Промышленность производство : Курсовая работа: Привод индивидуальный
Курсовая работа: Привод индивидуальный
ФЕДЕРАЛНОЕ
АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Кафедра
механики
Расчетно-пояснительная
записка к курсовому проекту
на тему
«Привод индивидуальный»
Санкт-Петербург
2009г.
Содержание
Техническое задание на курсовое проектирование.
1 Кинематический расчет и выбор электродвигателя
2 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
3 Расчет тихоходной ступени привода
3.1 Проектный расчет
3.2 Проверочный расчет по контактным напряжениям
3.3 Проверочный расчет зубьев на изгиб
4 Расчет быстроходной ступени привода
5 Проектный расчет валов редуктора
5.1 Расчет тихоходного вала редуктора
5.2 Расчет быстроходного вала редуктора
5.3 Расчет промежуточного вала редуктора
6
Подбор и проверочный расчет шпонок
6.1
Шпонки быстроходного вала
6.2
Шпонки промежуточного вала
6.1 Шпонки тихоходного вала
7 Проверочный расчет валов на статическую прочность
8 Выбор и проверочный расчет подшипников
9 Выбор масла, смазочных устройств
Список использованной литературы
Техническое
задание на курсовое проектирование
Механизм привода

1- электродвигатель;
2- муфта упругая;
3- редуктор зубчатый цилиндро-червячный;
4- передача зубчатая цилиндрическая;
5- передача червячная;
6- муфта;
7- исполнительный механизм.
Вариант 10
Потребный момент на валу
исполнительного механизма (ИМ) Тим=11Нм;
Угловая скорость вала ИМ
ωим=12с-1.
Разработать:
1- сборочный чертеж редуктора;
2- рабочие чертежи деталей тихоходного
вала: зубчатого колеса, вала, крышки подшипника.
1
Кинематический расчет и выбор электродвигателя
Исходные данные:
-
потребный момент
на валу исполнительного механизма (ИМ) Тим=11Нм;
-
угловая скорость
вала ИМ ωим=12с-1;
Определяем мощность на
валу ИМ Nим= Тимх ωим=11х12=132Вт.
Определяем общий КПД
привода по схеме привода
ηобщ=ηзп
ηчп ηм ηп (1.1)
где [1, с.9,10]: ηзп=0,97-
КПД зубчатой цилиндрической передачи;
ηчп=0,8-
КПД червячной передачи;
ηм=0,982
потери в муфтах;
ηп=0,994-
коэффициент, учитывающий потери на трение в подшипниках 4-х валов.
Сделав подстановку в
формулу (1.1) получим:
ηобщ.=0,97*0,85*0,982*0,994=0,7
Определяем потребную
мощность электродвигателя [1,с.9]
Nэд≥Nим/ηобщ. (1.2)
где Nэд – требуемая мощность двигателя:
Nэд=132/0,7=188,6Вт
Выбираем электродвигатель
[1,с.18,табл.П2]
Пробуем двигатель
АИР56В2: Nдв.=0,25кВт;
Синхронная частота
вращения nдв=3000об/мин; S=8%.
Определяем номинальную
частоту вращения электродвигателя по формуле (5) [1,c.11]:
nном=nдв·(1-S/100);
nном=3000·(1-0,08);
nном=2760 об/мин
Определяем угловую
скорость вала двигателя
ωдв=πnдв/30=π*2760/30=289рад/с;
Определяем общее
передаточное число привода
U=ωдв./ωим=289/12=24,1
Производим разбивку
передаточного числа по ступеням. По схеме привода
Uобщ.=U1· U2; (1.3)
Назначаем по рекомендации
[1,табл.2.3]: U2=10;
Тогда U1= Uобщ./U2; U1=2,4. Принимаем U1=2,5. Тогда Uобщ.=25
Принимаем окончательно
электродвигатель марки АИР56В2.
Угловые скорости
определяем по формуле
ω=πn/30 (1.4)

