рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература языковедение > Доклад: Добролюбов о драматургии Островского

Литература языковедение : Доклад: Добролюбов о драматургии Островского

Доклад: Добролюбов о драматургии Островского

Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину

"сильным русским характером"?

В драме Островского показан сложный,трагический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом,взлёты сменяются падениями,здесь сказывается и живучесть морали"тёмного царства",и шаткость этой морали. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни -мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня со полуночи..."):"Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?"; "Зачем ты моей погибели хочешь?"; "Ты меня загубил!"Каким же сильным должно быть её чувство,если она во имя него идёт на верную гибель! "Не жалей, губи меня!" -восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий,и мы убеждаемся в необычайной силе героини.А каковы первые слова Катерины? Вслушаемся в них внимательно:"Для меня,маменька,всё одно, что родная мать,что ты,да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены,Тихон произносит свои оправдания жалобно,даже,может быть,плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы".

Катерина говорит о том же, что и Тихон,возражая на упрёки.Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она!

Характерно и это обращение на"ты" (как к равной),и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона,мы представляем себе Катерину как покрную жертву,человека со сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая ходит,безответная. Только плачет да тает как воск", -говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером,с живым,вольнолюбивым сердцем.Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом,не побоявшись кары за этот поступок.

Она не только не прячется, не таиться,но "громко, во весь голос" зовёт любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует себя рабой,напротив,она свободна,хотя бы потому,что всё потеряла,что нечем ей больше дорожить,даже жизнью: "Для чего мне теперь жить,ну для чего?"Борис говорит о себе:"Что обо мне-то толковать!Я вольная птица".В сцене свидания Катерина ему завидует:"Ты вольный казак".Но,по сути дела,кто из них двоих более свободен?

Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает... Не застали бы здесь!". Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует её внутреннюю победу над силами "тёмного царства"."Опять жить? Нет,нет, не надо... нехорошо!"Характерно здесь слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи,с точки зрения Катерины,безнравственно."А поймают меня,да воротят домой насильно..."Как страшно звучит здесь это слово -поймают,словно не о человеке идёт речь! При мысли о насилии,которое совершится над ней,Катерина восклицает: "Ах,скорей,скорей!" Жажда освобождения торжествует и над тёмными религиозными представлениями.Катерина проникается убеждением в своём праве на свободу чувства,на свободу выбора между жизнью и смертью. "Всё равно, что смерть придёт,что сама...а жить нельзя!"-размышляет она о самоубийстве,которое,с точки зрения церкви, является смертным грехом.

И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молится не будут? Кто любит,тот будет молится..."Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых грехах,-они обращены к любимому: "Друг мой!Радость моя!Прощай!"Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут "тёмного царства" на волю.#




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.