рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Политология > Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Политология : Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Внешняя политика СССР в конце 30-х, начале 40-х годов

Содержание:

1. Введение……………………………………………………….…2

2. Советский Союз в условиях роста военной опасности……..4

3. Мюнхенское соглашение и позиция СССР……………………6

4. Международные отношения СССР с Англией, США и

Францией…………………………………………….…………..8

5. Внешнеполитическое положение СССР на востоке……….13

а) Бои у реки Халхин-Гол……………………………...….…………..13

б)Советско-японский пакт о нейтралитете……………...………...14

6. Советско-германские отношения…………….………………15

а)Советско-германский пакт о ненападении и секретный

протокол…………………………………………………………….………..16

б)Угроза войны перед Советским Союзом…………..……………….18

7. Заключение……………………………………….……………..20

8. Документы……………………………………………………..22

9. Список литературы……………………………………….….22

Введение

Размышляя о самой кровопролитной в истории человечества войне, мы

невольно возвращаемся к предвоенному времени, вошедшему в историю как

предвоенный политический кризис, с тем чтобы понять ту международную

обстановку в которой война готовилась и была развязана. В результате

подготовки и частичного осуществления Германией агрессивных планов по

завоеванию мирового господства при попустительстве со стороны Англии и

Франции, продемонстрированном в Мюнхине.

Я решила выбрать данную тему для моего реферата, так как мне было

интересно узнать правду о Советской внешней политике, кем и чем она

определялась, как влияла на положение Советского Союза и международную

ситуацию. В наши дни можно по-новому взглянуть на разные стороны внешней

политики СССР, ее связь с внутренней политикой, дать на основе исследования

ранее закрытых документов оценки и выводы, позволяющие восстановить

реальную картину происходившего.

В первые годы так называемого мирного существования СССР боролся за

установление более или менее приемлемых дипломатических отношений с

капиталистическими странами. На протяжении 20-ых и 30-ых годов внешней

торговле придавалось не только экономическое, но и политическое значение.

В 30-ых годах советское правительство активно развивало отношения с

фашистской Германией, которые переросли в активную деятельность по

организации коллективного отпора агрессивным фашистским государствам. Идея

создания системы коллективной безопасности и практическая работа советской

дипломатии получили высокую оценку и признание прогрессивной мировой

общественности. Вступление в Лигу Наций в 1934 г., заключение союзных

договоров с Францией и Чехословакией в 1935г., призывы и конкретные акции в

поддержку одной из подвергнушевшихся агресси держав – Эфиопии,

дипломатическая и иная помощь законному республиканскому правительству

Испании в период итало-германской интервенции, готовность оказать военную

помощь по договору Чехословакии против фашистской Германии в 1938г.,

наконец, искреннее стремление выработать совместные меры опоры агрессии

накануне второй мировой войны – такова краткая летопись последовательной

борьбы Советского Союза за мир и безопасность.

Ни один народ, даже немецкий, не испытывал ничего похожего на то

воодушевление, которое в 1941 г. охватило все народы Европы. Всего лишь

двадцать лет прошло со времени первой катастрофы в Европе, и еще никто не

забывал перенесенных страданий и жертв. Все приняли войну как удар судьбы.

Даже объявление войны западными державами не смогло поколебать в немецком

народе веру в Гитлера: он был слишком сильно одурманен лживой пропагандой,

чтобы быть в состоянии трезво оценить происходящее.Гитлер хотел войны, и

это является документально подтвержденным фактом. Но он не добился бы так

легко этой цели, если бы не нашел необходимых союзников и противников в

лице Советского Союза, Польши и Англии. Решающее значение имела позиция

СССР.

В данной работе я попытаюсь осветить основные аспекты отношений СССР с

крупными мировыми державами и факторы, влияющие на эту политику, внутреннее

положение СССР, определяющее взаимоотношение с другими странами перед

вступлением нашей страны во вторую мировую войну.

Советский союз в условиях роста военной опасности

В середине 30-х годов Советское государство демонстрировало свое

миролюбие и заинтересованность в мирном сосуществовании с

капиталистическими странами. Однако набиравшие силу в эти годы

террористические методы руководства во внутриполитической жизни Советского

Союза находили отражение и в его международной политике. Особый

«сталинский» почерк все более проявлялся во внешнеполитических шагах

советского правительства. В принципиальном плане это выражалось, прежде

всего, в том, что советское руководство давало одностороннюю оценку

расстановки и соотношения политических сил в мире.

