рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > На дне - философская драма

Литература русская : На дне - философская драма

На дне - философская драма

Пьеса «На дне» как философская драма.

Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти

предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной

стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться

на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и ,

возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый

,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский ,

затрагивающий основные вопросы бытия , разворачивается между обитателями

ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».

Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и

слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире

отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.

Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств-

открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот

это три позиции , которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому,

потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова

лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек

не может изменить: «все так: родятся , поживут и умирают… Чего жалеть?»

Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон:

«у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука-

сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не

верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки,

нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть

«обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в

него веру в будущее : «для лучшего живет человек». Но это философия рабской

покорности, недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев.

Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на

то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться

приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли : Васька убивает

Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой

вины Луки в этом , конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее

людей. Но косвенно он виноват, точнее не он , а его идеи: они внесли

изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже

не могли нормально продолжать жить.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит

требование свободы и гуманного отношения к человеку : «Надо уважать

человека! Не жалеть… не унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин

убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью,

а заставить эту действительность работать на человека. « Всё в человеке ,

все для человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его

рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».

Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В

отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный

поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет

об этом : «Человек свободен, он за все платит сам…».

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить

обстоятельства, а не подстраиваться пл них.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.