Рис.1 Схема валов привода
1 – быстроходный вал;
2 – промежуточный вал;
3 – тихоходный вал.
По схеме валов (рис.1) и
формуле (1.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала
n1= nном.
ω1=
ωдв=289рад/с;
n2= nном/U1=2760/2,5=1104об/мин;
ω2=πn2/30=π*1104/30=115,6 рад/с;
n3= n2/U2=1104/10=110,4 об/мин;
ω3=πn3/30=π*110,4/30=11,5 рад/с.
Определяем мощность на
каждом валу по схеме привода
N1=Nдв ηм=0,25*0,98=245Вт;
N2=N1 ηзп ηп2=245*0,97*0,992=233Вт;
N3=N2 ηчп ηп
=233*0,8*0,99=184,5Вт;
Nим=N3 ηм =224*0,98=181Вт.
Определяем вращающие
моменты на каждом валу привода по формулам [1,с.12,14]:
; Т2=Т1•U1;
Т3=Т2•U2; (1.5)
Т1=245/289=0,85
Н•м;
Т2=0,85•2,5=2,1
Н•м;
Т3=2,1•10=21
Н•м.
Все рассчитанные
параметры сводим в табл.1.
Таблица 1
Параметры кинематического
расчета
№ вала |
n, об/мин |
ω, рад/с |
N, Вт |
Т, Нм |
U |
|
Дв |
2760 |
289 |
250 |
0,85 |
|
|
1 |
2760 |
289 |
245 |
0,85 |
2,5 |
|
2 |
1104 |
115,6 |
233 |
2,1 |
|
10 |
|
3 |
110,4 |
11,5 |
184,5 |
21 |
|
ИМ |
110,4 |
11.,5 |
181 |
21 |
|
|
2 Выбор
материалов и определение допускаемых напряжений
Выбираем материал для
шестерни, червяка и колеса по табл.3.2 [4,c.52]:
шестерня и червяк– сталь
40Х, термообработка – улучшение 270НВ,
колесо - сталь 40Х,
термообработка – улучшение 250НВ.
Для выбора марки
материала червячного колеса рассчитаем скорость скольжения
, (2.1)
где Т – вращающий момент
на валу червячного колеса,
ω – угловая скорость
тихоходного вала,
U – передаточное число.
Подставив значения в
формулу 2.1 получим:
;
vs=2,2 м/с.
В соответствии с табл.
3.5 [4] для червячного колеса примем бронзу БрА9Ж3Л, отлитую в кокиль с σв=500Н/мм2
и σт=230Н/мм2.
Определяем допускаемое контактное
напряжение для стальных деталей по формуле [4,c.53]:
(2.2)
где σHlimb – предел контактной выносливости при
базовом числе циклов;
КHL – коэффициент долговечности;
[SH] – коэффициент безопасности;
по [1,c.33]: КHL =1; [SH] =1,1.
Определяем σHlimb по табл.3.1[4,c.51]:
σHlimb =2НВ+70; (2.3)
σHlimb1 =2×270+70; σHlimb1
=610МПа;
σHlimb2 =2×250+70; σHlimb1
=570МПа.
Сделав подстановку в
формулу (2.1) получим
; МПа;
; МПа.
Определяем допускаемое
расчетное напряжение по формуле [4,c.53]:
(2.4)
;
МПа.
Определяем допускаемые
напряжения по по табл.3.1[4,c.51]:
[σ]Fo =1,03НВ;
[σ]Fo1 =1,03x270=281МПа;
[σ]Fo2 =1,03x250=257МПа.
Определяем допускаемое
контактное и изгибное напряжения для червячного колеса по формулам табл. 3.6 [4,c.58]:
[σ]Н =250-25vs, [σ]F =(0,08σв+0,25 σт) (2.5)
[σ]Н
=250-25∙2,2=195Н/мм2;
[σ]F =(0,08∙500+0,25∙230)=97,5Н/мм2.
3 Расчет
тихоходной ступени привода
3.1
Проектный расчет
Определяем межосевое
расстояние передачи по формуле [4,c.74]:
(3.1)
где Т – вращающий момент
на колесе ,Т3 =21 Нм (см. табл.1).
Подставив значения в
формулу (3.1) получим:


