Промышленность производство : Дипломная работа: Методы и средства снижения потерь нефти и нефтепродуктов
Дипломная работа: Методы и средства снижения потерь нефти и нефтепродуктов
Задание
Задание студенту Джуманову Ильвару Фаридовичу
гр. РЭМ-441 «Потери нефтепродуктов от испарения
из резервуаров. Расчет потери бензина от больших дыханий».
Задание на расчет потерь бензина.
Определить потери бензина при «большом дыхании»
из резервуара РВС-5000, расположенного в г. Уфе на перевалочной нефтебазе.
Диаметр резервуара Др = 22,76 м., высота Нр = 11,9 м, высота корпуса крыши hk=0,57
м, высота взрыва бензина начальная вз=7м, высота взрыва
конечная .
Закачка длится t=2,5 часа, с производительностью Q=60м3/ч.
Средняя температура бензина Tср=298 К.
Время простоя резерва Тср=17,5 ч.
Закачка производится днем в ясную солнечную погоду. Нагрузка дыхательных
клапанов Pк.в.=196,2 Па.
Рк.д. =1362 Па. Барометрическое давление Ра=0,1013.
Температура начала кипения бензина Тн.к.=319 К, плотность , давление насыщенных
паров 311 К. Географическая широта расположения
резервуара ’.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1. Расчет потерь бензина от «большого дыхания». 6
2. Некоторые методы и средства снижения потерь нефти и
нефтепродуктов. 15
2.1 Резервуары для хранения легковоспламеняющихся жидкостей
(ЛВЖ) 15
2.2 Резервуары с металлическими и синтетическими понтонами. 15
2.3 Резервуары с плавающей крышей. 16
2.4 Резервуары повышенного давления. 18
2.5 Резервуары с эластичными полимерными оболочками (ПЭО) 19
2.6 Подземное и подводное хранение топлив. 19
2.7 Использование дисков - отражателей. 20
3. Техника безопасности. 22
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Введение
Нефть и нефтепродукты проходят сложный путь
транспортировки, хранения и распределения. От скважин до установки
нефтеперерабатывающего завода, от завода до потребителя. При этом они
подвергаются многочисленным транспортным операциям, которые сопровождаются
потерями, составляющими около 9% от годовой добычи нефти. Из них 2-2,5%
приходятся на потери в сфере транспорта, хранения и распределения
нефтепродуктов. Эти потери подразделяются на количественные (утечки, разливы,
аварии), качественно-количественные (испарение, смешение). Значительную долю в
общем балансе потерь составляют потери от испарения в резервуарах и при
сливо-наливных операциях.
Испарение нефти и бензинов приводит к изменению
их физико-химических свойств, уменьшению выхода светлых нефтепродуктов при
переработке нефти, ухудшению эксплуатационных характеристик двигателей. В связи
с этим затрудняется запуск двигателей, надежность их работы, увеличивается
расход топлива и сокращается срок эксплуатации. Теряемые легкие углеводороды
загрязняют окружающую среду и повышают пожароопасность предприятий.
По данным исследований Всероссийского Научного
исследовательского института по сбору, подготовке и транспорту нефти (ВНИИСПТ
нефти), при испарении 2% по весу легких фракций автобензин октановое число
снижается в среднем Na=0,4 единицы, а удельная мощность двигателя Na = 0,24-0,4%.Этому
снижению октанового расхода топлива Na0,3 – 0,36% для различных марок автобензина.
Потери нефтепродуктов на нефтебазах происходят
в результате нарушения правил технической эксплуатации сооружений и
технологического оборудования. Эти потери (от утечек, смешения, загрязнения,
обводнения, неслитого остатка и др.) должна быть полностью ликвидирована или
уменьшена путем повышения технического уровня эксплуатации, проведения
организационно-технических и профилактических мероприятий.
Одним из основных видов потерь нефти и
нефтепродуктов являются потери от «больших дыханий» резервуаров при закачке
продукции. «Зеркало» нефтепродуктов при этом как торец поршня в поршневом
насосе поднимается вверх и, снимая газовое пространство резервуара, заставляет
открыться тарелкам механических дыханий клапанов. Ниже представлен расчет
потерь бензина от «большого дыхания» РВС-5000.
1. Расчет
потерь бензина от «большого дыхания»
1.
Определим площадь зеркала бензина
(1)
где dр – внутренний
диаметр резервуара, м.
dр =22,76 м.

