рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Политология > Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

Политология : Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

Внешняя политика Ирака в 1971-1975 гг.

Углубление прогрессивных преобразований и позитивный

внутриполитический курс правительства Ирака сочетались в эти годы с мерами

по укреплению национальной независимости своего государства. Важной

составной частью этого курса было расширение и упрочнение всесторонних

связей между Ираком и социалистическими странами, прежде всего с Советским

Союзом. Торговое, экономическое, техническое сотрудничество с СССР,

Венгрией, ГДР, рядом других социалистических стран позволило Ираку

осуществить крупные проекты в области нефтедобычи, строительства

промышленных предприятий и коммуникаций, развития энергетики и

ирригационной сети. Это сотрудничество создало необходимые условия для

подготовки и проведения национализации нефтедобывающей промышленности и

успешного противодействия попыткам иностранных монополий бойкотировать

иракскую нефть на мировом рынке.

После заключения Договора о дружбе и сотрудничестве между Ираком и

СССР отношения между ними продолжали развиваться по восходящей линии.

Характеризуя значение связей с СССР и другими социалистическими странами,

VII региональный съезд ПАСВ отмечал: "Выдвинутый Партией арабского

социалистического возрождения и революцией 17 июля лозунг стратегического

союза с СССР и другими социалистическими странами правилен как с точки

зрения принципов, так и с точки зрения практики. Он не противоречит

принципам партии, ее панарабским целям и задачам борьбы за осуществление

единства, свободы и социализма, равно как и интересам и чаяниям арабской

нации и ее борьбе за освобождение и прогресс". Это сотрудничество стало

охватывать самые разнообразные сферы. Только в 1973 г. между двумя странами

были заключены соглашение о культурном сотрудничестве, договор о правовой

взаимопомощи, соглашения о туризме, об экономическом и техническом

сотрудничестве. В марте 1975 г. иракское правительство заключило с СССР

соглашение о строительстве ТЭС в Эн-Насирии, в апреле того же года -

соглашение о ведении совместных исследований по использованию атомной

энергии в мирных целях. В июле 1975 г. Ирак первым из развивающихся

государств подписал соглашение о сотрудничестве с Советом Экономической

Взаимопомощи.

Отношения Ирака с капиталистическими странами Запада развивались в

этот период неровно. Важным для иракского правительства критерием, при

помощи которого оно оценивало возможности развития связей с той или иной

страной Запада, была ее позиция в отношении урегулирования ближневосточного

кризиса, а также перспектив независимого, прогрессивного развития Ирака и

других арабских стран. В частности, на развитии Ирака и других арабских

стран. В частности, на развитии американо-иракских отношений негативным

образом отразилась поддержка, которую оказывали США Израилю в проведении

его экспансионистской политики, а также шахскому режиму в Иране. Так, в

ноябре 1971 г., когда иранские войска высадились на трех островах

Персидского залива, принадлежащих арабским эмиратам Шарджа и Рас-эль-Хайма,

Ирак разорвал дипломатические отношения с Ираном и Великобританией.

Отношения с США были прекращены еще в 1972 г. шахскому режиму было обещано

любое неядерное вооружение для осуществления его гегемонистских замыслов в

Персидском заливе, а также помощь американских специалистов в подготовке

иранской армии.

В январе 1974 г., после арабо-израильской войны в октябре 1973 г., в

ходе которой США и другие империалистические государства полностью

поддержали Израиль, VII региональный съезд ПАСВ (партия арабского

социалистического возрождения) констатировал: "Противоречие, существующее

между нами и этими государствами, особенно США, является фундаментальным,

острым и долговременным. Оно может исчезнуть только в результате

радикального изменения их линии и их отношения к нам и к нашим существенным

проблемам." Исходя из этой позиции, иракское правительство отвергло в 1974

г. предложение США участвовать в совещании стран-экспортеров и импортеров

нефти в Вашингтоне, расценив его как попытку закрепить и усилить

неравноправный характер отношений между развивающимися странами и

империалистическими государствами. В 1975 г. Ирак осудил действия США,

направленные на заключение сепаратных сделок между отдельными арабскими

странами и Израилем, а также соглашение о разъединении египетских и

израильских войск на Синае.

Важной составной частью внешней политики Ирака в 1971-1975 гг. были

его отношения с другими арабскими государствами, которые ПАСВ рассматривала

как особую сферу своих международных связей. Сюда относился комплекс

проблем, касающихся совместной борьбы против израильской агрессии, за

осуществление законных прав арабского народа Палестины, а также отношения

Ирака с другими арабскими государствами Персидского залива.

Иракское правительство прежде всего стремилось нормализовать свои

отношения с арабскими странами, непосредственно противостоящими израильской

агрессии, добиться объединения их усилий и лучшей координации их действий.

Однако достижение этих целей осложнялось рядом обстоятельств, в частности

особым подходом Ирака к решению ближневосточной проблемы. В эти годы для

иракского руководства были характерны отказ от самой идеи политического

урегулирования ближневосточного кризиса, признание вооруженной борьбы с

Израилем вплоть до его полного уничтожения в качестве единственного

средства обеспечения прав арабских народов. По этой причине иракское

правительство долгое время отвергало резолюции Совета Безопасности ООН,

идею созыва Женевской мирной конференции и другие предложения, направленные

на урегулирование конфликта мирными средствами.

В конце 1968 г. иракское руководство выдвинуло идею создания

объединенного военного командования с участием Египта, Сирии, Иордании и

Ирака. Президент Египта Насер отверг это предложение, а руководители Сирии

и Иордании приняли его. В марте 1969 г. была достигнута договоренность о

создании объединенного "Восточного командования", в соответствии с которой

на территорию Иордании были введены иракские войска численностью 20 тыс.