Принимаем окончательно по
ГОСТ6636-69 [4,табл.13.15] 
Число витков червяка Z1 принимаем в зависимости от передаточного числа.
При U = 10 принимаем Z1 = 4.
Число зубьев червячного
колеса Z2 = Z1 x U = 4 x 10 =
40.
Определяем модуль [4,c.74]:
mn=(1,5…1,7)·аw/z2; (3.2)
mn=(1,5…1,7)·50/40.
Принимаем модуль mn=2мм . Из условия жесткости
определяем коэффициент диаметра червяка [4,c.75]:
q=(0,212…0,25) z2;
Принимаем модуль q=8.
Определяем основные
размеры червяка и червячного колеса по формулам [4,c.76]:
Делительный диаметр
червяка


Диаметры вершин и впадин
витков червяка




Длина нарезной части
шлифованного червяка :


Принимаем b1=28мм .
Делительный угол подъема
γ=arctg(z1/q);
γ=arctg(4/8);
γ=26°33'54''.
Делительный диаметр
червячного колеса


Диаметры вершин и впадин
зубьев червячного колеса




Наибольший диаметр
червячного колеса


Ширина венца червячного
колеса


Принимаем b2=28мм
Окружная скорость
 
червяка - 
колеса - 
Определяем силы в
зацеплении [4, табл.6.1]:
- окружные
(3.7)

- радиальные
; где γ=26°33'54'' - угол
подъема витка; (3.8)

-осевые
(3.9)

Все вычисленные параметры
заносим в табл.2.
Таблица 2
Параметры червячной
передачи тихоходной ступени
Параметр |
Червяк |
Колесо |
m,мм |
1 |
q |
8 |
|
z |
4 |
40 |
d,мм |
16 |
80 |
dа,мм
|
20 |
84 |
df,мм
|
11,2 |
75,2 |
b, мм |
28 |
28 |
Ft, Н
|
262,5 |
525 |
Fr, Н
|
262,5 |
262,5 |
Fа, Н
|
525 |
262,5 |
3.2
Проверочный расчет по контактным напряжениям
Проверку
контактных напряжений производим по формуле [4, c.77]:
; (3.10)
где: К
коэффициент нагрузки, при окружной скорости колеса менее 3м/с К=1.

Определяем ∆σН
;
; недогрузки,
что допускается.
3.3
Проверочный расчет зубьев на изгиб
Расчетное
напряжение изгиба в основании ножки зубьев колеса [4,с.78]:
; (3.11)
где: YF– коэффициент формы зуба
колеса, YF =1,55 [4,табл.4.10].
Подставив
значения в формулу получим:
;
Прочность
зубьев на изгиб обеспечивается.
Определяем ∆σF
;
Все вычисленные параметры
проверочных расчетов заносим в табл.3.
Таблица 3
Параметры проверочных
расчетов
Параметр |
Обозн. |
Допускаемое |
Расчетное |
Недогрузка(-) или перегрузка(+) |
Контактное напряжение, МПа |
σН
|
195 |
154 |
-20% |
Напряжение изгиба, МПа |
σF1
|
97,5 |
10,1 |
-79% |
4 Расчет
быстроходной ступени привода
Межосевое расстояние для
быстроходной ступени для того, чтобы корпус редуктора был разъемным по осям
валов принимаем равным 50мм. а=50мм. Определяем модуль [2,c.36]:

mn=(0,01…0,02)·50;
mn=0,5…1;
Принимаем mn=1.
Определяем суммарное
число зубьев по формуле (3.12) [1,c.36]:
zΣ=2а/mn;
zΣ=2·50/1; zΣ=100
Принимаем zΣ=100.
Определяем число зубьев
шестерни и колеса по формулам (3.13) [2,c.37]:
z1= zΣ/(U1+1); z1=100/(2,5+1);
z1=28,5; принимаем z1=28.
Тогда z2= zΣ-z1=100-28=72
Фактическое передаточное
соотношение U1=72/28=2,57
Отклонение передаточного
числа от номинального незначительное.
Определяем делительные
диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]:
d1=mn·z1=1х28=28мм;
d2=mn·z2=1х72=72мм;
Определяем остальные
геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]:
; ; 
; ; 
; 
мм;
; мм;
; мм;
; мм;
; мм;
; мм;
; мм
; мм;

