рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Зинаида Николаевна Гиппиус

Литература русская : Зинаида Николаевна Гиппиус

Зинаида Николаевна Гиппиус

Сложным явлением в символическом искусстве ХХ века была лирика

Зинаиды Гиппиус. Ее неутомимая поэтическая мысль, страстно бунтовавшая

против конечности земной жизни, не знала полной удовлетворенности в своих

исканиях. Рассудочно – холодное осмысление сущего постоянно смешивалось с

жалобными мотивами смиренности и сентиментальности.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945) родилась в небогатой

дворянской семье, в городке Белеве Тульской губернии. Но детство и юность

ее прошли преимущественно в северной столице, где родители предпочитали

жить большую часть года. Там же, после окончания женской гимназии,

начинающая поэтесса познакомилась со студентом университета Д.

Мережковским, за которого вскоре вышла замуж. В обществе своего мужа,

ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее

поэзии.

Художнические интересы Гиппиус были широки: она писала лирические

стихи и романную прозу, охотно выступала с критическими статьями, вместе с

Д. Мережковским и Д. Философовым редактировала литературный журнал «Новый

путь». Высокая, интеллигентная талантливость Мережковских снискала им

уважение в культурных кругах Петербурга. Их семейный салон посещали

знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, А. Блок,

К. Бальмонт, Вяч. Иванов, А. Белый, А.Н. Толстой и другие. Позднее, Когда

супруги жили в Париже (они уехали в 1920 году), их друзьями стали И. Бунин

и А. Куприн.

Лирика Гиппиус исторична. В ней ясно видны следы национальных

идей, веяний, переживаний, эмоций, конкретной жизненной обстановки начала

текущего столетия. Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание

реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее явлений:

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко – тупое, всегда безобразное,

Медленно – рвущее, мелко – нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно – довольное, тайно – блудливое,

Плоско – смешное и тошно – трусливое,

Вязко, болотно, и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское…

Все кругом.

Критики Гиппиус нередко соединяли эти строки с конкретной

российской действительностью и на этом основании обвиняли автора в нелюбви

к Отечеству. Между тем проблематика данного произведения гораздо шире,

«космичнее», чем это может показаться при первом чтении. Поэтесса здесь

высказала (естественно, на материале русской жизни) мысль о несовершенстве

человеческого «я», и его земного общества. Текст построен в виде

развернутого, психологически обостренного предложения, в котором ведущую,

сюжетную функцию выполняют определения. Истинный замысел стихотворения «Все

кругом» проясняется в конце повествования, где однотонное, несколько

рассудочное движение темы внезапно сменяется эмоционально – напряженным

мотивом, раскрывающим неугасимую надежду человека на изменение сложившегося

миросостояния:

Но жалоб не надо; что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: все будет иначе.

Живой облик эпохи возникал у Гиппиус и в стихах, написанных на

основе психологического параллелизма. Важную роль в этом случае играла

внешняя, природно-бытовая деталь, которая своим метафорическим сближением с

изломами человеческой души передавала целую гамму лирических переживаний и

размышлений:

Над водами, стихнувшими в безмятежности

Вечера ясного, - все бродит туман;

В последней жестокости есть бездонность нежности,

И в Божией правде – Божий обман.

Разумеется , для выражения подобной темы требовался особый

поэтический язык, и Гиппиус кропотливо создавала его, подбирая из словаря

точные в смысловом отношении элементы нейтральной книжной речи и отдавая

предпочтение лишь тем словесным оборотам, которые исключали всякую

метафорическую вычурность. В скрытом течении ее стиха словно бы велся

давний спор с воображаемым оппонентом на тему, начатую еще Л. Толстым и

Достоевским: каков человек изнутри, чем он значителен на Земле? В ее

произведениях постоянно ощущалось какое-то нежное очарование хрупкостью

человеческой жизни, ее незащищенностью в мироздании. И здесь лепка образной

мысли достигала удивительно филигранных очертаний.

Особое значение в этой связи Гиппиус придавала тщательной подборке

поэтически сравнимых явлений. Наиболее выигрышным ей представлялось

соединение в композиционно-сюжетном строе внутреннего, незримо духовного с

предметом из мира природы, традиционно воспеваемым в классической пейзажной

лирике (серебристой паутиной, светом настольной лампы, светом зари).

В стихотворении « Нить» величественное и простое в человеческой

душе уподоблено летней паутинной нити, повиснувшей над лесной тропинкой. И

многоцветное сверкание природной « струны», и ее чуткое дрожание на ветру,

готовое оборваться от неосторожного дыхания воздуха, и еще множество других

пластично выписанных мелочей, оживляющий пустое небо, сообщают на какое-то

время повествованию характер самоценной пейзажной сценки:

Нить паутинная упруга и чиста,

Повисла в небесах; и дрожью незаметной

Колеблет ветер нить, порвать, пытаясь тщетно;

Она крепка, тонка, прозрачна и проста.

