рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература зарубежная > авторская интонация

Литература зарубежная : авторская интонация

авторская интонация

1. Понятие просодики и просодических характеристик речи

Неоднозначно в среде фонетистов и само понятие «просодия» и его

соотношение с понятием «интонация». Реформатский А.А. полагает, что

интонация - это суперсегментное фонологическое явление, которое

накладывается на высказывание в целом (будь то предложение или его часть)

[Реформатский 1975: 72]. Тем не менее, он настаивает, что просодема шире и

общее, чем интонема. А из этого следует, что понятие «просодия» шире

понятия «интонация». С другой стороны, Р.К. Потапова под интонацией

понимает единство следующих компонентов: мелодики или движения основного

тона; системы ударений; временных характеристик речи (длительности

сегментов, темпа, паузации); ритма; тембра; произносительной динамики

[Потапова 2001: 182]. Кантер Л.А., в свою очередь, предлагает понимать в

самом общем виде речевую интонацию как совокупность системно обусловленных

просодических характеристик речи, к которым относятся частота основного

тона, интенсивность и длительность, что в плане восприятия соответствует

мелодическому, силовому (громкость) и темпоральному компонентам [Кантер

1988: 4]. Это определение очень схоже с позицией А.М. Антиповой, которая

считает, что «просодия - система фонетических средств (высотных, силовых,

временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог,

слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст)»

[ЛЭС 1990: 401].

О слоговой просодии говорят в тех случаях, когда каждый слог в слове

обладает особым просодическим признаком или набором признаков, которые в

совокупности образуют обязательную и самостоятельную характеристику слога,

невыводимую ни из его звукового состава, ни из его положения в слове. С

точки зрения артикуляции слоговые просодии представляют собой

специфический компонент произносительной слоговой схемы, который

реализуется одновременно и координированно со звуковым составом слога.

Яркие примеры слоговых просодии можно найти в тональных языках Китая,

Юго-Восточной Азии, Африки и Центральной Америки. В этих языках каждый

слог в слове характеризуется особым тоном. Главным фонетическим

компонентом тонового комплекса является закономерное изменение высоты

голоса, которое может сопровождаться изменением интенсивности,

длительности и типа фонации.

Наиболее ярким примером просодических средств этого типа является

словесное ударение. Распространенный и естественный способ выделения

ударной вершины слова состоит в том, что слог, находящийся под ударением,

артикулируется более тщательно и с большим мускульным усилием, чем

безударные слоги. Можно считать, что произносительной установкой ударного

слога является достижение артикуляционно-акустических целей образующих его

звуков. Так, ударные гласные обычно имеют стационарный участок и большую

длительность, чем безударные гласные того же фонемного класса. В таких

языках, как русский и английский, словесное ударение сопряжено с

количественной и качественной редукцией безударных гласных, что находит

отражение в их длительности и спектральных характеристиках.

Эксперименты показывают, что реализация словесного ударения в более

сложных, неоднословных фразах подвергается значительной вариативности.

Наиболее устойчивыми акустическими коррелятами слоговой

ударности/безударности в русском языке являются спектральные различия

гласных и их контрасты по длительности.

В области фразовой просодии, или интонации (в широком понимании этого

термина), все просодические параметры \"работают\" очень активно, хотя и с

разной нагрузкой. Наиболее нагруженной является частота основного тона.

Фразовый контур ЧОТ отражает возможности управления всеми параметрами

голосовых связок, которые определяют высоту голоса, тип фонации и степень

общего голосового усилия.

Фразовые просодические средства могут использоваться в речи двумя

способами: интегрально — как общая характеристика протяженных речевых

отрезков и локально — в тесной соотнесенности с ударными слогами отдельной

фразы.

Интегральное использование обусловлено общими установками произнесения,

такими, как общий темп, громкость, высотный регистр голоса, ширина

используемого голосового диапазона, ориентация на полный/небрежный тип

произнесения. Для каждой из этих характеристик можно выделить опорный

акустический параметр, однако в речи все просодические параметры

определенным образом взаимодействуют между собой.

Общий темп связан с длительностью фразы и составляющих ее звуковых

элементов — звуков и слогов. При контролируемом убыстрении темпа

происходит относительное сокращение средней длительности звука и слога во

фразе, при замедлении эти показатели возрастают.

Громкость соотносится прежде всего с интенсивностью. Различия в громкости

обусловлены, как правило, разной степенью голосового усилия. Поэтому при

изменении громкости меняются также состояние голосовых связок и спектр

голосовых колебаний, а это влияет как на основную частоту голоса, так и на

спектральную картину звуков. При более громком произнесении возрастают

показатели средней и максимальной интенсивности сигнала.

Регистр и диапазон изменения высоты голоса при произнесении отрезка речи

влияют на такие показатели контура основной частоты, как среднее значение

и величина ее модуляции относительно среднего, измеренная либо на

протяжении всего отрезка речи, либо на его ударных слогах.

Изменения значений просодических параметров оцениваются двумя способами:

1) относительно величин, которые характеризуют нормальные

(немаркированные) условия произнесения; 2) относительно аналогичных

показателей в разных речевых отрезках, для которых вопрос о

нормальности/маркированности не существен. Так, показатели темпа могут

оцениваться как относительно показателей, характеризующих нормальный темп

произнесения, так и относительно показателей любых отрезков, которые не

оцениваются с точки зрения реализации в них какого-либо определенного

темпа. Аналогично интерпретируются и остальные просодические

характеристики.

Локальное использование просодических средств (через ударные слоги слов)

более разнообразно и функционально существенно. Фразовая просодия, подобно

слогу в тональных языках, располагает своей системой тонов (тональных

фигур), которые физически могут различаться направлением, размахом и

скоростью изменения, расположением относительно границ голосового

диапазона и относительно границ ударного слога, в окрестности которого

реализуется фразовый тон. В его реализации могут участвовать и такие

параметры, как интенсивность и длительность элементов ударного слога.

Из-за тесной связи фразовых тонов с ударными слогами их называют также

фразовыми тональными акцентами (или фразовыми акцентными тонами).

Кроме того, во фразовой просодии используются и специальные средства

особого подчеркивания (смыслового акцентирования) слов, как тех, которые

уже несут фразовый тональный акцент, так и тех, которые не отмечены

фразовым тоном. Теоретически разных способов подчеркивания может быть

много: важно, чтобы при этом слово произносилось иначе, чем обычно. Однако

существуют и стандартные способы. К ним относится прежде всего увеличение

голосового усилия при реализации ударного слога подчеркиваемого слова.

Такое локальное усиление имеет несколько акустических следствий —

возрастание интенсивности, увеличение интервала тонального движения и

изменение его расположения относительно ударного гласного, увеличение

длительности, увеличение яркости картины и ее обогащение за счет появления

более высоких формант [Кодзасов, Кривнова 2001:187].

В современном языке просодические характеристики это совокупность

супрасегментных или ритмико-интонационных свойств речи. Особенностями

просодических характеристик являются:

1) соотнесенность их больше чем фонем;

2) приемущественное использование в качестве просодических признаков тех

свойств звучащей речи, которые не используются вовсе или используются

ограничено для противопоставления фонем.

В настоящей работе под просодическими средствами понимаются частота

основного тона, интенсивность, длительность и их соответствия в плане

восприятия (функционирующих на уровне от слога до целого высказывания).




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.