; мм;
Определяем окружные
скорости колес

; м/с.
Назначаем точность
изготовления зубчатых колес – 7А [2,c.32].
Определяем силы в
зацеплении [4, табл.6.1]:
- окружная

;
Н;
- радиальная
; где α=20° - угол зацепления;
; Н;
Осевые силы в прямозубой
передачи отсутствуют.
Все вычисленные параметры
заносим в табл.4.
Таблица 4
Параметры зубчатой
передачи быстроходной ступени
Параметр |
Шестерня |
Колесо |
mn,мм
|
1 |
ha,мм
|
1 |
ht,мм
|
1,25 |
h,мм |
2,25 |
с, мм |
0,25 |
z |
28 |
72 |
d,мм |
28 |
72 |
dа,мм
|
30 |
74 |
df,мм
|
25,5 |
69,5 |
b, мм |
15 |
18 |
аW,мм
|
50 |
v, м/с |
4 |
Ft, Н
|
58.3 |
Fr, Н
|
21,2 |
5
Проектный расчет валов редуктора
По кинематической схеме
привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону
равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и
колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем.
Схема усилий приведена на
рис.1.

Рис.2 Схема усилий,
действующих на валы редуктора.
Из табл.1,2,4 выбираем
рассчитанные значения:
Т1=0,85 Нм; Т2=2,1
Нм; Т3=21 Нм;
Ft1= Ft2=58,3
Н; Ft3=262,5 Н; Ft4=525 Н; Fr1=
Fr2=21,2 Н;
Fr3= Fr4=262,5
Н; d1=28мм; d2=72мм; d3=16мм; d4=80мм.
Fm1 и Fm1
консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]:
; ;
Н; Н.
Rx и Ry – реакции опор, которые необходимо
рассчитать.
Так как размеры
промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с
тихоходного вала.
5.1 Расчет
тихоходного вала редуктора
Схема усилий действующих
на валы редуктора представлена на рис.2.
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2,
табл.8.4] σв=730Н/мм2; Н/мм2;
Н/мм2;
Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на
чистое кручение [2,c.161]:

где [τк]=(20…25)МПа
Принимаем
[τк]=20МПа.
; мм.
Принимаем
окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа20 (ГОСТ6636-69): мм.
Намечаем
приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр
ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на
10мм.

Рис.3
Приближенная конструкция тихоходного вала
мм;
мм – диаметр под уплотнение;
мм – диаметр под подшипник;
мм – диаметр под колесо;
мм – диаметр буртика;
b4=28мм.
Учитывая,
что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники
шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 2 по мм подшипник №46205, у
которого Dп=52мм; Вп=15мм [4,табл.К27].
Выбираем
конструктивно остальные размеры: W=20мм;
lм=20мм; l1=35мм; l=60мм; с=5мм.
Определим
размеры для расчетов: l/2=30мм;
с=W/2+ l1+ lм/2=55мм – расстояние от оси полумуфты
до оси подшипника.
Проводим расчет тихоходного вала на изгиб
с кручением.
Заменяем вал балкой на опорах в местах
подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.
Определяем реакции в подшипниках в
вертикальной плоскости.
ΣМ2y=0; RFy·0,06-Fr4·0,03=0
RFy= 262,5·0,03/ 0,06;
RЕy=
RFy=131Н.
Определяем изгибающие моменты в характерных
точках: М1у=0; М2у=0; М3у= RЕy·0,03;
М3у =4Нм2; М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му,
Нм2 (рис.3)
Определяем реакции в подшипниках в
горизонтальной плоскости.
ΣМ4x=0; Fm2·0,115-
RЕx·0,06+ Ft4·0,03=0;
RЕx=(
1145·0,115+ 525·0,03)/ 0,06;
RЕx=4820Н;
ΣМ2x=0; -Fm2·0,055+
Ft4·0,03+ RFx·0,06=0;
RFx= (1145·0,055- 525·0,03)/ 0,06;
RFx=787Н.
Определяем изгибающие моменты:
М1х=0;
М2= -Fr4·0,03
М2х=-262,5·0,03;
М2х=-8Нм;
М3хслева=-Fm2·0,085-RЕх ·0,055;
М3хслева==-1145·0,085-787·0,03;
М3хслева=-121Нм;
М3х=- REх ·0,055;
М3х=- 4820 ·0,03;
М3х=- 144;
М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.

