |
65 |
160 |
37 |
3,5 |
30,16 |
7 |
3,4 |
119,0 |
78,0 |
4,5 |
414 |
70 |
180 |
42 |
4,0 |
34,93 |
7 |
5,3 |
143,0 |
105,0 |
3,8 |
416 |
80 |
200 |
48 |
4,0 |
38,1 |
7 |
7,0 |
163,0 |
125,0 |
3,4 |
417 |
85 |
210 |
52 |
5,0 |
39,69 |
7 |
8,0 |
174,0 |
135,0 |
3,2 |
418 |
90 |
225 |
54 |
5,0 |
- |
- |
11,4 |
186,0 |
146,0 |
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример обозначения
шарикового радиального подшипника легкой серии с d=50 мм, D = 80 мм, 5=16 мм: Подшипник 210 ГОСТ
8338-75
III. Приложение №3
Призматические
шпонки (ГОСТ 22360 – 78)
Размеры шпоночных
пазов.

IV. Приложение №4
Концы валов
цилиндрические (ГОСТ 12080 – 66).
Цилиндрические концы валов
предусматриваются в двух исполнениях:
1 – длинные, 2
короткие.

Список
литературы
1. С.А. Чернавский «Курсовое
проектирование деталей машин». М.: «Машиностроение» 1987 г.
2. С.А. Чернавский «Проектирование
механических передач». М.: «Машиностроение» 1984 г.
3. Дунаев П.Ф. Леликов О.П. .
«Курсовое проектирование детали машин». Высшая школа 1990 год.
4. Иванов В.Н. «Детали машин».
Высшая школа 1991 год.
5. Федоренко В.А., Шошин А.И.
«Справочник по машиностроительному черчению». Л.: Машиностроение, 1988 г.- 446с
6. Акушина А.И. «Техническая
механика: теоретическая механика и сопротивление материалов». М.; Высшая школа,
2003.- 352с
7. Ицкович Г.М. «Сопротивление
материалов». М.; Высшая школа, 2001.- 256с
|