рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература языковедение > Сочинение: Манилов и Собакевич в поэме "Мертвые души"

Литература языковедение : Сочинение: Манилов и Собакевич в поэме "Мертвые души"

Сочинение: Манилов и Собакевич в поэме "Мертвые души"

Манилов и Собакевич в поэме "Мертвые души"

Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскую классическую литературу. В поэме "Мёртвые души" писатель обращается к одной основных тем своего - к русскому помещичьему классу. Центральное место в первом томе занимает пять "портретных" глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Их объединяет паразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки к труду.Автор располагает главы, посвящённые помещикам, в особой последовательности - по степени деградации своих героев, начиная с Манилова.

Манилов - первый помещик в этой галерее образов. Поместье Манилова - парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утончённость вкуса ещё более подчёркивает внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скупость. Бесхозяйственность Манилова открывается ещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. " … Маниловка не многих могла заманить своим место положением". Печать серости, скудости, неопределённости окружает Манилова: серый день, серые избы. В его усадьбе и доме следы запустения. Его дом " стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумается подуть". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шесть берёз " жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было " растущего деревца или какой-нибудь зелени". В комнатах рядом с прекрасной мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. Хозяин усадьбы не понимает, что всё приходит в

упадок, не замечает уродливости своего быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов не занимается управлением своего поместья, всецело передав это приказчику. Он не может даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они со временем последней ревизии. Полной непонимание практической стороны жизни, бесхозяйственность можно отметить у помещика Манилова.

Значительно отличается от Манилова помещик Собакевич. Собакевич, по выражению Гоголя, " чёртов кулак". Гоголь рисует Собакевича, как " человека здорового и крепкого", которого природа " рубила со плеча". Помещик резко нападает на всех, кто кажется ему врагом, неотступен в осуществлении своих желаний. Собакевич по-хозяйски умён и практичен. Он не разоряет мужиков, потому что это не выгодно ему самому. Страсть на обогащение толкает его на хитрость, заставляет изыскать разные средства наживы. Поэтому, в от других помещиков, он применяет новшество - денежный оброк. Собакевич плут и мошенник. Ко всем людям он подходит с собственной меркой. Во всём губернском городе, по его убеждению, один "порядочный человек: прокурор, да и то, если сказать правду, свинья". Собакевич знает, что всё в этом мире продаётся и покупается.

У Манилова мы видим любезное щебетание в разговоре, у Собакевича - резкость, нападок на всех. Полная бесхозяйственность Манилова противопоставлена в поэме практичности Собакевича. Помещик Манилов совершенно равнодушный к судьбам крестьян, Собакевич же не разоряет своих мужиков. " Изысканность" Манилова противопоставлена в "Мёртвых душах" мрачному церемониалу в доме Собакевича.

Поместье Манилова - парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканную утончённость и образованность уступают место объективной картине, расточительной праздности, внутренней пустоты. У Собакевича "кулацкая" хозяйственность нужна только для наиболее полного насыщения желудка.

По-разному реагируют Манилов и Собакевич на предложение Чичикова о купле-продаже "мёртвых душ". Манилов испытывает растерянность, оказавшись перед непонятным для него явлением - предложением Чичикова купить у него мёртвые души: " Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает". Поведение Манилова в сцене продажи мёртвых душ ещё раз говорит о его бесхозяйственности и желании угодить приятному гостю: он не только отдаёт все души безвозмездно, но и берёт на себя расходы по совершению купли. Собакевича нисколько не удивляет купля-продажа мёртвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. Собакевич знает, что всё в этом мире продается и покупается, и на предложение Чичикова прямо и грубо отвечает: "Извольте, я готов продать".

Манилов, Собакевич и другие помещики, представленные Гоголем, "списаны с жизни", являются порождением определённой социальной среды. Они - " мёртвые души". В своей поэме Гоголь показал яркую демонстрацию постепенного омертвления человека. Он раскрыл картину угасания человеческого в человеке. "Будьте не мёртвые, живые души," - писал Гоголь помещикам-дворянам. А Герцен так писал о поэме Гоголя "Мёртвые души": "Манилов и прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.