Рис.4 Эпюры изгибающих моментов
тихоходного вала
Крутящий момент Т1-1= Т2-2=
Т3-3= T3=21Нм; T4-4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции
[4,рис 8.2]:
; ;
; Н;
; Н.
Определяем результирующий
изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
; ; Нм2.
Эквивалентный момент:
; ; Нм2.
5.2 Расчет
быстроходного вала редуктора
Схема усилий, действующих
на быстроходный вал представлена на рис.2.
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2,
табл.8.4] σв=730Н/мм2; Н/мм2;
Н/мм2;
Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на
чистое кручение [2,c.161]:

где [τк]=(20…25)Мпа
Принимаем
[τк]=20Мпа.
; мм.
Принимаем
окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа10 (ГОСТ6636-69): мм.
Намечаем
приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая
диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под
буртик на 10мм.
мм;
мм – диаметр под уплотнение;
мм – диаметр под подшипник;
мм – диаметр под ступицу шестерни;
мм – диаметр буртика;
b1=15мм.
Учитывая,
что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые
радиальные однорядные особо легкой серии по мм
подшипник №100, у которого Dп=26мм; Вп=8мм
[4,табл.К27].
Выбираем
конструктивно остальные размеры:
W=14мм; lм=16мм; l1=25мм; l=60мм.
Определим
размеры для расчетов:
l/2=30мм; с=W/2+ l1+ lм/2=40мм – расстояние от оси полумуфты
до оси подшипника.
Проводим расчет быстроходного вала на
изгиб с кручением.

Рис.5
Приближенная конструкция быстроходного вала
Заменяем вал балкой на опорах в местах
подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.
Определяем реакции в подшипниках в
вертикальной плоскости.
ΣМ2y=0; RАy·0,06-Fr1·0,03=0 RАy= 21,2·0,03/ 0,06; RАy= RВy=10,6Н.
Определяем изгибающие моменты в
характерных точках:
М1у=0;
М2у=0;
М3у= RАy·0,03;
М3у =0,5Нм2;
М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му,
Нм2 (рис.6).
Определяем реакции в подшипниках в
горизонтальной плоскости.
ΣМ4x=0; Fm1·0,1-
RАx·0,06+ Ft1·0,03=0;
RАx=
(64,5·0,1+ 58,3·0,03)/ 0,06;
RАx=137Н;

Рис.6 Эпюры изгибающих моментов
быстроходного вала
ΣМ2x=0; Fm1·0,02-
Ft1·0,03+ RВx·0,06=0;
RВx=
(58,3·0,03- 64,5·0,02)/ 0,06;
RВx=7,7Н
Определяем изгибающие моменты:
М1х=0;
М2= -Fm1·0,04
М2х=-64,5·0,04;
М2х=-2,6Нм;
М3хсправа=-Fm1·0,1+RВх ·0,03;
М3хсправа==-64,5·0,1+7,7
·0,03;
М3хсправа=-6,2Нм;
М3х=- RАх
·0,03;
М3х=- 137 ·0,03;
М3х=- 4,1;
М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Крутящий момент
Т1-1= Т2-2= Т3-3=
T1=0,85Нм;
T4-4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции
[4,рис 8.2]:
; ;
; Н;
; Н.
Определяем результирующий
изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
; ; Нм2.
Эквивалентный момент:
; ; Нм2.
5.3 Расчет
промежуточного вала - червяка
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [1,
табл.8.4] σв=730Н/мм2; Н/мм2;
Н/мм2;
Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца червяка из расчёта на
чистое кручение
;
где [τк]=(20…25)Мпа [1,c.161]
Принимаем
[τк]=20Мпа.
; мм.
Принимаем
dв=8мм.
Принимаем
диаметр вала под подшипник 10мм.
Намечаем
приближенную конструкцию червяка (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на
5…6мм

