рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература языковедение > Сочинение: Образ времени в одном из произведений литературы XX века

Литература языковедение : Сочинение: Образ времени в одном из произведений литературы XX века

Сочинение: Образ времени в одном из произведений литературы XX века

Образ времени в одном из произведений литературы XX века

Время– это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так,  писатель может "сжимать" время, ограничиваясь короткой фразой, например: "Прошло три года", а может  "останавливать" мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время  помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения.

У Ч. Айтматова образ времени – важнейший элемент его художественно-философской концепции. Начиная с "Белого  парохода" в творчестве Ч. Айтматова усложняются повествовательные формы: рядом с описанием реальных событий появляются  легенды, предания, мифы, без которых уже не возможно представить произведение целиком. Усложняет писатель и образ  времени, соединяя настоящее с прошлым, позволяя ощутить глубины народной памяти.

В романе "И дольше века длится день", на мой взгляд, время – самая главная, ведущая категория. Это День, в котором  разворачивается основное действие, исторически-конкретное время – судьба Едигея, и мифологическое время прошлого и  будущего.

Едигей – главный герой романа, железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде Боранлы-Буранный,  затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг  Казангап. И вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает похоронить его на старинном  кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством легенд и преданий.

Одновременно в художественную ткань романа вплетается другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с  внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем развитии. Лесная Грудь – это идеальный  мир, мир без распрей, национальных и религиозных разногласий, построенный на принципах справедливости и добра. Жители  этой планеты предлагают землянам свою дружбу и сотрудничество, но земляне оказываются не готовыми к такому контакту:  раздираемая социальными и политическими конфликтами Земля принимает решение не только отказаться от встречи, но и  окружает себя непроницаемым кольцом боевых ракет-роботов. Эта военная операция носит кодовое название "Обруч", и в  сознании читателя невольно возникает легенда о манкурте – одна из самых замечательных в романе.

Много-много лет тому назад жуаньжуаны – жестокое племя, захватившее сарозекские степи, - превращали своих пленных в  рабов, лишенных памяти, - манкуртов. Несчастному напяливали на голову кусок свежей верблюжьей шкуры в виде обруча, и,  когда она высыхала, человек забывал свое прошлое, свой род, своих родителей, свое имя.

Легенда гласит, что мать одного из таких манкуртов разыскала сына и попыталась разбудить его память. Она рассказала  ему о родных, о его детстве, пела свои материнские песни, но память манкурта молчала, он превратился в раба, который не  раздумывая исполнял лишь приказания хозяина. "Вспомни, как твоё имя? " – вновь и вновь повторяла Кайман-Ана, но по  наущению хозяев манкурт убивает собственную мать. С тех пор, по преданию, над степью по ночам летает птица Донебай и  спрашивает у повстречавшихся путников: "Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твоё имя? Имя?"

Эта легенда – не просто "вставная новелла". Она связана со всем ходом повествования и внешне, и внутренне. Внешне  тем, что её рассказчиком является Казангап, которого Едигей провожает в последний путь. Внутренне – она обобщает  главную мысль романа: человеческий род в целом и каждый отдельный человек, лишенный исторической памяти, забывший или  старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается корней, превращается в марионетку, которой  легко манипулировать тем, у кого больше власти. Историческая память – это нечто вроде духовной прививки против  безнравственности и аморализма.

Таких современных манкуртов в романе немало. Это Сабитжан, сын Казангапа, выучившийся в горде и даже занимающий  какую-то должность в облсофпрофе, человек пустой и никчемный. Это – более страшный тип – следователь НКВД,  "крчетоглазый", как зовет его Едигей, ломающий судьбы людей, делающий детей сиротами и жен вдовами. Наконец, это те  правители планеты, которые отдают приказ охватить Землю "Обручем" и превратить всю её в манкурта.

Поэтому у Чингиза Айтматова время текучее и проницаемое: легенда и миф переливаются в реальную жизнь и возвращаются  обратно, приобретая осязаемые черты реальности.

В ком же видит автор опору? Прежде всего, это Едигей, "человек трудолюбивой души". После тяжелой контузии он  возвращается с фронта домой и начинает жизнь заново. Ч. Айтматов показывает, какие трудности приходится преодолевать  Едигею и его жене, чтобы выжить и прокормить детей. Но ни на фронте, ни в тяжелое послевоенное время Едигей не ищет  обходных, легких путей, для него понятия чести, внутреннего достоинства постоянны и в военной , и в мирной жизни. Эпизод  борьбы с снежными заносами, когда не выдерживали даже верблюды и падали с ног от усталости, и лишь Едигей и Казангап  выстояли, можно назвать подвигом, но почему-то теперь Едигею неловко об этом вспоминать, молодые смеются: старые дураки,  ради чего жизнь свою гробили? И действительно, ради чего? Этот вопрос задает сам себе Едигей, и ответ на него прост:  ради своих детей , ради потомков, ради тех людей, которые едут в поездах мимо Буранного полустанка.

Под стать Едигею и Казангап. Его тоже можно назвать "прстым" человеком , но на таких-то весь мир держится. Казангап  – живое воплощение народной мудрости, традиций и обычаев. Смерть Казангапа проникнута трагической символикой: связь  времен распадается, ибо сын его не является духовным наследником собственного отца.

В финале романа сходятся мифологическое и конкретно-историческое время, далёкое прошлое и обозримое будущее, недавние  события нашей истории и приметы сегодняшнего дня. Следует особо подчеркнуть, что само название романа "И дольше века  длится день" ориентировано на время. В заключение я хочу сказать, что именно с помощью этой художественной категории  мне удалось лучше понять этот непростой роман.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.