На международное положение страны продолжала оказывать

катастрофическое воздействие лавина массовых репрессий, обрушенных

сталинским руководством на партийные и военные кадры, дипломатов, на

деятелей науки и искусства. В кризисные для европейской политики дни

сталинская машина террора продолжала функционировать в СССР.

Аналитический аппарат дипломатических, военных и разведывательных

служб всех стран пристально следило за беспрецедентными событиями в СССР и

прикидывал потенциал и прочность страны. Практически все наблюдатели

приходили к выводу о глубоком внутриполитическом кризисе советского режима

(независимо от его причин), о неспособности Советского Союза к

крупномасштабным внешнеполитическим мероприятиям.

Серьезными недостатками страдала политико-воспитательная работа в

армии. Во всей пропаганде, ведшейся в стране, преобладал упрощенный тезис о

могуществе нашей страны, ее способности противостоять любой агрессии и о

том, что в случае нападения все боевые действия будут вестись только на

территории противника. Не было трезвой оценки сил Красной Армии.

В предвоенные годы в общественно-политической и духовной жизни страны

утвердилось полное господство идеологической и политико-воспитательной

деятельности партии. Установился идеологический диктант, основывающийся все

более и более на личных взглядах Сталина.

Мюнхенское соглашение и позиция СССР

Советский Союз был преисполнен решимости внести существенный вклад в

дело предотвращения германской агрессии против Чехословакии. Но британское

и французское правительства оказывали давление на Чехословакию, чтобы

заставить ее капитулировать перед Германией.

Сначала сентября в Лондоне и Париже стал рассматриваться вопрос о том,

как оформить передачу Германии Судетской области.

22 сентября Чемберлен прибыл в Бад-Годесберг для новой встречи с

Гитлером. Британский премьер сообщил нацистскому фюреру, что ему удалось

добиться согласия на передачу Германии Судетской области не только от

собственного, но также от французского и чехословатского правительства.

Видя готовность Англии и Франции идти на уступки, Гитлер ужесточил

свой требования, с тем, чтобы сделать еще один шаг вперед в деле ликвидации

чехословатского государства. Он в ультимативной форме потребовал, чтобы

передача Германии Судетской области была начата немедленно, а именно 26

сентября. Вместе с тем теперь он решительно настаивал и на передаче Польше

и Венгрии некоторых районов Чехословакии, где большинство населения

составляли поляки и венгры. Наконец, он заявил, что больше нет условий для

существования чехословацкого государства. В случае отклонения его

требований Гитлер угрожал войной. Чемберлен, по его словам, оказался от

этих новых требований в состоянии шока. Но он все же заверил фашистского

канцлера, что сделает все возможное для обеспечения их выполнения.

29-30 сентября в Мюнхене состоялась конференция Великобритании,

Франции, Германии и Италии, завершившаяся сделкой четырех держав об

отторжении от Чехословакии и присоединения к рейху широкой полосы

территории вдоль всей германо-чехословацкой границы.

Чехословацкому правительству результаты мюнхенского договора четырех

стран были переданы как приговор, не подлежащий обжалованию.

В результате мюнхенской сделки Чехословакия потеряла значительную

часть своей территории и населения, в том числе исключительно важные в

экономическом отношении районы.

При заключении мюнхенского соглашения правящие круги Великобритании и

Франции придавали особое значение его антисоветской заостренности. Об этом

свидетельствуют многие ставшие с тех пор достоянием гласности секретные

дипломатические документы. 4 октября 1938 г. французский посол в Москве

Р.Кулондр заметил, что мюнхенское соглашение «особенно сильно угрожает

Советскому Союзу». Лорд Лотиан, назначенный вскоре британским послом в

США, отмечал, что после Мюнхена политические круги Лондона, как и других

европейских столиц, «полагали, что после захвата Чехословакии Гитлер …

двинется на Украину».