2. Найдем высоту газового пространства после
закачки бензина.
Нг1=Нр-Нвз+ , м (2)
где Hр - высота
резервуара, м. Hр=11,9м.
Нвз = высота взрыва после
закачки бензина, м.
Нвз=11м.
- объем, ограничиваемый
поверхностью крыши и плоскостью, проходящей через верхний срез цилиндрической
части резервуара (для вертикальных цилиндрических резервуаров с конической
крышей ,
здесь hk – высота конуса крыши, м.)
, м (3)

3. Абсолютное давление в газовом пространстве
резервуара до закачка Рр=101325Па
4. Находим высоту газового пространства
резервуара до закачки с учетом конуса крыши.
(4)
где - высота взлива бензина конечная,
м.
=11м.
- высота взлива бензина начальная,
м.
=7м.

=5,09м.
5. Найдем объем газового пространства
резервуара
, м3 (5)
где fб- площадь зеркала
бензина, м2

6. Найдем отношение абсолютного давления
газового пространства резервуара к средней температуре бензина
(6)
7. По графику (рис.1.) для определения
плотности бензиновых паров, исходя из уравнения состязания
(7)
найдем плотность паров бензина, где р1
абсолютное давление в газовом пространстве, Па

Рис.1. График для определения плотности
бензиновых паров
М- молярная масса паров бензина, кг/моль;
- универсальная газовая
постоянная, Дж/(моль∙К)
=8314,3 Дж/(моль∙К)
Т – средняя температура бензина, Тпср
= 298 К.
8. По формуле Воинова находим молярную массу
бензиновых паров
(8)
где Тп=Тн.к-30К (9)
где Тн.к – температура начала
кипения бензина, К
Тн.к = 319К,
Тогда Тн=319-3=289К.
Подставляем значение Тн в формулу
(8)
М = 52,629-0,246∙289+0,001∙2892=65,056
кг/моль
9. Подставляя данные в формулу (7), получим:

10. Находим суммарное время до окончания
закачки бензина
, (10)
где fпр- время простоя
резервуара до закачки,
fпр=17,5г
f3- время закачки резервуара,
f3=2,5 часа
f=17,5+2,5=20часов
11. Найдем прирост средней относительной
концентрации в газовом пространстве резервуара за время простоя , (табл 25 [2]) , где Сs
концентрация бензиновых паров на линии насыщения.
(для =20часов при солнечной погоде) (11)
12. Вычислим скорость выхода паровоздушной
смеси через 2 дыхательных клапана типа НДКМ-200
, (11)
где Q – производительность закачка, м3/ч
Q=60м3/м3,

d
диаметр (внутренний) дыхательного клапана НДКМ-200, d=200мм = 0,2м.
2 – число дыхательных клапанов.

13. Произведем нахождение величины - прироста
средней относительной концентрации в газовом пространстве резервуара за время
выкачки бензина (по графику24 [2]), рис.3.

Рис. 3. Зависимость часового прироста
относительной концентрации в газовом пространстве во время выкачки из
резервуара, оборудованного двумя дыхательными клапанами типа НДКМ:
1 - РВС-300;
2 – РВС-500;
3 – РВС-10 000;
4 – РВС-20 000;
(12)
14. Найдем среднюю относительную концентрацию в
газовом пространстве резервуара в рассматриваемый период 
(13)
где - высота газового пространства
резервуара после закачки бензина, м
=1,09
- высота газового пространства
резервуара до закачки бензина, м
=5,09
- время закачки, час. =2,5 часа
- средняя относительная
концентрация в газовом пространстве резервуара за время 2,5 часовой закачки
=0,052
- средняя относительная
концентрация в газовом пространстве резервуара за время простоя, =0,2
15. Определим давление насыщенных паров бензина
По графику 23 [2] для Тп ср=2980К
(рис.4)
Рs = 28800 Па

Рис.4. График для определения давления
насыщенных паров нефтепродуктов: 1 – авиационные бензины; 2 – автомобильные
бензины
16. Определим среднее расчетное парциальное
давление паров бензина
(14)
где - средняя относительная
концентрация в газовом пространстве резервуара в рассматриваемый период, = 0,544
- среднее расчетное парциальное
давление паров бензина, =28800 Па
=0,544ּ28800=15667 Па
17. Рассчитаем потери бензина на одного
«большого дыхания»
(15)
где - объем закачиваемого в резервуар
бензина за 2,5 часа,
=2,5ּQ=2.5ּ650=1625 м3
- объем газового пространства
резервуара перед закачкой бензина, м3, =2070 м3
- абсолютное давление в газовом
пространстве в конце закачки
Р2=Ра+Рк.у , (16)
где Ра – барометрическое
(атмосферное) давление Ра=101320 Па,
Рк.у – нагрузка дыхательных
клапанов, Па
Рк.у = 1962
Р2 = 101320+1962=103282 Па
Р1 – абсолютное давление в газовом
пространстве в начале закачки, Па
Р1=Ра-Рк.в. Па, (17)
где Рк.в. – нагрузка вакуумного
дыхательного клапана, Рк.в. = 196,2 Па
Р1=101320-196,2=101123,8 Па
Ру – среднее расчетное парциальное
давление паров бензина, Ру = 15667 Па
- плотность паров бензина, кг/м3,
=2,98 кг/м3

