рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Н.С. Лесков. Очарованный странник. Главный герой. Былинные мотивы в повести

Литература русская : Н.С. Лесков. Очарованный странник. Главный герой. Былинные мотивы в повести

Н.С. Лесков. Очарованный странник. Главный герой. Былинные мотивы в повести

Реферат

по литературе ученицы 10 “А” класса

гимназии № 1 МПС России

Лермонтовой Ольги на тему:

“Н.С. Лесков «Очарованный странник». Главный герой. Былинные мотивы в

повести”.

Москва, 2000 г.

Повесть Лескова “Очарованный странник” относится к 1873 году.

Первоначально она называлась “Черноземный Телемак”. В образе скитальца

Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от

природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён

человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный,

хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести возникает

калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают

сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов.

«Очарованный странник» был любимым героем Лескова, он ставил его

рядом с «Левшой». «Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в

одном томе с «Левшою» под одним общим заглавием: «Молодцы», - писал он в

1866 году.

Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная

фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой

духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь

чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он поступает по велению

долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его

поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего

ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие

раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный

странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского).

Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” –

Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не

может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной

ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед

необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а

только странник, “черноземный Телемак”.

В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений,

столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то

же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной,

нянька грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра,

солдат, георгиевский кавалер – офицер в отставке, «справщик» в адресном

столе, актёр в балагане и, наконец, инок в монастыре – и всё это на

протяжении одной жизни, ещё не завершившейся.

Само имя у героя оказывается непостоянным: «Голован» – прозвище в

детстве и юности; «Иван» – так зовут его татары )это имя здесь не столько

собственное, сколько нарицательное: «у них все если взрослый русский

человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут»);

под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за

другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже

не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся «отец

Измаил», оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком

Иваном Северьянычем Флягиным.

Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего – ни детской

непосредственности, ни своеобразного «артистизма» и узкого «патриотизма»

«воительницы». Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна,

так отпущена на свою волю.

В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл;

именно на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими

людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом

существовании которых он прежде и не подозревал.

Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей

оригинальностью: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом

и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его

проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью

Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.

Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да

ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет

тёмный бор».

Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя

предыдущими, но его финал – гибель укрощённого коня – вызывает в памяти

смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным то

природы существом. И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены и

не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается

повествование об «обширной протекшей жизненности» Флягина, и этот эпизод не

случайно «вынут» из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный

пролог к жизнеописанию героя.

По убеждению героя, его предназначение в том, что он – сын «моленый»

и «обещанный», обязан посвятить свою жизнь служению богу.

Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и

потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь

разнообразны обстоятельства, в которые он попадает. Путь, который проходит

герой повести, - это поиски своего места среди других людей, своего

призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей

своей жизнью и своей судьбой. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не

занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом

он по-своему на них отвечает.

Тема «хождения по мукам» развивается независимо от того, что герой

не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни

кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю

одного человека. «Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не

добьют», - говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.

У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в

процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство, которым

наделён от природы. Его исключительность произрастает на русской народной

почве и тем более значительна, что герой на всё отвечает собственным

сердцем, а не построениями ума. Идее тут противостоит нечто безусловное,

выдерживающее самые трудные испытания.

В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты

недавнего прошлого и вырисовывалтсь фигуры реальных людей. Поэтому

“Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему

творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его

духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого

себя. За происшествием, случаем вставала в этих произведениях жизнь

личности.

Обострённый интерес писателя к национальной культуре, тончайшее

ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать

своеобразный художественный мир и разработать самобытный, исполненный

артистизма, неповторимый – «лесковский» способ изображения. Лесков умел

изобразить жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием,

уходящим глубокими корнями в национальную историю. Лесков верил и умел

показать, что народ способен глубоко «понимать общественную пользу и

служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием

даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества

представлялось невозможным». Глубокая вера в великую народную силу и любовь

к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть «вдохновенность»

народных характеров. В “Очарованном страннике” впервые в лесковском

творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма. Несмотря на

многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный

полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии,

благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-

богатыря. «Очень мне за народ умереть хочется», - говорит очарованный

странник. Глубоко переживает «черноземный Телемак» свою причастность к

родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе

об одиночестве в татарском плену: «…Тут глубине тоски дна нет…Зришь, сам не

знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь

или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь».

В «Очарованном страннике» Лесков говорит о «добром русском

богатыре», о «добром простодушии», о «доброй душе», о «добром и строгом

житии». Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в

скрытом источнике всяких человеческих поступков и помышлений покоится

доброта – неземная, идеальная, мистическая. Она не открывается среди людей

в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние души,

соприкоснувшейся с божеством.

Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда

сравнивает с героями былин и сказок. Н. Плещунов делает следующий вывод,

рассуждая об «Очарованном страннике»: «…возникает догадка, что этот

«Очарованный странник» и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий

часа своего избавления». Не только герои «Очарованного странника», но и

многие другие образы писателя были «иконами», но не в том смысле, что они

были религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты

отражались писателем «статически», «традиционно», в духе религиозных

жанров, жанров фольклора и древней русской литературы: житий и притч,

легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.

Герой рассказа назван очарованным странником, - и в этом названии

выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и

благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в «Запечатлённом

Ангеле», сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания

против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное

самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое

жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней

горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.

Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствуют

уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими над

ними традициями и представлениями об окружающем мире. Однако под покровом

религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть вполне

мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что особенно значительно) смог

критически отнестись к официальной религии и церкви. Поэтому произведение

«Очарованный странник» не потеряло своего глубокого значения и по сей день.

На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, всё

приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в явлениях – и эти

явления кажутся ему одною воздушной цепью, которая связывает его с

последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на

неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведёт его к

Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова «Очарованный странник».

Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые

краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с её разнообразными,

явными и тайными страстями.

Глубокое ощущение нравственной красоты, чуждое развращающего

равнодушия, «одолевает дух» лесковских праведников. Родная среда сообщает

своим живым примером не только вдохновенные порывы, но «строгое и трезвое

настроение» их «здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле».

Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал её как

старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую

и грешную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна

удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков?

Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости

своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое

дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.

«Очарованная Русь» – термин условный, литературный. Это совокупный

образ, воссозданный художником в своём творчестве, вобравший в себя

некоторые стороны исторической действительности. Это те сокрытые великие

силы, которые видел Лесков в своём народе. Это – «старая сказка» о нём.

Список литературы:

V А. Волынский «Н.С. Лесков»;

V В. Ю. Троицкий «Писатель Земли Русской», «Лесков – художник»;

V Л. Крупчанов «Жажда света»;

V Г. Гунн «Очарованная Русь Николая Лескова».

V Б. Дыханова «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С.

Лескова».




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.