Разрезана небес живая пустота

Сверкающей чертой – струною многоцветной.

А далее обнаруживается, что эта зарисовка природы есть

развернутая метафорическая характеристика таинственного и сложного

человеческого «я», схожего своей зыбкой тонкостью с опоэтизированной

внешней природной частностью:

В запутанных узлах, с какой-то страстью ложной

Мы ищем тонкости, не веря, что возможно

Величье с простотой в душе соединить.

Но жалко, мертвенно и грубо все, что сложно;

А тонкая душа проста, как эта нить.

Общие эпитеты подчеркивают общность природного и духовного

(паутинка тонка и проста, и душа тонкая, простая). Но компоненты эти

скреплены еще и единым, стержневым мотивом, сложенным по ступенчатому

принципу: сначала паутинная нить сопоставлена со сверкающей чертой; затем в

ее образное оформление внесено еще одно приращение: струна многоцветная; и

только после этого она представлена в качестве «портретной» схемы

человеческой души.

Стихотворение « Нить» написано в жанрово-стилевой форме

философского пояснения. Известный еще со времен Пушкина и Тютчева своей

идилличностью лирический образ паутины получил здесь нетрадиционное

толкование. Гиппиус овеяла этот образ психологическим драматизмом. Правда,

пафос последнего не был глубоко развит в ее произведении; в сущности, он

только намечен тематически.

Все жанрово-стилевые средства вели к многослойности символа,

который можно было толковать вариативно. Так , в символике романсного

стихотворения , названного автором « Песней», можно особо выделить мотив

томления героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от

человеческого ко вселенному, и вместе с тем наше внимание невольно

сосредоточивается на частном образе окна, куда, словно в космический

просвет, устремляются земные вековечные чувства, мысли, переживания:

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечернею зарею,

С вечернею зарею.

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

Увы, в печали безумной я умираю,

Я умираю.

Стремлюсь к тому, чего я не знаю,

Не знаю…

Но сердце хочет и просит чуда…

Еще на заре творчества у поэтессы мелькнула догадка о жизни после

смерти. Она почувствовала это «в дыхании ветра, в солнечных лучах», и в

«бледной» морской волне, и в облачной тени. Раздвигая границы

художественного времени, Гиппиус попыталась тогда поэтически обесценить

самую смерть и таким образом «убрать порог» между нею и жизнью. Причем

явление смерти она как бы подводила к заключительному моменту бытия, когда

«уже не душно, достигнута последняя ступень»:

И если смерть придет – за ней послушно

Уйду в ее безгорестную тень.

Так осенью светло и равнодушно

На бледном небе умирает день.

Гиппиус постоянно колебалась между землею и небом, жизнью и богом.

Если в середине 90-х годов « мудрый Соблазнитель» казался ей «непонятным

Учителем Великой Красоты», то в начале нового столетия Божия, правда и

Божий обман», несмотря на свое полюсное положение, драматически сблизились

в ее лирике:

Небо – вверху; небо – внизу,

Звезды – вверху; звезды – внизу,

Все, что вверху, то и внизу,

Если поймешь, благо тебе.

Стих З.Гиппиус, стремившейся к звучной точности, обрел здесь

предельно-лапидарное выражение.

З.Гиппиус ввела свою образную мысль в русло художественно-

филосовских исканий Достоевского и в свете его мощной, трагической поэтики

попыталась дорисовать то, что недоступно монументальной, романной прозе, но

что способна выполнить утонченная, символико-психологическая лирика.

Вглядываясь в ее творчество, я не могу не отметить следующее:

поэтический дебют ее состоялся в 1888г. на страницах «Северного вестника»,

издаваемого в Петербурге. Этот журнал вскоре стал литературной трибуной

символистов. Известность Зинаиде Николаевне принесли творчески

разработанные самостоятельные опыты - стихотворения « Посвящение» и

«Песня».

В 1904 г. отдельным изданием вышло «Собрание стихов.1889-1903».

Еще ее современники отметили смелую реформацию в раннем творчестве: она

неустанно экспериментирует, варьирует стихотворные размеры, использует

прием «перебоя ритма», виртуозно пользуется аллитерацией и т.д. Часто она

строит свои стихи как монологи – молитвы, обращение к Богу.

Отличительной чертой ее творчества является афористичность мыслей.

Особо надо отметить то, что она стала во главе «неохристиан»,

печатным органом которых был журнал « Новый путь», где поэтесса

«спряталась» за псевдоним Антон Крайний, потом Антон Кирша.

Я не касаюсь ее прозаических произведений, хотя и там она сказала

свое, новое слово. Последняя книга ее стихотворений вышла в 1939году – «

Сияние», главное в ней – раздумья о божественной любви, открывающей путь в

вечность, о силе и бессмертии божественного слова.

