рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература языковедение > Сочинение: Униженные и оскорбленные

Литература языковедение : Сочинение: Униженные и оскорбленные

Сочинение: Униженные и оскорбленные

Униженные и оскорбленные

Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник” .Продолжателями этой темы явились Н.В.Гоголь ,

Создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича , М.Ю.Лермонтов ,противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье.

Ф.М.Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы , но и дополняет ее , т.к открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом “бедных людей” , униженных и оскорбленных. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек ,кто бы он ни был, имеет право на сочувствие и сострадание.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” -это “психологический отчет одного преступления”, преступления ,которое совершил бедный студент Радион Раскольников, убивший старуху- процентщицу .Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении . Это ,если так можно выразиться , идеологическое преступление ,а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.

Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех “униженных и оскорбленных” о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.

Жизнь предстают перед героем ,как клубок неразрешенных противоречий .По всюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в маленькой каморке, похожей на шкаф, откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры.

В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова- боль за то , что его, однажды выгнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят.

Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова, некоторые из нас могут подумать: “зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами, какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках”. В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс, и тот его не использовал.

Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках, кофеем перед службой поят, сколотились и купили приличное обмундирование, жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая. Казалось бы, живи да радуйся, да тянись на службе, выходи в люди. Так нет, на другой же день после получения, жалованье было выкрадено и пропито. “Сам виноват”,-сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить, а сострадать. Это гораздо труднее, так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных, задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет, в бедном человеке, они видят, прежде всего, человека .

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чём говорят красные пятна на её лице , которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаём , что она из дворянской семьи , воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения , оказавшись в отчаянном положении , с тремя детьми на руках , она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова . “Можете судить потому, до какой степени её бедствия доходили , что она , образованная и воспитанная и фамилии известной , за меня согласилась пойти ! Но пошла ! Плача и рыдая и руки ломая , пошла ! Ибо некуда было пойти . ”

Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и пьёт , грозит выгнать квартирная хозяйка , бьёт Лебезятников , плачут голодные дети . Не жестокость руководит ею , когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией , а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает , что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому , когда Соня вернулась с деньгами , она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла , ноги ей целовала , встать не хотела . ” Мармеладов даёт жене точную характеристику , говоря , что она “ горячая , гордая , непреклонная .” Но человеческая гордость её , как и Мармеладова попирается на каждом шагу , о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.

Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих , “ некуда идти ” Катерине Ивановне , везде тупик . Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке , писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки , не соответствуют образу жизни , который они вынуждены вести , поэтому Раскольникову “ странно и дико было смотреть на такое явление ”.

Достоевский убедительно показывает , что иные отношения , кроме безразличия , любопытства , злорадной насмешки , противоестественны в этом мире . Люди смотрят друг на друга “ враждебно и с недоверчивостью ”. Все , кроме Раскольникова , слушают Мармеладова , “ фыркая ” , “улыбаясь ” , “зевая ” , а в общем равнодушно .Также равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова . Во сне Раскольникова , так похожем на явь , лошадь секут “с наслаждением” , “хохотом и остротами”.

Роман “Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает , что такой жизнью , которою сейчас живут “униженные и оскорблённые” жить дальше нельзя”. Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы , имеющие всемирное значение , проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни . во внутренней природе человека., проблемы любви и сострадания к ближнему .

Всё это – вечные темы жизни и искусства. В нашей сегодняшней жизни бедные люди, униженные и оскорблённые. тоже есть. Но обратит ли на них своё внимание наша литература – большой вопрос. Найдётся ли у нас критик, который скажет, как когда-то Белинский: “Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: “Ведь это тоже люди – ваши братья”!




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.