18. Определим, на какое давление должен быть
установлен дыхательный клапан, чтобы при расчетных условиях пп. 1-17 не было
потерь от «большого дыхания».
(16)
где - объем газового пространства
резервуара до закачки, м3, =2070 м3
- объем газового пространства
после прекращения закачки, м, =1625 м3
- величина упругости бензиновых
паров, Па, =15667
Па
- абсолютное давление в газовом
пространстве в конце закачки
=103282 Па

Естественно, такое значительное давление
вертикальный цилиндрический резервуар типа РВС выдержать не сможет, поэтому
нельзя перегружать дыхательные клапаны во избежание потерь «от большого
дыхания».
2.
Некоторые методы и средства снижения потерь нефти и нефтепродуктов
Транспортирование, хранение, приём и выдача
горючего (моторных топлив) обычно сопровождается потерями, которые с точки
зрения их предотвращения условно можно разделить на потери естественные,
эксплуатационные, организационные и аварийные. Ущерб, наносимый потерями
топлива, определяется не только их стоимостью, но и загрязнением окружающей
среды [3]. Загрязнение атмосферы парами нефтепродуктов оказывает вредное
воздействие на окружающую среду и здоровье человека. К естественным потерям
нефтепродуктов следует отнести потери от испарения. Потери топлива при
использовании наиболее широко распространённого современного оборудования
полностью предотвратить, как правило, невозможно. Их можно в значительной
степени снизить путём рациональной организации работ и поддержания на должном
уровне технического состояния резервуаров и других сооружений.
(ЛВЖ)
При хранении ЛВЖ стравливание паров происходит
практически постоянно и только в атмосферу. Периодичность стравливания и
количество продуктов, стравливаемых в атмосферу, зависит от типа и конструкции
резервуара.
Понтон состоит из металлических поплавков,
выполненных в виде коробов - сегментов.
Синтетические понтоны практически непотопляемы
вследствие отсутствия полых поплавков, могут легко быть смонтированы как во
вновь строящихся, так и в действующих резервуарах, имеют значительно меньший
вес и меньшую стоимость по сравнению с металлическими понтонами, незначительно
уменьшают полезную емкость резервуара.
Впервые в 1968 г. Ново - Горьковском НПЗ был
смонтирован понтон из синтетических материалов в резервуаре с крекинг -
бензином. Уменьшение потерь от испарения составило 70 % [3].
Герметичность понтона, плотность затвора и,
следовательно, эффективность его эксплуатации характеризуется степенью
насыщения бензиновыми парами газового пространства, заключённого между кровлей
и понтоном в резервуаре.
Степень насыщения газового пространства в
момент замера определяется величиной, измеренной концентрации бензиновых паров,
делённой на величину концентрации насыщения при минимальной суточной
температуре, имея в виду, что концентрация насыщения по своей величине будет
соответствовать давлению насыщенных паров.
При удовлетворительном монтаже понтона и
отсутствии дефектов это отношение не должно превышать 0.3, что соответствует
сокращению потерь топлива в размере около 80 % по сравнению с резервуаром без
понтона. Если отношение меньше 0.3, то понтон работает удовлетворительно, а
если больше 0.3, то понтон не имеет достаточной герметичности [3].
В отличие от резервуара с понтоном в резервуаре
с плавающей крышей отсутствует кровля (рис.5). Существуют резервуары емкостью
3000, 10000, 50000 м3 с плавающими крышами.
Плавающая крыша имеет расположенные по периметру
32 короба - понтона трапециевидной формы. В нижнем положении она покоится на
трубчатых опорных стойках на отметке 1800 мм от днища, а при заполнении
поднимается вместе со стойками. Положение плавающей крыши фиксируется двумя
направляющими из труб диаметром 500 мм, предназначенных для отбора проб и
замера уровня. Вода с плавающей крыши отводится по дренажной системе, состоящей
из стальных труб с шарнирами. Спуск с площадки на плавающую крышу происходит по
лестнице. Зазор между плавающей крышей и корпусом резервуара по проекту
составляет 200 мм (максимальный — 300 мм и минимальный—120 мм). Для
герметизации кольцевого зазора между плавающей крышей и корпусом применен
мягкий уплотняющий затвор РУМ-1[3].

