Литература русская : сочинение на тему \"Вечер в городе\"
сочинение на тему \"Вечер в городе\"
Образы крестьянских детей в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Дети — это будущее целого народа. Вот почему таким сочувствием, любовью и
нежностью проникнуты образы крестьянских детей, ярко и тепло описанные в
рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».
Деловитые и серьезные, при всей своей детской непосредственности, ребята
вызывают у нас не только улыбку, но и настоящее уважение. Умелые, ловкие,
хозяйственные, они заняты ответственным делом — пасут лошадей. Ночное,
костры, беседы в ожидании «картошек» — это вовсе не забава. Не раздумывая,
бросился Павлуша за обеспокоенными собаками, думая, что на табун напали
волки. Двенадцатилетний безоружный мальчик не испугался возможной схватки
с голодным лесным хищником! Не струсил он и когда в одиночку пошел в
темноту к речке, потому что «захотелось водицы испить». И это после
страшных рассказов о нечистой силе!
В неспешных разговорах мальчиков, в рассказанных ими «байках» о леших,
водяных и русалках раскрывается перед нами все богатство духовного мира
простого русского человека. А сколько поэзии в их необычных сравнениях:
«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, —
гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!» Портреты ребят
нарисованы писателем с теплотой и нежностью: просто невозможно забыть
«свежее личико» и «большие тихие глаза» семилетнего Вани, горевшее «смелой
удалью и твердой решимостью» лицо Павла.
Перечитывая «Записки охотника», мы должны воздать дс жное благородной и
одухотворенной натуре их творца. В боп стве личности автора и высоте его
идеала — залог бессмерт произведения искусства. В красоте души простого
русского л жика отразилась прекрасная душа самого писателя. Он разг; дел
«искру Божию» в другом потому, что имел ее сам. Какие бы споры ни велись
вокруг «Записок охотника» -одном, пожалуй, все критики сходились
единодушно: Typrei показал себя блестящим мастером поэтического пейзажа,
теш это признано всеми. Однако если внимательно вчитаться в тургеневское
описа! природы, то окажется, что очень часто писатель рисует пей жи, как
будто вовсе не отличающиеся особой «красотой», рою даже невзрачные. Откуда
же ощущение поэзии? «...Созние прекрасного находится в нас самих, и чем
более мы любим природу и все ею созданное, тем более мы находим
прекрасного везде на земле» — так считал Тургенев. Ощущение поэзии
авторского пейзажа возникает прежде всего из его подлинной любви к
природе. «Природа улыбнулась мне». В одном из лучших рассказов цикла —
«Певцы» — прямо выразились эстетические взгляды Тургенева, его требования
к произведению искусства. Рассказ о соревновании двух певцов — рядчика и
Якова-Турка — приобретает символическое значение. Рядчик поет бойко,
виртуозно, он украшает пение немыслимыми переливами, и кажется, в этом нет
предела его умению и возможностям. Подобные ухищрения приводят в восторг,
создают впечатление, что это и есть искусство и выше подняться уже нельзя.
Но лишь до того момента, пока не появляется возможность сравнить
одухотворенное мастерство с идущим из глубины души искусством подлинным,
от которого «закипают на сердце и поднимаются к глазам слезы». Образ
Якова-Турка вырастает в рассказе до высокого символа. Все лучшее, что есть
в народе, в простом русском человеке, прекрасная и возвышенная душа его —
заключены в таланте Якова. «В нем была и неподдельная глубокая страсть, и
молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная
скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и
хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Он пел, и от
каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно
знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».
Тургенев считал, что красота — единственная бессмертная вещь, она разлита
всюду, простирает свое влияние даже над смертью, но нигде она не сияет с
такою силой, как в человеческой индивидуальности. Большая часть «Записок
охотника» создана вдали от России. Одно из самых национальных, самых
русских произведений нашей литературы — не только по теме, но и по духу —
не просто создано за границей, но, по уверению автора, не могло быть
написано в самой России: «...знаю только, что я, конечно, не написал бы
Записок охотника, если б остался в России». Писатель не мог жить в том
окружении, которое возненавидел. Он не мог смириться с крепостным правом,
унижающим и его человеческое достоинство. Он поклялся себе бороться с этим
злом, никогда не примиряться с тем положением вещей, которые были обычными
в крепостнической России. В этом сказался характер Тургенева: при внешней
мягкости и податливости в гом вопросе он был непреклонным. В крепостном
праве он видит основное зло отчизны
. Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются
люди, живущие в Орловской губернии и Калужской. \'Орловский мужик невелик
ростом, сутуловат, угрюм, глядит изподлобья, живет в дрянных осиновых
избенках, ходит па барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит
лапти; Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок
ростом, глядит смело, весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и
по праздникам ходит в сапогах\'. Сравнивается внешний вид селений (также не
в пользу Орловский деревни). В смысле охоты Калужская губерния также
лучше. В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, автор познакомился с
одним калужским помещиком - Полутыкиным. Помещик был чудаковатый, имел
свои некоторые слабости, но отличался гостеприимством. В первый же день он
пригласил автора переночевать к себе в имение. Однако до имения было
далеко, поэтому вначале Полутыкин предложил зайти к Хорю, одному из своих
мужиков. Помещик с гостем отправляются на выселки, но Хоря не оказывается
дома. Они видят лишь избу, в которой нет ничего лишнего (есть лишь образ,
лампадка, необходимая мебель). В избе находятся шестеро детей Хоря разных
возрастов. Не дождавшись хозяина, гости уезжают. За ужином автор
спрашивает Полутыкина, почему Хорь у него живет от-дельно, и тот
рассказывает, что примерно 25 лет назад дом Хоря в деревне сгорел, и он
пришел к отцу Полутыкииа с просьбой переселить его па болото, на выселки,
пообещав за такое разре-шение платить хороший оброк. Полутыкии-старший
согласил-ся и положил Хорю оброку 50 рублей. Тот повёл хозяйство как
подобает, разбогател и теперь платит уже целых 100 рублей оброку.