Рис.7
Приближенная конструкция промежуточного вала
х=8мм;
W=20мм;
r=2,5мм;
b2=18мм;
b3=28мм.
Расстояние l определяем из суммарных расстояний
тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм.
l=60+30+30=120мм.
l1=30мм; l2=30мм.
Учитывая,
что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники
шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 1 по мм подшипник №36100К6, у
которого Dп=26мм; Вп=8мм [4,табл.К27].
Заменяем вал балкой на опорах в местах
подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось
у)
Определяем реакции в подшипниках в
вертикальной плоскости.
åМСу=0;
-RDу·0,09+Fr3·0,03+Fr2·0,12=0
RDy=(262,5·0,03+21,2·0,12)/ 0,09;
RDy==116Н.
åМDу=0;
RCy·0,09- Fr3·0,06+
Fr2·0,03=0;
RCy=(262,5·0,06-21,2·0,03)/ 0,09;
RCy=168Н.
Назначаем характерные точки 1, 2, 3, и 4
и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у=-RCy·0,03;
М2у=-5Нм;
М3услева=-RCy·0,09+Fr3·0,06;
М3услева=0,6Нм
М3усправа= Fr2·0,03;
М3усправа= 0,6Нм
М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му,
Нм (рис.8).
Определяем реакции в подшипниках в
горизонтальной плоскости.
åМСх=0;
RDx·0,09-Ft3·0,03-Ft2·0,12=0;
RDx=( 262,5·0,03+ 58,3·0,12)/0,09;
RDx=87,5Н;
åМDх=0;
RCx·0,09- Ft3·0,06-Ft2·0,03=0;
RCx=(262,5·0,03+58,3·0,06)/ 0,09;
RCx=126Н.
Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и
определяем в них изгибающие моменты:
М1x=0;
М2x=-RCx·0,03;
М2x=-3,8Нм;
М3xслева= -RCx·0,09-Ft3·0,06;
М3xслева=-27Нм;
М3xсправа= Ft2·0,03;
М3xсправа=1,7Нм;
М4у=0.
Строим эпюру изгибающих моментов Му,
Нм (рис.8)

Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих
моментов промежуточного вала.
Крутящий момент
Т1-1=0;
Т2-2=-Т3-3=- T2=-2,1Нм;
Т4-4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции
[4,рис 8.2]:
; ;
; Н;
; Н.
Определяем результирующий
изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
; ; Нм.
Эквивалентный момент:
; ; Нм.
Все рассчитанные значения
сводим в табл.5.
Таблица 5
Параметры валов
|
R1, H
|
R2, H
|
MИ, Нм
|
MИэкв, Нм
|
Тихоходный вал |
4821 |
798 |
144 |
146 |
Быстроходный вал |
137,4 |
13,1 |
6,2 |
6,3 |
Промежуточный вал -
червяк |
1419 |
405 |
92,5 |
93 |
6 Подбор и проверочный расчет
шпонок
Выбор и проверочный расчет шпоночных
соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на
рис.9.