Рис.5 . Схема устройства резервуаров с
плавающей крышей (а) и понтоном (б):
1 - корпус резервуара; 2 - стационарная крыша;
3 - нижние опоры понтона, 4 - направляющие плавающей крыши; 5 - плавающая
крыша; б -уплотняющий скользящий затвор; 7- скользящая лестница; 8 -пластиковые
покрытия понтона; 9 - пенополиуретановый слой; 10 -уплотнители; 11 - кольца
жесткости; 12 - сборник осадков; 13 -дренажная система.
По данным [3], в США в среднем для 18000
резервуаров, из которых около 7000 со стационарной крышей, а остальные - с
плавающей крышей или понтоном, потери следующие:
Таблица 1
Давление насыщенных паров нефтепродукта в
резервуаре, кПа |
Потери, т/мес, из резервуаров |
со стационарной крышей |
с плавающей крышей или понтоном |
10-35 |
70 |
9 |
36-65 |
95 |
18 |
67-75 |
325 |
41 |
2.4 Резервуары повышенного давления
К резервуарам повышенного давления относятся
каплевидные и сферические емкости типа ДИСИ и др. Промышленные испытания по
определению эффективности каплевидного резервуара емкостью 2000 м в части
сокращения потерь от испарения автобензина при различных операциях впервые
проводились в осенний период 1958 г.
Дыхательный клапан был отрегулирован на
избыточное давление 3000 мм вод. ст. и вакуум 130 мм вод. ст. Испытания
показали, что при низких температурах окружающего воздуха потерь бензина от
«малых дыханий» не было. Потери от «больших дыханий» снизились на 33—48%.
Резервуары типа ДИСИ имеют емкость 400, 700, 1000 и 2000 м3 и
рассчитаны на избыточное давление от 1300 до 2000 мм вод. ст. и вакуум 30—50 мм
вод. ст. Расположение поясов ступенчатое. С внутренней стороны стенки для
увеличения устойчивости при вакууме имеются кольца жесткости.
Стоимость резервуаров повышенного давления
значительно выше стоимости вертикальных цилиндрических «атмосферных»
резервуаров. На многих химических и нефтехимических предприятиях большое
количество легковоспламеняющихся жидкостей (метанол, этиловый спирт,
изопропиловый спирт, стирол, метилстирол и др.) хранят в «атмосферных»
резервуарах, вследствие чего происходят большие потери продуктов и
загазовывается воздушный бассейн [3].
Поиск способов исключения потерь от испарения
ЛВЖ при их хранении ведет к разработке конструкции резервуаров с эластичными
полимерными оболочками (ПЭО). Эта конструкция вообще исключает потери продукта
от испарения.
ПЭО представляет собой мешок, который
вкладывается в пространство, образуемое несущими конструкциями. Такие
резервуары могут быть наземными и подземными.
Разработаны два типа резервуаров:
цилиндрические и траншейные. Цилиндрические резервуары имеют предварительно
напряженную стенку, купольное покрытие и грунтовое днище. Внутри этой
конструкции подвешивается цилиндрическая полимерная оболочка.
Траншейные резервуары представляют собой
котлованы, закрытые железобетонным покрытием или легким перекрытием из
полимерных материалов. В траншею свободно укладывается оболочка - вкладыш, в
котором хранится продукт.
Оболочки - вкладыши изготавливают из полимерных
пленочных материалов: резинотканевые и на основе совмещенного полиамида.
Широкое применение находят эластичные резервуары из полимерных материалов
небольшого объема для хранения и перевозки автотранспортом [6].
Проводились испытания по хранению
углеводородных топлив в шахтных подземных емкостях, сооружаемых в монолитных
осадочных, метаморфических и изверженных горных породах.
Производственный эксперимент подтвердил, что
при хранении нефтепродуктов в подземных емкостях потерь бензина и дизельных
топлив почти не происходит.
За рубежом находит применение подводное
хранение топлив. Строительство подводных хранилищ большой емкости
непосредственно на морском промысле делает ненужным прокладку нефтепроводов к
берегу. Кроме того, нефть из такого хранилища может перекачиваться в
крупнотоннажные танкеры, которые из-за своих размеров не могут заходить в порты
[6].
Эффективным средством сокращения потерь от
«больших дыханий» являются диски-отражатели (рис. 6).
Подвешенный под монтажным патрубком
дыхательного клапана диск - отражатель препятствует распространению струи
входящего в резервуар воздуха вглубь газового пространства, изменяя направление
струи с вертикального на горизонтальное. Слои газового пространства,
находящиеся у поверхности продукта, не перемешиваются входящей струей воздуха,
и поэтому концентрация паров продукта в паровоздушной смеси, вытесняемой в
атмосферу при заполнении резервуара, уменьшается, что снижает потери от
«больших дыханий».
Простота конструкции и короткий срок
окупаемости позволяют широко внедрять диски-отражатели в резервуарах. Диаметр
диска-отражателя обычно равен 2,6—2,8 диаметра люка резервуара, сделанного для
дыхательного клапана. Диск-отражатель подвешивается под патрубком люка на
расстоянии, равном диаметру последнего, на стойке с фиксатором.

