рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Петербург - подстрекатель идей Раскольникова

Литература русская : Петербург - подстрекатель идей Раскольникова

Петербург - подстрекатель идей Раскольникова

Федор Михайлович Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60е

годы, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху. В нем он отразил

на примере Радиона Раскольникова, как человек может пойти на крайность,

какие причины толкают людей на столь ужасные поступки. Одной из таких

причин является атмосфера жизни. Для Раскольникова – это Петербург. Нет не

тот Петербург, который видит турист приезжающий осмотреть

достопримечательности, а страшный, душный Петербург который как нельзя

лучше описал в своем произведении Достоевский. «Петербург – виновник

разыгрывающихся драм» - писал Р.И.Левкин. И действительно если посмотреть в

какой обстановке жил Раскольников то можно понять, что являлось одной из

причин преступления.

Попробуем рассмотреть Петербург, так как нам показывает автор. Забудем все

то, что мы о нем знаем. И так что же мы видим в самом начале романа: «На

улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…». Автор специально

подобрал слова так, чтобы показать не просто один из жарких летних дней, а

постоянную, удушающую жару. Чтобы это лучше понял читатель, автор почти

повторяет пейзаж позже, во второй части и дальше: «Здесь тоже духота была

чрезвычайная и, кроме того, до тошноты било в нос свежею краской на тухлой

олифе…». Но погода иногда меняется, но не в лучшую сторону, так после

жуткой жары начинается ужасный ливень: «…вечер был душный и мрачный. К

десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь

хлынул…». Через весь роман проходит атмосфера невыносимой жары, духоты,

сдавливающей героя, мутящей его сознание до обморока.

Но не только пейзажи Петербурга повлияли на Родиона, можно получше

рассмотреть то место где он жил, помещения других людей. Раскольников жил в

«...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-

вот стукнешься головой...». “...Отставшие, жёлтого цвета обои...” вызывают

такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится

нам постель Раскольникова - “...неуклюжая большая софа...”, которую, как

саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу: жёлтые, пыльные,

высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стёкла,

развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре

без вреда для своего рассудка. Коморка Раскольникова отражает весь

Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах

Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы

старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что

другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив

старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление.

И так ужасную картину духоты и тесноты усугубляют отношения между людьми в

Петербурге. Именно для того, чтобы лучше их показать Достоевский вводит

уличные сцены. Вспомним, как Раскольников встречает пьяную девочку. Она,

еще ребенок, жить дальше нормально с таким позором она уже не сможет.

Возможно, будущее этой девочки мы видим позже, когда Раскольников видит

самоубийство. На мосту его стегают плеткой, чтобы он чуть не попал под

повозку. Это говорит о злости, раздражительности людей. В романе

Достоевский показывает нам мертвый, холодный Петербург, равнодушный к

судьбе человека. Раскольников видит стоимость человеческой жизни в этом

городе и считает, что одной можно пренебречь ради спасения других. В

Петербурге мы видим и детей, но они не играют с присущей им детской

радостью, даже в них мы видим только страдания: «неужели ты не видела здесь

детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить? Я узнавал, где

живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми.

Там семилетний развратен и вор».

Видя такой Петербург, Раскольников еще больше убеждается в своей теории. Он

считает, что всем обиженным и обездоленным надо помогать, но для этого

нужны жертвы, это приводит его к преступлению. Вообще-то если бы

Раскольников жил в другой атмосфере, в том Петербурге, который нам

Достоевский не рисует - мир богатых. Те районы, куда Раскольников почти не

заходит, где во дворах растут красивые цветы, и все кажется безмятежным.

Тогда Раскольников не видел всех этих жизней, считал бы, что мир и так

устроен хорошо, и менять, переступая через жизни других людей, ничего не

надо. Но Достоевский помещает героя именно в такую атмосферу жизни, и идеи

Раскольникова в таком Петербурге только крепнут и еще больше углубляются в

его сознании, что толкает его к совершению преступления.

-----------------------

Петербург – как виновник преступления Раскольникова

По роману Достоевского преступление и наказание.

СОЧИНЕНИЕ

Работа Носова Юрия (г. Северодвинск

шк.№17); оценка-5

(Psycho)

????




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.