Рис.9 Сечение вала по шпонке
6.1 Шпонки быстроходного вала
Для выходного конца быстроходного вала
при d=6 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по
ГОСТ23360-78 bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм (рис.9).
При длине ступицы полумуфты lм=16
мм выбираем длину шпонки l=14мм.
Материал шпонки – сталь
40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по
формуле:
(6.1)
где Т – передаваемый
момент, Н×мм; Т1=0,85
Н×м.
lр – рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм;
[s]см – допускаемое
напряжение смятия.
С учетом того, что на выходном
конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см=110…190 Н/мм2)
вычисляем:

Условие выполняется.
Для зубчатого колеса вала при d=15 мм
подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=5x5 мм2
при t=3мм, t1=2,3мм. Т1=0,85Нм.
При длине ступицы шестерни lш=15
мм выбираем длину шпонки l=12мм.
Материал шпонки – сталь
45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу
(6.1):

Условие выполняется.
6.2 Шпонки промежуточного вала
Для зубчатого колеса вала при d=8 мм
подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=2x2 мм2
при t=1,2мм, t1=1мм. Т2=2,1Нм. При длине ступицы шестерни
lш=18 мм выбираем длину шпонки l=14мм.
Материал шпонки – сталь
45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу
(6.1):

Условие выполняется.
6.3 Шпонки тихоходного вала
Передаваемый момент Т3=21Нм.
Для выходного конца вала при d= 18мм
подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2
при t=3,5мм.
При длине ступицы полумуфты lМ=20
мм выбираем длину шпонки l=16мм.

Для червячного колеса тихоходного вала при
d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7мм2
при t=4мм.
При длине ступицы шестерни lш=28
мм выбираем длину шпонки l=22мм.
С учетом того, что на
ведомом валу устанавливается колесо из бронзы ([s]см=70…90 Н/мм2)
вычисляем по формуле (6.1):

условие выполняется.
Таблица 6
Параметры шпонок и
шпоночных соединений
Параметр |
тих.вал- полум |
тих.вал- колесо |
промвал-шестерня |
быстр
валшестер.
|
быстр.
валполум.
|
Ширина шпонки b,мм |
6 |
8 |
2 |
5 |
2 |
Высота шпонки h,мм |
6 |
6 |
2 |
5 |
2 |
Длина шпонки l,мм |
16 |
22 |
14 |
12 |
14 |
Глубина паза на валу t,мм |
3,5 |
4 |
1,2 |
3 |
1,2 |
Глубина паза во втулке t1,мм
|
2,8 |
3,3 |
1 |
2,3 |
1 |
7
Проверочный расчет валов на статическую прочность
В соответствии с табл.5
наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются
концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза
и возникают наибольшие моменты. Исходные данные для расчета:
МИэкв= 146Нм;
МИ=144Нм;
Т3-3=21Нм;
dв=30мм;
в=8мм – ширина шпонки,
t=4мм – глубина шпоночного паза,
l=22мм – длина шпонки.
При расчете принимаем,
что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения
по отнулевому циклу.
Определяем диаметр вала в
рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [σ-1]и=60МПа:
мм; 30>23.
Условие соблюдается.
Определяем напряжения
изгиба: σи=Ми/W;
где W – момент сопротивлению изгибу. По
[4,табл.11.1]:
;
мм3;
σи=144000/32448=4,4Н/мм2.
При симметричном цикле
его амплитуда равна: σа= σи =4,4Н/мм2.
Определяем напряжения
кручения: τк=Т3-3/Wк;
где Wк – момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]:
;
мм3;
τк=21000/64896=0,3Н/мм2.
При отнулевом цикле
касательных напряжений амплитуда цикла равна:
τа=
τк /2=0,3/2=0,15Н/мм2.
Определяем коэффициенты
концентрации напряжении вала [4, с.258]:
(Кσ)D=( Кσ/Кd+ КF-1)/ Кy;
(Кτ)D=( Кτ/Кd+ КF-1)/ Кy; (7.1)
где Кσ и
Кτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений,
по табл.11.2 [4] выбираем
для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Кσ =1,6, Кτ
=1,4;
Кd – коэффициент влияния абсолютных
размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем Кd =0,75;
КF- коэффициент влияния шероховатости,
по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости Rа=1,6 КF=1,05;
Кy - коэффициент влияния поверхностного
упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5.
Подставив значения в
формулы (7.1) получим:
(Кσ)D=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45;
(Кτ)D=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28.
Определяем пределы
выносливости вала [4, c263]:
(σ-1)D=σ-1/(Кσ)D; (τ-1)D=τ-1/(Кτ)D; (7.2)
где σ-1 и
τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном
цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] σ-1 = 380Н/мм2
, τ-1 ≈0,58 σ-1 =220Н/мм2;
(σ-1)D=380/1,45=262Н/мм2;
(τ-1)D=220/1,28=172
Н/мм2.
Определяем коэффициенты
запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]:
sσ=(σ-1)D/ σа; sτ=(τ-1)D/ τа. (7.3)
sσ=262/ 4,4=59; sτ=172/ 0,15=1146.
Определяем общий
коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]:
(7.4)
где [s]=1,6…2,1 – допускаемый коэффициент
запаса прочности.

