рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература зарубежная > Анализ новеллы Декамерон

Литература зарубежная : Анализ новеллы Декамерон

Анализ новеллы Декамерон

БОККАЧЧО ДЖ.

ДЕКАМЕРОН.

День третий. Новелла 8.

Ферондо выпивает сонный порошок, и его заживо хоронят; аббат, который между

тем развлекается с его женой, переносит его из склепа в темницу, и Ферондо

уверяют, что он в чистилище; воскреснув, Ферондо воспитывает сынка,

которого его супруга успела прижить с аббатом.

Анализ.

В этом рассказе ясно видны по крайней мере две идейных линии: любви и

веры.

I. ВЕРА: 1. Монашество, духовенство: проблема святости

2. Истина – ложь: проблема доверия

3. Очищение, путь к нравственному идеалу

4. Роль Бога и судьбы в жизни человека

II. ЛЮБОВЬ: 1. Супружеская верность

2. Муж и жена: права и обязанности

I.1. Духовенство в рассказе представлено неким тосканским аббатом,

«человеком во всех отношениях праведным, если не считать его пристрастия к

женскому полу». Т.е. праведность монаха – это лишь уверенность окружающих в

его святости. В этом смысле рассказ перекликается с 1-ым рассказом первого

дня о мессере Чеппарелло.

Но, если в отношении женщин аббат действительно чист в глазах прихожан, то

в отношении к Ферондо ясно просматривается его вполне мирская сущность:

хотя «строгость и святость его (аббата) жизни не вызывали сомнений», но он

у всех на глазах потешается над простотою «неотесанного простофили»

Ферондо, и это ни у кого не вызывает никакого протеста (подчеркнуто

человеческое, сходство с людьми обычными: отчего не посмеяться над

простофилей?). Более того, аббат не исключение из монашеской братии: не

случайно во всех его проделках (и в организации «чистилища» для дурака

Ферондо, и в походах к его жене) ему помогает другой монах. Т.е. в святость

монахов Боккаччо явно не верит. Но вот что забавно: аббат в рассказе не

осуждается (как, например, в предыдущем, 7-ом рассказе 3-его дня), тогда

как можно уловить некое подобие презрения к Ферондо. Думается, это

происходит от того, что главной нравственной ценностью в мире, описанном

Бокккаччо, выступает ум. Аббат умен, и умеет обделать свои дела так, что и

волки целы, и овцы сыты: ведя «душеспасительные беседы» с мирянами, не

забывает и о телесной своей сущности. Это, собственно, разумный способ

восстановить в мире равновесие и гармонию, столь важную для Возрождения:

миряне не забывают, благодаря стараниям аббата (и примеру, который в нем

видят), о душе, а аббат, благодаря своему «хитроумию», не пропустит случая

совершить то, что «телу во здравие».

Итого: святость монашества – фикция, но она не осуждается, если монах умен

и использует свой ум не наперекор природе (аббат не призывает жену Ферондо

к смирению, но дает ей разумный совет и воплощает его в жизнь с пользой и

для себя, и для нее), но во имя ее.

2. Проблема доверия у в этом рассказе решается просто: человек доверчив по

природе своей и склонен верить в то, что видит или хочет видеть. Так, жена

Ферондо, желая верить в силу своей красоты (обладающей, по словам аббата,

«волшебной силой»), с одной стороны, и избавиться от ревнивого мужа, с

другой, легко соглашается на просьбу аббата,

подкрепленную, к тому же обещанием «вкусить отраду» и «дивным кольцом».

Материальное и мирское побеждает духовное,

особенно если последнее идет вразрез с природой человека. В природе

человека есть не только идеальное, но и приземленное, например, любовь к

побрякушкам (или деньгам – как посмотреть) у жены Ферондо.

3. Нравственно очищается в рассказе Ферондо, причем не через молитвы и

покаяния, а через вполне реальные розги, подкрепленные верой в их

божественное назначение благодаря хитрой выдумке аббата. Нравственное

очищение у Боккаччо носит иной характер, нежели, скажем, у Данте: для

Ферондо это избавление от ревности, т.е. он перестает подозревать жену во

всех смертных грехах и она получает возможность вести нормальную жизнь, и

благодаря этому «вновь становится ему верной женой». Т.о. ущемление

человека в его естественных правах влечет за собой протест, выраженный

здесь в отказе жены от мужа до его «излечения». В природе человека нет

такого, что мешало бы жить другому.

4. Ни Бога, ни судьбы: человек все решает сам, и успешность предприятия

зависит всецело от ума решающего. Богом выступает умный, в Бога как в

сверхъестественное верит дурак: в диалогах Ферондо с монахом в

«чистилище» монах, упоминая «господь», имеет в виду аббата («Господь

велел тебя пороть дважды в день»; на землю Ферондо вернется, когда на то

будет «воля божья» и т.п.) Мир Возрождения антропоцентричен, и эта

новелла тому подтверждение.

II. 1, 2. Супружеская верность необязательна. По крайней мере, если

супруг(а) хотят жить с кем-то, им этого не запретить. Но измена – тоже

сугубо добровольное дело. Вскрывается проблема взаимоотношений в браке:

жена не захочет изменять, если будет ощущать себя в браке человеком. Можно

возразить – не человеком, а любимой. Можно, но не нужно: ведь Ферондо

«очень ее (жену) любил, ночь напролет, бывало, лежал с ней в обнимку и все

целовал, а когда припадала охота, то и еще кое-чем занимался». Т.е. случай

жены Ферондо не тот же, что в ситуации молодой жены старого судьи Ричардо,

замучившего жену воздержанием. Жена Ферондо изменяет мужу именно потому,

что он не доверяет ей и «бешено ревнует, так, что мука мученическая». Этот

вывод подтверждается и текстом: когда Ферондо возвращается из «чистилища»

излеченным от ревности, она, «таковым обстоятельством удовлетворенная,

вновь стала ему верной женой». Боккаччо провозглашает равные права женщины

и мужчины в браке.

ИТОГО: в рассмотренной новелле все микротемы подводят читателя к одному

выводу: человек – это человек, и какую бы социальную роль он не играл,

ничто человеческое ему не будет чуждо (аббат, жена Ферондо). Насилие над

природой к хорошему не приведет (жена отказывается от мужа, т.к. он

отказывает ей в элементарном покое и свободе).

Кроме того, в рассказе есть элементы, раскрывающие уровень научных знаний о

мире в эпоху Возрождения: «Дома он вновь вступил во владение своим

имуществом и, как он себя сам уверил, обрюхатил свою жену, и по счастливой

случайности она в определенный срок, в который свято веруют одни дураки,

убежденные, что женщина должна носить ребенка не больше, не меньше, как 9

месяцев, родила младенца мужеского пола…»




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.