рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Программирование и комп-ры > Структуры данных: бинарное упорядоченное несбалансированное дерево

Программирование и комп-ры : Структуры данных: бинарное упорядоченное несбалансированное дерево

Структуры данных: бинарное упорядоченное несбалансированное дерево

Казанский Государственный Технический Университет

им. А. Н. Туполева

Курсовая работа

по программированию

на тему

Структуры данных:

бинарное упорядоченное несбалансированное дерево

Выполнил: Зверев И. М.

Проверил: Рахматуллин А. И.

Казань

2003

План работы:

1) Постановка задачи

2) Описание программы

3) Код программы на языках Pascal и С++

1. Постановка задачи

Требуется написать программу, реализующую основные операции работы с

деревом. Причём, обязательным условием является использование структуры

данных класс для описания дерева и методов работы с ним.

2. Описание программы

Описание ведётся для кода на Pascalе, отличия для С++ будут указаны

ниже.

В программе основным элементом является класс TTree. Его методы –

это основные процедуры работы с деревом:

Create – конструктор класса – процедура, создающая дерево,

Add – метод добавления элемента в дерево,

Del – метод удаления элемента из дерева,

View – метод вывода элементов дерева на экран,

Exist – метод проверки существования элемента с некоторым ключом, по

сути поиск элемента,

Destroy – деструктор класса – процедура, удаляющая дерево.

Рассмотрим алгоритмы работы процедур.

Create – создание дерева. Присваивает полю Root (корень) значение

nil – указателя, который никуда не указывает.

Add – добавление элемента в дерево. Для построения дерева используем

следующий алгоритм. Первый элемент помещаем в корень (инициализируем

дерево). Далее поступаем следующим образом. Если добавляемый в дерево

элемент имеет ключ больший, чем ключ узла, то, если узел не лист, обходим

его справа. Если добавляемый элемент имеет ключ не больший чем ключ узла,

то, если узел не лист, обходим его слева. Если дошли до листа, то добавляем

элемент соответственно справа или слева.

Del – удаление элемента из дерева.

Удаление узла довольно просто если он является листом или имеет

одного потомка. Например, если требуется удалить узел с ключом М надо

просто заменить правую ссылку узла К на указатель на L. Трудность

заключается в удалении узла с двумя потомками, поскольку мы не можем

указать одним указателем на два направления.

[pic]

[pic]Например, если просто удалить узел с ключом N, то левый

указатель узла с ключом Т должен указывать одновременно на К и R что не

возможно. В этом случае удаляемый узел нужно заменить на другой узел из

дерева. Возникает вопрос, каким же узлом его заменить? Этот узел должен

обладать двумя свойствами: во-первых, он должен иметь не более одного

потомка; во-вторых, для сохранения упорядоченности ключей, он должен иметь

ключ либо не меньший, чем любой ключ левого поддерева удаляемого узла, либо

не больший, чем любой ключ правого поддерева удаляемого узла. Таким

свойствам обладают два узла, самый правый узел левого поддерева удаляемого

узла и самый левый узел его правого поддерева. Любым из этих узлов им можно

заменить удаляемый узел. Например, на рисунке это узлы М и Р.

[pic]Необходимо различать три случая:

1. Узла с ключем, равным х, нет.

2. Узел с ключем, равным х, имеет не более одного потомка.

3. Узел с ключем, равным х, имеет двух потомков

Вспомогательная рекурсивная процедура del вызывается только в

случае, когда удаляемый узел имеет двух потомков. Она “спускается вдоль”

самой правой ветви левого поддерева удаляемого узла q^ (при вызове

процедуры ей передается в качестве параметра указатель на левое поддерево)

и, затем, заменяет существенную информацию (в нашем случае ключ data) в q^

соответствующим значением самого правого узла r^ этого левого поддерева,

после чего от r^ можно освободиться.

View - печать дерева, обходя его справа налево. Чем дальше элемент

от корня, тем больше ему будет предшествовать пробелов, т. о. путём

несложного алгоритма получается вполне удобно читаемое дерево.

Exist – проверка существования элемента с заданным ключом. Ищем

элемент, двигаясь от корня и переходя на левое или правое поддерево каждого

узла в зависимости от его ключа.

Destroy – удаление дерева. Обходя дерево слева направо, удаляет

элементы. Сначала удаляются потомки узла, затем сам узел.