Сопротивление усталости
вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к.
расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности
значительно превышает допустимый.
8 Выбор и
проверочный расчет подшипников
Предварительно выбранные
подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7.
Таблица 7
Параметры выбранных
подшипников
|
Быстроходный вал |
Промежуточный вал |
Тихоходный вал |
№ |
100 |
36100 |
46205 |
d, мм |
10 |
10 |
25 |
D, мм |
26 |
26 |
52 |
В, мм |
8 |
8 |
15 |
С, кН |
4,62 |
5,03 |
15,7 |
Со, кН
|
1,96 |
2,45 |
8,34 |
RА, Н
|
137,4 |
1419 |
4821 |
RБ, Н
|
13,1 |
405 |
798 |
Подшипники устанавливаем
по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]:
Ср≤С; Lр≥Lh;
где Ср
расчетная динамическая грузоподъемность;
Lh – требуемая долговечность
подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10000ч.
; [4, c.129] (8.1)
где ω – угловая
скорость соответствующего вала (см. табл.1); m=3 для шариковых подшипников; RЕ – эквивалентная динамическая нагрузка, при отсутствии осевых
усилий [4, табл.9.1]:
RЕ=V×RАКδКτ (8.2)
где Kd - коэффициент безопасности; Kd =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем Kd =1,1.
V – коэффициент вращения, при вращении
внутреннего кольца V=1
Kτ – температурный коэффициент; Kτ =1 (до 100ºС) [4, табл.9.4].
Определяем расчетную
долговечность подшипников в часах [4, c.129]:
(8.3)
Подставив значения в
формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники.
Для быстроходного вала:
RЕ=137,4х1,1=151Н;
-
условие выполняется;
- условие выполняется.
Для промежуточного вала:
RЕ=1419х1,1=1560Н;
- условие выполняется;
- условие выполняется.
Для тихоходного вала:
RЕ=4821х1,1=5300Н;
- условие выполняется.
- условие выполняется.
Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7.
9 Выбор
масла, смазочных устройств
Используем картерную
систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы червяк был в
него погружен на глубину hм
(рис.10):
hм max =(0,1…0,5)d1 = 2…8мм;
hм min = 2,2×m = 2×1 = 2,2мм.
При вращении колеса масло будет
увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса,
откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц
масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса
деталей, в том числе и подшипники.

Рис.10 Схема определения
уровня масла в редукторе
Объем масляной ванны принимаем из
расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5×Nдв = 0,5×0,25 = 0,125 л.
Контроль уровня масла производится
круглым маслоуказателем, который крепится к корпусу редуктора при помощи
винтов. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор
производится через съемную крышку в верхней части корпуса. 
Выбираем смазочный материал. Для
этого ориентировочно рассчитаем необходимую вязкость:
где ν50
рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С;
ν1 =170мм2/с
рекомендуемая вязкость при v=1м/с
для зубчатых передач с зубьями без термообработки;
v=4м/с – окружная скорость в
зацеплении

Принимаем по табл.10.29 [4] масло
И-220А.
Для обоих валов выберем
манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей
кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.
Список
использованной литературы
1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому
проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.:СПбГУКиТ, 1999.
2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование.
М.: Высшая школа, 1990.
3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали
машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.
4.
Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование
деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991
5. Анурьев В.И. Справочник
конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред.
И.Н.Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999
|