Мюнхенское соглашение, продиктованное Чехословакии под угрозой

применения силы и с помощью самого грубого давления, представляло собой

проявление неприкрытого произвола. Поэтому оно было незаконным и Советское

правительство никогда не признавало его. Оно также коренным образом меняло

все положение в Центральной Европе. Захватив Австрию, а затем часть

Чехословакии, Германия серьезно укрепила свои позиции.

Отношения СССР с Англией, США и Францией

В конце 30-х годов Англия и ее союзники занимали по отношению к СССР

открыто враждебную позицию.

Несмотря на провал мюнхенского соглашения и вынужденное вступление в

войну с Германией, политика англо-французского блока и поддерживавших его

соединенных штатов Америки носила резко антисоветский характер.

Это проявилось и во время польских событий в сентябре 1939 г., и в

различных происках на Балканах, Ближнем и Дальнем Востоке, в активной

помощи реакционным правительством Финляндии и прибалтийских стран, в

исключении СССР из Лиги наций за финскую войну и во многих других

антисоветских действиях.

1 сентября 1939 г. Германия приступила к войне против Польши,

которая и дала начало Второй мировой войне. В международных отношениях

образовался сложный узел противоречий: страны демократии (Англия, Франция,

США) – СССР – страны фашистскогго блока(Германия, Италия, Япония).

Немалая доля ответственности предвоенного политического кризиса

ложится на правящие круги Англии и Франции. Та осторожность, а то и просто

недоверие к внешнеполитическому курсу СССР, которые демонстрировали

правительства Великобритании, Франции, США и других стран, вызывались

многими причинами. Но одна из них, несомненно, была вызванна

внутреполитическим положением СССР. В правящих кругах запада чувствовался

страх перед непредсказуемыми решениями советского руководства во внешней

политике и перед террористическим режимом, установленным Сталиным внутри

страны. Трудно уйти от вывода, что именно в этот сложный момент советских

руководителей покинуло также чувство реализма и выдержки. Видимо, к данной

позиции Сталина и его окружения вполне применимы слова А.Н.Яковлева:

«Оправдывать собственные падения грехами других – путем не к честному

самопознанию и обновлению, а к историческому беспамятству». (2)

Советское руководство не могло не знать, что мюнхенский договор – не

последний внешнеполитический шаг западных держав. Оно было осведомлено о

глобальных планах Гитлера. Поэтому наряду с политикой Англии и Франции

сталинизм стал одной из основных причин, по которой Советский Союз не был

готов к соглашению с этими странами о совместных действиях против фашизма.

Делая в реализации своих агрессивных замыслов основную ставку на

военную силу, Гитлер придавал большое значение и дипломатическим средствам.

На внешнеполитический аппарат фашистского рейха была возложена задача

предотвращения возможности объединения против германской агрессии СССР,

Франции и Великобритании. Пользуясь реакционными настроениями британских

правящих кругов, нацисты стремились убедить их в том, что Германия желает

жить с Великобританией в мире и дружбе и думает лишь о борьбе против

Советского Союза. У значительной части британских правящих кругов эти

заверения нацистского руководства вызывали доверие и находили поддержку.

Они были склонны рассматривать Германию как союзника. Чемберлен верил, что

сможет договориться с Гитлером о разделе сфер влияния, и германская

агрессия будет направлена против СССР.

Однако Германия лишь скрывала их подлинные намерения. Задачи

германской дипломатии заключались в том, чтобы в глубокой тайне, но со всей

возможной решительностью «сколачивать союз против Англии».

Столь же близорукой, как и британская, оказалась политика Франции.

Правительство США, шедшее на уступки внутренней реакции и старавшееся

создать видимость «невмешательства» в европейские дела, фактически

придерживалось политики попустительства агрессивным намерениям Германии.

Правящие круги в США рассчитывали на то, что США лишь выиграют от

столкновения других стран, а агрессивный курс Германии и ее союзников

поможет сдерживанию коммунизма в Европе и Азии.

В условиях возрастающей военной угрозы Советский Союз 17 апреля 1939г.

предложил Англии и Франции начать переговоры о взаимных обязательствах

оказывать друг другу необходимую помощь, в том числе и военную, в случае

агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств. Под

давлением общественного мнения Англия и Франция вынуждены были пойти на

переговоры. Однако переговоры зашли в тупик.