Различия между описаниями кодов программах на разных языках

относятся в основном к конструкторам и деструкторам. В .pas программах они

определяются директивами и вызываются явно как методы класса из программы,

а в .cpp конструктор вызывается при создании элемента класса и деструктор

автоматически при выходе из программы (для чего объект класса размещается в

памяти динамически).

3. Код программы

|program PTree; |#include |

| | |

|{$APPTYPE CONSOLE} |#pragma hdrstop |

| | |

|type |typedef int TInfo; |

|TInfo = Byte; |typedef struct Item* PItem; |

|PItem = ^Item; |struct Item TInfo Key; ; |

|end; |class TTree Root: PItem; ; |

|end; | |

|//----------------------------------|//----------------------------------|

|--------------------------- |--------------------------- |

|constructor TTree.Create; |TTree::TTree() |

|begin | |

|//----------------------------------|//----------------------------------|

|--------------------------- |--------------------------- |

|procedure TTree.Add(Key: TInfo); |static void IniTree(PItem& P, TInfo |

| |X) //создание корня дерева |

|procedure IniTree(var P: PItem; X: |P->Key =X; |

|P^.Right := nil; | |

|end; |static void Iendleft (PItem& P, |

| |TInfo X) //добавление узла слева |

|procedure InLeft (var P: PItem; X : |R^.Key := X; |

|end; | |

| |static void InRight (PItem& P, TInfo|

|procedure InRight (var P: PItem; X :|X) //добавить узел справа |

|TInfo); //добавить узел справа | |

| | |

|procedure Tree_Add (P: PItem; X : |static void Tree_Add (PItem P, TInfo|

|TInfo); |X) |

|var OK: Boolean; | |

| | |

|begin |void TTree::Add(TInfo Key) |

|if Root = nil | |

|then IniTree(Root, Key) | |

|procedure TTree.Del(Key: TInfo); |//----------------------------------|

| |---------------------------static |

|procedure Delete (var P: PItem; X: |void delete_ (PItem& P, TInfo X); |

|TInfo); | |

|var Q: PItem; |static void Del(PItem& R, PItem& Q) |

| |//процедура удаляет узел имеющий |

|procedure Del(var R: PItem); |двух потомков, заменяя его на самый |

|//процедура удаляет узел имеющий |правый |

|двух потомков, заменяя его на самый |//узел левого поддерева |

|правый |Q := R; //Del |

|R := R^.Left; | |

|end; |static void delete_ (PItem& P, TInfo|

|end; //Del |X) |

| | |

|Delete(Root, Key); | |

|end; |void TTree::Del(TInfo Key) |

|//----------------------------------| |

|--------------------------- | |

|procedure PrintTree(R: PItem; L: |//----------------------------------|

|Byte); |--------------------------- |

|var i: Byte; |static void PrintTree(PItem R, TInfo|

|begin |L) |

|if R <> nil then begin |Write(' '); |

|end; | |

|//----------------------------------|void TTree::View() |

|--------------------------- |procedure TTree.Exist(Key: TInfo); |

|procedure Search(var P: PItem; X: |//----------------------------------|

|TInfo); |--------------------------- |

|begin |static void Search(PItem& P, TInfo |

|if P = nil then begin |X) |

|WriteLn('Такого элемента нет'); |else |

|//----------------------------------| |

|--------------------------- |void TTree::Exist(TInfo Key) |

|destructor TTree.Destroy; | |

| | |

|в дереве |//----------------------------------|

|begin |--------------------------- |

|if P <> nil then begin |static void Node_Dispose(PItem P) |

|if P^.Left <> nil then |//Удаление узла и всех его потомков |

|Node_Dispose (P^.Left); |в дереве |

|if P^.Right <> nil then | |

|//----------------------------------| |

|--------------------------- |TTree::~TTree() |

|procedure InputKey(S: String; var | |

|Key: TInfo); | |

|ReadLn(Key); |//----------------------------------|

|end; |--------------------------- |

| |void inputKey(string S, TInfo& Key) |

|var |N: Byte; |

|begin | |

|Tree := TTree.Create; |TTree *Tree = new TTree; |

|repeat |int N; |

|WriteLn('1-Добавить элемент в |TInfo Key; |

|дерево'); |int main(int argc, const char* |

|WriteLn('2-Удалить элемент'); |argv[]) |

|WriteLn('3-Вывести узлы дерева'); | |




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.