Последние годы своей одинокой жизни (Д.Мережковский умер в 1941

году) она отдала поэме «Последний круг» и книге воспоминаний «Дмитрий

Мережковский», которая осталась незавершенной.

Есть под Парижем русское кладбище – Сен-Женевьев де Буа. Там в

одной могиле похоронены Д.Мережковский и его верная спутница Зинаида

Гиппиус, поэт, писатель, литературный критик…

Знакомство с новым поэтом – всегда радость. Не скажу, что

творчество З.Гиппиус произвело на меня особое впечатление. Нет! В нем много

вычурности, какие-то изломы, что-то болезненное.…Однако ее стихи

своеобразны и ярки, лирический герой поэтессы – человек воспринимающий

красоту мира и сердцем чувствующий добро и зло на земле. Это – блестящий

художник:

Вот первый луч – вот алый меч…

И плачет сердце…

Так написать может только талантливый поэт.

Из сборника «Последние стихи», с которыми я познакомился, я

выбрал одно – « Нет» и попытаюсь поделиться своими впечатлениями о нем и

дать ему свою оценку.

Прежде всего, я обратил внимание на название – оно не совсем

обычно ,если учесть содержание: «нет» кому или чему? Удивила и дата

написания: «Февр . 18.»,она же и помогла мне правильно понять тему

произведения. Я знал, что Зинаида Николаевна отрицательно отнеслась к

первой мировой войне, не разделила националистических настроений части

творческой интеллигенции. Не приняла она и Октябрьскую революцию, для нее

это была трагедия. «Последние стихи», куда входит «Нет», и направлены

против «восставшего Хама», но З.Гиппиус всегда волновала судьба России,

судьба Родины. «Нет» – крик души поэтессы, крик отчаяния и крик надежды.

Она, словно луч солнца, озаряет миниатюру, в котором только восемь строк,

и зовет всех верить не только ей – Надежде, но и Вере, и Любви.

Приподнято торжественное звучание каждого слова позволяет мне

сказать о том, что стихи написаны в публицистическом ключе. Об этом

напоминают нам, читателям, использованные автором риторические

восклицания:

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет – Россия!

Именно они, эти восклицания, выражают замысел поэта: высокое

патетическое звучание гимна русской земли.

«Нет» – это, значит, не исчезнет Русь, ее государственность, не

пропадет ее народ. Она, как держава, будет стоять вечно. Думаю, что не

ошибусь в определении идеи этого небольшого стихотворения: она – в

вечности! Более ста лет до З.Гиппиус Ф.И.Тютчев – поэт золотого века – по-

своему выразил свой лирический облик Родины: «Умом России не понять…»

З.Гиппиус в новом, «серебряном веке», утвердила мысль собрата по перу:

вечны, будут Россия, ее земля и ее народ! Отсюда и та торжественная

приподнятость, тот пафос, что усиливает звучание каждого слова.

Употребление же такого художественного приема, как анафора, и делает ее

особенно звучным:

Она не погибнет, – знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся ,– верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем, - верьте…

Повтор слова « верьте» в конце двух строк есть не что иное, как

другой художественный прием – эпифора.

Удачно применены поэтессой глаголы повелительного наклонения: и в

первом и во втором катрене они усиливают мотив стихотворения, наполняя его

оптимизмом. Именно это и не мог принять Блок, написавший поэтессе письмо и

посвятивший ей стих, где зловеще определяют их жизнь следующие строки:

Мы – дети страшных лет России-

Забыть не в силах ничего.

Перечитываю вновь миниатюру З.Гиппиус и думаю о том , как все-

таки талантлива была она как поэт. Какие образы нашла она для выражения

своей мысли, какие художественные средства!

Они всколосяться, - верьте!

Поля ее золотые.

Эпитет « золотой» не редкий у поэтов, пишущий о русском поле, здесь же он

звучит особо, словно выражая богатство страны – ее хлеб.

Достигая образности и выразительности стиха, автор использует приём

олицетворения, погибнет «и…спасётся», видя в России живое существо. Особое

значения в композиционном строе имеет противительный союз «но». Им часто

пользовался А. С. Пушкин («Анчар», «Деревня»). Зинаида Николаевна

сознательно делит им стихотворение на две части: главное не спасение всех

её современников, а воскресение России, в которое она верила, любя и

ненавидя.

«Нет» - одно из завершающих стихотворений цикла «Последние песни»,

написанного в Петербурге. Но как оно актуально в наши дни!

Я выбрал его для анализа потому, что оно вселяет в меня оптимизм, и мне

вместе с поэтессой хочется сказать всем, кто не верит в будущее нашей

Родины, а живёт прошедшим:

Россия спасётся, - знайте!

И близко её воскресенье.

Реферат по литературе

Зинаида Николаевна Гиппиус

(1869-1945)

Ученика 11 класса «А»

Лингвистической гимназии № 36

Ладыга Антона




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.