рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература языковедение > Сочинение: Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"

Литература языковедение : Сочинение: Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"

Сочинение: Образ Чацкого в комедии "Горе от ума"

Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»

«Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без

которого не было бы комедии, а, была бы,

пожалуй, картина нравов».

(И.А. Гончаров)

Нельзя не согласиться с Гончаровым. Да, фигура Чацкого определяет
конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Пьеса писалась в те времена
(1816-1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые
идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках
выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух
вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит».
Свобода личности — вот мотив времени и комедии Грибоедова. И свобода от
обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни.
Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким
и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут
«возвышенной любви, перед которой мир целый… — прах и суета». Всех людей
они хотели бы видеть свободными и равными.

Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не людям». Он
ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем
иностранным, угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов,
крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал —
«умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да
сжечь».

Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим
человеком» (оценка Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного
героя раскрывается прежде всего в сюжете. Грибоедов, верный жизненной
правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом
обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за
попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь
от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии.
Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!»— восклицает Чацкий в конце пьесы. Что
же это — поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не
веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен
количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар
качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких —
«страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают
о своей победе, они сеют только, а пожинают другие.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о
страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного
искусства. Конечно, Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе
удалось создать действительно реалистический образ положительного героя.
Чацкий близок к нам потому, что он написан не как безупречный,
«железный» борец за истину и благо, долг и честь — таких героев мы
встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто
человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу»,— говорит герой сам
о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное
равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно, это не
дает ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому
— это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам
обманываться рад»,— писал Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и
Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты — как
они привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому
образу, заставляет нас сопереживать герою.

И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже
показали, проблемы своего времени, Грибоедов создал в то же время образ
непреходящего значения. «Чацкий — декабрист»,— писал Герцен. И он,
конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий
неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее
обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности
пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине
обладает непреходящей ценностью.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.