рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература языковедение > Сочинение: Самооправдание Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Литература языковедение : Сочинение: Самооправдание Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Сочинение: Самооправдание Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Дубаков Сергей, 132 гр.

 

`САМООПРАВДАНИЕ ИЛИ САМООБМАН РАСКОЛЬНИКОВА

Сочинение по роману Ф.М.Достоевского

"Преступление и наказание"

 

 

В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволен ности, возвышения одного человека над другим, "наполео низма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа.

Впервые идея вседозволенности появляется у Достоевского на страницах романа "Двойник" и она же рас крывается более глубоко в "Преступлении и наказании". В обоих произведениях показано крушение этой теории.

Что же собственно представляет из себя эта тео рия ? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Лю ди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "вели ких" людей от толпы. Этой самой чертой становится убий ство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщи цы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно).

"Все в руках человека, и все-то он мимо носу про носит единственно от одной трусости", - думает Рас кольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слы шит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо ска жут. Но в ответ на вопрос : "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает : "Разумеется, нет".

Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да. Но на самом деле... Мне кажется, что это элементарные челове ческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", -гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.

Два слова, вынесенные в название этого сочинения - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее сли ваются для Раскольникова по ходу действия романа. Рас сказывая о своей статье, опубликованной в одном из жур налов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Со нечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.

Но эта теория была бы даже интересна и занимательна,если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.

Ведь если сам Раскольников оправдывает свое прес тупление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не дос тойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществле ния "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта тео рия и дает первую брешь, во время практического испол нения. Именно это губит Раскольникова, и по другому быть, как мне кажется, не могло.

Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем,а так ли хороша эта теория ? Ведь если случайность,вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее ? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

Наказание за содеянное оказывается не менее страшным чем само преступление - что может быть страш нее страданий и мучений человека, осознавшего свою ви ну, и, к концу повествования, полностью раскаившегося.

И успокоение Раскольников находит только в вере, вере в Бога, вере, которую он заменял теорией "сверхчеловека".

Проблемы, поставленные Достоевским, остры и ак туальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, яв ляется то, что общество, построенное на сиюминутной вы годе, на делении людей на "нужных" и "ненужных", общес тво, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.