рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература языковедение > Сочинение: Дух времени в "Горе от ума"

Литература языковедение : Сочинение: Дух времени в "Горе от ума"

Сочинение: Дух времени в "Горе от ума"

Дух времени в "Горе от ума"

Герой и эпоха.

Образованный человек своего времени, АС Грибоедов еще в молодости увлекался историей мировой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художественные достижения русских и западноевропейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом стали декабристами.

Грибоедов не одобрял тактики тайного заговора декабристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии "Горе от ума" отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Грибоедов в своей пьесе показал процесс отрыва передовой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюбивые тенденции прогрессивной части дворянства.

Чацкий - это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе "дух времени", правду жизни, цель которой - свобода. Главному герою комедии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди того времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотверженно служить Отечеству, принося ему пользу.

Но, оказывается, государству не требуются преданные люди. Чацкий говорит: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Итак, главным героем комедии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически отвергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспитывался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государственной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу.

Причина в том, что он захотел служить своей стране, "делу, а не лицам", а это оказалось невозможным. За границей Чацкий провел несколько лет и вернулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязанности к Софье, дочери Фамусова, и хотел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого.

Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, "три года не писал двух слов", а затем "чуть свет" Чацкий появляется в доме Фамусова, уверенный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно.

Чацкий считает крепостное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской государственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, "Нестором негодяев знатных". Со злой иронией и негодованием говорит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего "от матерей, отцов отторженных детей" из своего театра. Он не согласен "принять за образцы" и считать "отечество отцами" таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить "высочайшую улыбку".

Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему "и дым Отечества ... сладок и приятен". Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то "французик из Бордо" рад тому, что "ни звука русского, ни русского лица" не встретил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представляющий из себя во Франции, здесь пользуется уважением только потому, что он иностранец.

Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вскоре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодательницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него "ум с сердцем не в ладу". Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Грибоедов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и основной конфликт эпохи: "век нынешний" и "век минувший". Старое не сдает свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Грибоедов выразил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить "век нынешний". И можно смело сказать, что в Чацком выразился дух времени.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.