Рис.6. Диск отражатель с центральной стойкой
1 – дыхательный клапан; 2- огне – преградитель;
3 – монтажный патрубок; 4 – диск – отражатель; 5 – стойка для подвешивания
диска [2].
3. Техника безопасности
Резервуарный парк должен соответствовать нормам
и техническим условиям проектирования складских предприятий и хозяйств.
Эксплуатация резервуарного парка организована в
соответствии с «Правилами технической эксплуатации резервуаров», другими действующими
документами.
Для предупреждения разлива нефтепродукта
предусматриваем обвалование высотой, рассчитанной на половину объема
резервуаров, с запасом на высоту 0,2 м. На ограждающих валах предусматриваем
лестницы – переходы.
Резервуарные парки обеспечиваем первичными
средствами пожаротушения.
Наполнение и опорожнение герметичного
резервуара осуществляется при производительности насосов, не превышающей норм
пропускной способности дыхательных клапанов. Гидравлический клапан заливается
незамерзающей жидкостью со сменой его 2-3 раза в год. Существуют сроки осмотра
оборудования и арматуры резервуаров.
Резервуары заземлены и имеют молниеотводы. При
наполнении резервуаров осуществляется визуальный или автоматический контроль
уровня. Лестницы и замерные площадки очищаются от снега и льда.
Водоспускные краны и задвижки в зимнее время
утепляем. Открытие и закрытие задвижек необходимо производить плавно, без
рывков во избежание гидравлического удара.
Заключение
Борьба с потерями нефтепродуктов в настоящее
время очень актуальна и приобретает на нефтяных объектах все большее
распространение, т.к. легче и экономичнее внедрить мероприятие, быстро себя
окупающее, чем вводить новую скважину в эксплуатацию.
В своей работе я предпринял попытку разобрать
вопрос определения величины потерь «от большого дыхания» резервуара, но
существуют и другие разновидности потерь легких фракций от испарения, такие как
потери от «малого дыхания», от обратного выдоха, от вентиляции газового
пространства, от выдувания «газового сифона» и т.д.
В качестве жидких потерь тоже существует немало
различных видов – аварий, утечки, смешение при последовательной перекачке, слив
остатков цистерн на промывочно-пропарочных пунктах, зачистке резервуаров,
перелив резервуаров, неполная очистка сточных вод перед сбросом в водоемы.
Во втором разделе при анализе методов борьбы с
потерями ограниченный объем выпускной работы не позволил остановиться еще на
ряде способов, применяющихся у нас в России и за рубежом.
Сюда можно отнести газоуравнительную систему с
газосборником и без него, перевод резервуаров на повышенное избыточное
давление, изотермическое хранение, применение микрошариков и пен и т.д.
Список
литературы
1.
Едигаров С.Г., Бобровский С.А.
Проектирование и эксплуатация нефтебаз и газохранилищ. М.: Недра, 1993
2.
Константинов Н.А. Потери нефти и
нефтепродуктов. М.: Недра, 1991
3.
Новоселов В.Ф. Расчеты при
проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепродуктов М.: Недра, 1995
4.
Нормы естественной убыли
нефтепродуктов, М.: Вега, 2004 г.
5.
Семенова Б.А. Вопросы экономики при
хранении нефтепродуктов. М.: ВНИИОЭНГ, 1992.
6.
Шишкин Г.В. Справочник по
проектированию нефтебаз, М.: Недра, 1998
|