Летом 1939 г. СССР предложил Англии и Франции военную конвенцию,

предусматривающую совместные действия вооруженных сил трех государств в

случае агрессии. Правящие круги Англии и Франции не откликнулись на это

предложение. Над СССР нависла угроза внешнеполитической изоляции.

С приходом к власти в Англии кабинета Черчеля и особенно после

разгрома Франции Германией положение стало мало-помалу улучшаться.

Постепенно укрепилось убеждение, что антисоветский курс равносилен расколу

потенциальных антигитлеровских сил и лишь помогает Гитлеру изолировать

своих противников друг от друга. Уже в мае 1940 г. английское правительство

решило послать в Москву своего “специального и чрезвычайного

уполномоченного” Стаффорда Клиппса для переговоров о торговле, которые

правительство Чемберлена завело в тупик.

Несколько изменился и характер американо-советских отношений.

Правительство США шло на это медленно и непоследовательно. Тем не менее

отношения между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки постепенно

улучшались. В январе 1941 г. государственный департамент США уведомил

советского посла в Вашингтоне, что «политика, изложенная в заявлении,

переданном президентом представителям печати 2 декабря 1939 г., которую

обычно называют “ моральным эмбарго”, больше не будет применяться к

Советскому Союзу». Тем самым правительство Рузвельта отказалось от

антисоветского мероприятия, введенного во время советско-финляндского

конфликта.

В марте 1941 г. американское правительство и в апреле английское

сообщили советскому правительству, что Германия готовится напасть на СССР.

Сталин не посчитался с этими предупреждениями, расценив их как провокацию,

имеющею целью вызвать советско-германскую войну.

Внешнеполитическое положение СССР на Востоке

Бои у реки Халхин-Гол

На Дальнем Востоке все более агрессивной становилась политика Японии.

Хотя угроза надвигающейся войны для СССР исходила с запада, боевые действия

кануна новой мировой войны впервые развернулись на его восточных границах.

Еще в июле 1938 г. Япония попыталась захватить ряд важных

стратегических пунктов СССР на Дальнем Востоке. Советские Войска в начале

августа 1938 г. разгромили вторгшиеся японские части и выбросили их с

советской территории, и 11 августа 1938 г. Япония была вынуждена заключить

соглашение с Советским Союзом о ликвидации конфликта. Однако Япония на

этом не успокоилась. Она решила нанести удар против Монгольской Народной

Республики, с которой Советский Союз имел соглашение о взаимопомощи.

Весной 1939 г. Япония начала военные действия в районе реки Халхин-

Гол. Из советских и монгольских войск, сосредоточенных у Халхин-Гола, была

создана первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова. Советские и

монгольские войска 20 августа 1939 г. перешли в наступление и через три дня

окружили основные силы японской армии. Ожесточенные бои продолжались 129

дней. 16 сентября по просьбе Японии боевые действия были прекращены.

События у реки Халхин-Гол имели важное военно-политическое значение.

Они предотвратили попытки создания очага войны на дальневосточных границах

СССР. Однако опасность войны в этом районе сохранялась.

Советско-японский пакт о нейтралитете

Милитаристская Япония издавна имела в отношении СССР самые широкие

захватческие замыслы. Но и к началу второй мировой войны, когда Япония

потерпела жестокое поражение на реке Халхин-Гол японская военщина была

вынуждена отложить до будущих времен агрессивные действия против СССР и

приступила с лета 1940 г. к захватам в южных морях и Юго-Восточной Азии,

что требовало от нее меньших усилий, особенно после того, как война в

Европе привела две западные державы – Францию и Голландию – к разгрому, а

третью из них – Англию – к резкому ослаблению. Одновременно в июне 1940 г.

японское правительство предложило Советскому правительству заключить пакт о

нейтралитете. В действительности это было со стороны Японии лишь маневром.

Ведя переговоры о советско-японском пакте и намеренно затягивая их, Япония

сговаривалась с Германией и Италией о направленном фактически против

Советского Союза Тройственном пакте, который и был подписан в сентябре 1940

г.. В апреле 1940 г. в Москву прибыл министр иностранных дел Японии

Мацуока. Он заявил, что его правительство готово подписать с СССР пакт о

нейтралитете, и предложил сделать это немедленно. 13 апреля пакт был

подписан.

Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней

политики Советского правительства, имевшей целью обеспечить безопасность

СССР и восприпятствовать расширению зоны войны. Положительное значение

пакта для Советского Союза также заключалось в том, что он обнаружил новые

разногласия внутри фашистского блока: гитлеровская Германия хотела, чтобы

Япония как можно скорее начала военные действия на Дальнем Востоке как

против Англии и Соединенных Штатов Америки, так и против СССР, а японское

правительство предпочитало действовать самостоятельно в определении

объектов и сроков нападени

Совектско-германские отошения

Советское правительство делало летом 1939 г. все возможное, чтобы

договориться с Англией и Францией в целях предотвращения германской

агрессии, сохранения мира. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом.

Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол

В августе 1939 года Германия завершила подготовку к войне в Европе. Не

желая воевать на два фронта, Гитлер предложил подписать советско-германский

договор о ненападении. Договор обещал Советскому Союзу не только мир, но и

расширение западных границ.

СССР фактически продолжа оставаться в положении международной

изоляции, в котором он оказался в результате мюнхенского договора. В этой

обстановке Сталин и Молотов приняли решение согласиться с предложением

Германии о заключении договора о взаимном ненападении.

Советско-германские переговоры начались 15 августа 1939 г. в Москве

встречей с Молотовым посла Шуленбурга. Первым итогом их явилось подписание

торгового соглашения между Германией и СССР.

Гитлер, который торопился разрешить конфликт с Польшей военным путем и

не мог уже отказаться от подготовленного на нее нападения, 20 августа 1939

г., направил Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем

подписании договора о ненападении.

Обсудив с Молотовым полученное послание и выслушав сообщение

Ворошилова о ходе переговоров с англичанами и французами, Сталин в своем

ответе Гитлеру дал согласие на приезд в Москву Риббентропа и подписание

соглашения о ненападении.

23 августа Иоахим Риббентроп и Вячеслав Молотов подписали Договор о

ненападении. Вместе с договором был подписан и секретный дополнительный

протокол. Он не обсуждался ни в Политбюро, ни в Верховном Совете СССР, ни в

правительстве. В строго секретном дополнительном протоколе говорилось о

разграничении «сфер интересов» в Восточной Европе. В советскую «сферу

интересов» отходили Эстония, Латвия, Правобережная Польша и Молдавия

(позднее к этому списку добавилась и Литва). Важнейшее значение в этом

проекте имел постскриптум, в котором говорилось следующее: «Настоящий пакт

действителен лишь при одновременном подписании особого протокола по пунктам

заинтересованности Договаривающихся сторон в области внешней политики.

Протокол составляет органическую часть пакта».(3)

Сразу же, после того как договор был подписан, прекратилась

антифашистская кампания в советской печати. Зато Англию и Францию теперь

называли «поджигателями войны».

Проводя политику нейтралитета, Советский Союз точно выполнял

заключенные им с Германией соглашения. Советское правительство всемерно

старалось избегать трений с Германией и тщательно следило за тем, чтобы не

дать ей какого-либо повода к нарушению советско-германских соглашений.

Такими принципами руководствовались не только дипломатические, военные,

хозяйственные и другие советские ведомства, отвечавшие за состояние

отношений с Германией, но также печать и радио.

Угроза войны перед Советским Союзом

Германское правительство вело себя по отношению к СССР нелояльно.

Начав с лета 1940 г. тайную подготовку антисоветской войны, оно стало все

чаще нарушать советско-германские соглашения, а после заключения в сентябре

1940 г. германо-итало-японского Тройственного пакта перешло к открытому

нарушению существенных внешнеполитических интересов Советского Союза.

Наибольшую опасность представляли дипломатические и военные мероприятия

гитлеровской Германии в расположенных поблизости от советских границ “малых

странах”.

Советское правительство много раз пыталось склонить Германию к

прекращению недружелюбных действий по отношению к СССР и предотвратить

расширение зоны войны. Оно старалось также путем непосредственного контакта

с германским руководством выяснить их действительные намерения. Еще в

ноябре 1940 г. Молотов ездил для этого в Берлин. Но его переговоры с

Гитлером не привели к смягчению напряженности.

