рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Н.В. Гоголь. Тарас Бульба

Литература русская : Н.В. Гоголь. Тарас Бульба

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба

Николай Васильевич Гоголь.

«Тарас Бульба».

Краткий обзор произведения.

В самых ранних суждениях Гоголя о людях четко просматривается уменье

замечать как крупные, так мелкие и смешные особенности, которые ускользают

от внимания других людей. Всё останавливало и поражало этого человека,

наделенного даром необычайной наблюдательности: каменные дома, деревянные

домишки, купол, рынок, уездный франт... Самые мельчайшие подробности не

ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над

человеком, Гоголь анализирует их и в результате приходит от разрозненных

реальных черт к созданию целостного портрета человека.

Литературный критик А. И. Герцен говорил: «…Рассказы, с которыми впервые

выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин,

изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных весёлости,

изящества, живости и любви. Повесть «Тарас Бульба» входит в гоголевский

сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую

возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не

дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по

Гоголю, для великих дел», - писал литературный критик Г. А. Гуковский.

Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорному: создавая такое

историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал

документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но

и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов,

первенство следует всё же отдать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы

украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и

реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился.

Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульба» хронологических данных.

Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Украине. В те далёкие

времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые

состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и

другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись

против захватчиков.

Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый

характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение

к жене, поведение в бою (стр. 250 – 252). У Тараса было два взрослых сына:

Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил

отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим

друзьям. На следующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Вскоре

«козаки» напали на город Дубно, которым правили польские феодалы, в

котором, по слухам, «было много казны, богатых обывателей». Первый бой

«козаки» выиграли, но в город войти не смогли и готовились ко второму бою.

Остапа избрали атаманом Уманского куреня. Казалось, что ему «был на роду

написан битвенный путь». В бою он проявил мужество, храбрость, действовал

смело и хладнокровно, был хорошим стратегом. Андрий дрался «с запальчивым

увлечением», отваживался на такие действия, на что бы никогда не отважился

хладнокровный и разумный Остап. Отец гордился своими юными войнами.

Неожиданно Андрий предал отца, брата и всех «козаков». Из-за любви он

перешёл на сторону противника. Во втором бою Тарас, увидев, как его сын

выезжает из ворот города вместе с польскими витязями, застрелил предателя.

В этом бою «козаки» понесли много потерь. Остапа захватили в плен, и под

пытками он умер. Тарас пытался пробиться к сыну, но не смог. Потеряв обоих

сыновей, Тарас Бульба не сник, а продолжал сражаться за национальное

освобождение Украины. Попав в плен к польским витязям, задыхаясь на костре,

Тарас Бульба с гневом и презрением к врагам произнёс: «Да разве найдутся на

свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Когда смерть уже подступала к его глазам, Тарас всё равно был душой и

сердцем со своими «козаками» (стр. 350). Тарас Бульба – сильный,

мужественный и отважный «козак», отдавший свою жизнь и жизни своих сыновей

за свободу и независимость Украины от польских и литовских феодалов. Он не

пожалел родного сына, собственноручно убив его за предательство. Погиб

Тарас Бульба с верой в торжество свободы, «товарищества» (стр.320 – 321) и

национальной независимости Украины. Его вера и вся героическая жизнь есть

ни что иное, как яркое выражение веры и борьбы всего украинского народа за

своё освобождение. Тарас Бульба – это собирательный, художественный образ,

тип «козацкого» героя.

Литературный критик В. Г. Белинский писал в своей статье о повести Гоголя

«Тарас Бульба»: «Но зачем же забывают, что тот же Гоголь написал «Тараса

Бульбу», поэтому, герой и второстепенные действующие лица которой –

характеры высоко трагические? В ней является та особенность, которая

принадлежит только таланту Гоголя. В драмах Шекспира встречаются с великими

личностями и пошлые, но комизм у него всегда на стороне только последних… У

Гоголя Тарас Бульба тоже исполнен комизма, как и трагического величия; оба

эти противоположные элементы слились в нём неразрывно и целостно, в единую,

замкнутую в себе личность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и

смеётесь над ним.»

Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые

таланты бросились на его путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие

известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.