чел. Однако в результате сентябрьских событий 1970 г. в Иордании между

участниками соглашения возникли трения, и в январе 1971 г. иракские войска

были выведены из Иордании.

Национализация ИПК ("Ирак Петролеум Компани") в июне 1972 г. укрепила

авторитет Ирака в арабском мире. Решение о национализации было немедленно

поддержано правительством Сирии, которое в знак солидарности

национализировало имущество ИПК на территории своей страны. ЛАГ официально

поддержала действия Ирака и Сирии, а ОАПЕК приняла решение о создании

специального фонда помощи этим двум странам, выделив им в виде

беспроцентного займа соответственно 140,1 млн. и 17,7 млн. долларов на

покрытие убытков, связанных с бойкотом капиталистическими странами иракской

и сирийской нефти.

В октябре 1973 г. иракские части, направленные в район Голанских

высот, оказали помощь Сирии в отражении израильской агрессии. В октябре

1974 г. иракские руководители участвовали в работе Рабатского совещания

глав государств и правительств арабских стран, принявшего важные резолюции

по палестинской проблеме, в том числе решение о признании ООП единственным

законным представителем арабского народа Палестины. После октябрьской войны

1973 г. постепенно начали нормализоваться отношения Ирака с арабскими

странами, в частности с Египтом, Ливией и Алжиром.

Что же касается отношений Ирака с арабскими государствами Персидского

залива, то они во многом определялись ситуацией, сложившейся в этом районе

после ухода оттуда в 1969-1971 гг. британских войск и с ростом военного

присутствия Ирана, поддерживаемого США. Стремление противодействовать

влиянию Ирана в заливе в известном смысле стимулировало развитие отношений

Ирака с арабскими государствами этого района.

Вскоре после прихода к власти баасистское правительство попыталось

улучшить ирако-саудовские отношения в надежде на установление

конструктивного сотрудничества в деле создания системы совместной

безопасности стран Персидского залива. В сентябре 1968 г. состоялись ирако-

саудовские переговоры, не внесшие, однако, существенных сдвигов в отношения

между двумя странами. В этот период и несколько позднее на ирако-саудовских

отношениях негативным образом отражалось различие их позиций по ряду

вопросов, в частности в отношении США. В то же время империалистические

круги всячески подталкивали Саудовскую Аравию в ее региональной политике на

сближение с Ираном, игравшим тогда роль американского жандарма в Персидском

заливе. На достижение этой цели был направлен и визит шаха Ирана в

Саудовскую Аравию в ноябре 1968 г.

В феврале и мае 1969 г. иракское правительство вновь предложило

Саудовской Аравии сотрудничать в обеспечении безопасности залива, но и на

этот раз саудовские руководители отвергли это предложение, так как

планировали создание оборонительного пакта совместно с Ираном. Ирак дал

отрицательную оценку такому курсу саудовского руководства, расценив его как

фактор, объективно способствующий включению зоны Персидского залива в сферу

влияния США. Такая позиция Ирака практически не претерпела изменений до

середины 70-х годов.

Более успешно складывались отношения Ирака с Кувейтом. Вскоре после

прихода ПАСВ к власти Кувейт признал новое правительство Ирака, а в конце

1969 г. между двумя государствами было заключено соглашение о

сотрудничестве в области информации. Этому предшествовали переговоры о

военном сотрудничестве в Персидском заливе (апрель 1969 г.), соглашение о

компенсации за национализированную кувейтскую собственность в Ираке

(октябрь 1969 г.) и соглашение о сотрудничестве в области добычи и

транспортировки нефти (ноябрь 1969 г.). В феврале 1970 г. были возобновлены

двусторонние переговоры о демаркации общей границы, а в феврале 1971 г.

было заключено новое таможенное соглашение. В июне 1972 г. кувейтское

правительство поддержало Ирак в вопросе о национализации ИПК. Однако в

декабре 1972 г. дальнейшее развитие сотрудничества двух стран оказалось под

угрозой, так как кувейтское правительство было встревожено сообщениями о

наращивании иракских вооруженных сил на границе. Пограничный инцидент,

имевший место в марте 1973 г., еще больше обострил отношения между двумя

странами. Такое положение сохранялось вплоть до 1975 г.

Отношение других арабских государств залива к Ираку во многом

определялось сдержанной позицией Саудовской Аравии и Кувейта. Ирак

приветствовал вывод британских войск из этого региона и поддержал решение о

создании в 1970 г. федерации княжеств Персидского залива. Тогда же были

заключены соглашения об экономическом сотрудничестве с Бахрейном и Катаром,

а в 1973 г. - соглашение с ОАЭ о предоставлении им помощи иракских

специалистов. Однако в целом контакты Ирака с этими государствами в 1972-

1975 гг. носили ограниченный характер. Настороженное отношение к нему со

стороны феодальных монархий залива объяснялось в значительной мере тем, что

их руководители рассматривали развертывающиеся в Ираке прогрессивные

преобразования, в особенности участие в них иракских коммунистов, как

непосредственную угрозу социальной и политической стабильности в своих

странах, а панарабские лозунги ПАСВ зачастую воспринимали как стремление ее

лидеров распространить свое влияние на весь регион. Поэтому они охотнее шли

на сотрудничество с шахским Ираном, нежели с баасистским Ираком. Иракское

же правительство в таких условиях оказывало поддержку оппозиционным

движениям в странах залива. Так, в первой половине 70-х годов Ирак

предоставлял финансовую и другую помощь Народному фронту освобождения

Омана.

Список используемой литературы

1. Новейшая история арабских стран Азии. 1917-1985. М., 1988.

2. Ниязматов Ш. А. Ирано-иракский конфликт. Исторический очерк. М., 1989.

3. Дмитриев Е. Д. Палестинская трагедия. М., 1986.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.