Игнорируя миролюбивые шаги Советского Союза, Германия весной и в

начале лета 1941 г. стала совершать враждебные действия уже непосредственно

против СССР. Самолеты германской военной авиации вторгались в воздушное

пространство СССР; постепенно эти нарушения из единичных перешли в

систематические. Через советскую границу перебрасывалась вражеская агентура

с разведывательными и диверсионными целями. Советская разведка задолго до

предупреждений, полученных от Соединенных Штатов и Англии, информировала

свое руководство о готовящемся нападении на СССР. В дипломатических кругах

усиленно циркулировали слухи о предстоящей германо-советской войне и даже

называли точные даты. Вся мировая печать была полна сообщений о

концентрации германских войск вблизи советских границ. Однако Сталин

сбрасывал со счетов все факты и все предупреждения, ибо они не укладывались

в созданную им схему, согласно которой правительства Англии и США для того

и посылают предупреждения, чтобы спровоцировать германо-советскую войну.

Сталин отклонил все предложения командующих приграничными округами о

приведении в боевую готовность войск этих округов. Советским войскам было

запрещено заблаговременно занять предусмотренные планом прикрытия

оборонительные рубежи, чтобы не дать Германии повода обвинить СССР в

подготовке к нападению на нее.

21 июня советское правительство обратило внимание германского посла на

серьезность сложившейся обстановки и предложило ему уведомить германское

правительство о желании Советского Союза обсудить состояние германо-

советских отношений. Ответа не последовало, а на рассвете следующ

его дня, в один из самых длинных дней в году, фашистская Германия

вероломно напала на СССР.

***

«Не было в истории 20 столетия обстановки более сложной, запутанно,

более отягощенной многочисленными страхами, предчувствиями надвигающейся

драмы, чем та, которая сложилась между осенью 1938 и концом лета 1939. Не

делалось еще за столь короткий срок столько рискованных шагов в политике,

столько ошибок, столько неверных прогнозов и вместе с тем не было сказано

столько многочисленных слов»,(4) - так оценил обстановку того времени

известный историк профессор Д.М. Проэктор.

Решающее значение в возникновении именно такой ситуации в

международных отношениях, несомненно, имел Мюнхен.

Что касается внешней политики Советского Союза, то его руководство во главе

со Сталиным на протяжении почти двух десятилетий исходило из тезиса о

наличии угрозы со стороны капиталистического окружения. Хотя если иметь в

виду наших непосредственных соседей, то никто из них в конце 30-х годов не

был готов и не имел намерения воевать против Советского Союза.

Документы:

(2). Правда. 1989, 24 декабря

(3). ADAP. Serie D. Band VII. S. 125,131

(4). Проэктор Д.М. Фашизм: путь агрессии и гибели. М., 1989. С.179

Список литературы:

1. Севостьянов Г.Н. (ред.) Новая и Новейшая история. – М.: Наука, 1990

2. Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. – М.: Высш. шк., 1992и

3. Сиполс В.Я. Внешняя политика Советского Союза 1936-1939гг. – М.: Наука,

1987

4. Кирилин И.А. История международных отношений и внешней политики СССР. -

М.: Междунар. отношения, 1986

5. Нежинский Л.Н. (ред.) Советская внешняя политика 1917-1945гг. – М.:

Междунар. отношения, 1992

6. Ржешевский О.А. (ред.) 1939 год: Уроки истории – М.: Ин-т всеобщей

истории, 1990

7. Типпельскирх К. История второй мировой войны Т.1 – Полигон, 1994

8. Энциклопедия для детей Т.5 История России XX век – М.: «Аванта+», 1995

9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX век – М.: Просвещение,

1995

10. История отечества XX век – М.: Дрофа, 1995

11. Трухановский В.Г. (ред.) История международных отношений

и внешней политики СССР – М.: Междунар. отношения, 1967

12. Кишенкова О.В., Королькова Е.С. Экзаменационные билеты по истории для

школьников и абитуриентов – М.:Дрофа, 1996




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.