Полутыкин сказал, что он даже собирается \'еще наки-нуть\'. Полутыкин
неоднократно предлагал Хорю откупиться, по тот отказывался, ссылаясь на
то, что у него якобы нет денег. На следующий день автор с Полутыкиным
опять отправляются на охоту. Полутыкин заглядывает в одну из изб и берёт с
собой мужика, Калиныча, крестьянина лет сорока, высокого, худого. Калиныч,
как о нем отзываются все в округе, очень добрый человек. Он крайне
заботливо относится к своему хозяину, присматривая за ним, как \'за малым
дитем\', уважительно - к гостю \'прислуживая ему, но без раболепства\'. В
полдень, когда жара становится особенно сильной, Калиныч отводит их к себе
на пасеку, угощает свежим медом. За разговором Полутыкип сообщает автору,
что хотя Калиныч добрый, услужливый и щедрый мужик, все же содержать
хозяйств в исправности не может, так как Полутыкин его все время
отвлекает, то берет с собой на охоту, то по другим нуждам. На следующий
день Полутыкии уезжает по делам в город. Автор один идет на охоту, а на
обратном пути заворачивает к Хорю. На пороге избы его встречает старик -
лысый, низкого роста, плечистый. Это был Хорь. Автору он напоминает
Сократам \'такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки,
такой же курносый нос\'. Беседуя с Хорем о разных предметах (о посеве, об
урожае, о крестьянском быте), автор отмечает, что тот \'себе на уме\'. Так,
например, на вопрос, почему он не откупится от барина, Хорь не отвечает
напрямую, но вместе с тем дает понять, что за барином ему спокойнее, так
как он \'своего барина знает, и оброк свой знает\'. Ночевать автор остается
на сеновале у Хоря, а утром, за завтраком, отмечает, что все в семье Хоря
народ рослый, здоровый. Автор удивляется, почему все дети, даже взрослые,
со своими собственными семьями, живут вместе с Хорем. Тот отвечает, что
никого не неволит, что \'сами хотят, так и живут\'. Лишь один его сын не
женат, Федя. Хорь пытается уговорить сына жениться, а на вопрос Феди,
за-чем ему жениться и \'что в бабе хорошего\', Хорь разъясняет. \'Баба -
работница, баба - мужику слуга\'. Внезапно к Хорю в гости приходит Калиныч.
Он приносит в руках пучок полевой земляники и отдает его своему другу
Хорю. Автор удивляется наличию в мужике таких \'нежностей\'. Автор
отправляется на охоту и попутно размышляет о двух, казалось бы,
противоположных, но вместе с тем дополняющих друг друга характерах Хоря и
Кадииыча. Хорь был \'человек положительный, практический, административная
голова, рационалист\', Калиныч - напротив, принадлежал к числу \'идеалистов,
романтиков, людей восторженных и мечтательных\'. Хорь понимал
действительность, он обустроился, накопил денег, ладил с барином и прочими
властями. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил
большое семейство, по-корное и единодушное. У Калппыча была когда-то жена,
кото-рую он боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел гос-подина
Полутыкина, Калнныч благоговел перед своим госпо-дином. Хорь говорил мало,
посмеивался, был \'себе на уме\'. Калииыч говорил с жаром, хотя \'и не пел
соловьем, как бойкий фабричный человек\'. У Калиныча были и некоторые
достоинства, отсутствовавшие у Хоря (которые признавал и сам Хорь):
например, он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, пчелы
ему давались. Хорь лично попросил Калнныча ввести в конюшню только что
купленную лошадь, что тот и сделал. Калиныч как бы стоял ближе к природе,
а Хорь - к людям и обществу. Калнныч не любил рассуждать и всему верил
слепо. Хорь возвышался даже до иронического взгляда на жизнь. Он много
видел, много знал. Хорь живо интересуется новым - узнав, что автор бывал
за границей, он спрашивает о тамошних административных и государственных
устоях, обычаях...
|