рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Мой Есенин

Литература русская : Мой Есенин

Мой Есенин

РЕФЕРАТ

по Литературе

Тема:

«Мой Есенин».

Средняя школа №36

9 «Б» класс

Иволгина Н.В.

Владикакавз

2001 год.

Содержание :

1. О себе…

2. Творчество.

3. Родина и природа в лирике Есенина.

4. Стихи и коментарии.

5. Заключение.

[pic]

[pic]

О СЕБЕ.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда,

Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у

которого было трое здоровых неженатых сыновей, с которыми протекло прочти

все мое детство. Дядья мои были парни озорные и отчаянные. Трех с половиной

лет они посадили меня на лошадь без седла, и пустили сразу галопом. Я

помню, что очумел и только крепко держался за холку. Потом меня учили

плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега,

снимал с меня одежду и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно

плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну

куда ты годишься?..» «Стерва» у него было ласкательное слово. После, лет

восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озеру за

подстреляными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек

всегда был коноводом и большим драчуном, всегда ходил в царапинах. За

озорство меня ругала только бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на

кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, ты его не трожь, он так

крепче будет!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было

границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили

голову, потому что ни один гребень не брал моих кучерявых волос. Но и масло

мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь имею, какое-то

неприятно чувство имею к субботе.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня захотели сделать

сельского учителя, и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив

которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К

счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к

16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восенадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их

не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый,

кого я увидел, был Блок. Второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с

меня капал пот, потому что впервые видел живого поэта. Городецкий свел меня

в Клюевым, о котором я раньше слыхом не слыхивал. С Клюевым у нас

завязалась, при всем нашем внутреннем противоречии, крепкая дружба.

В эти годы я поступил в Университет Шинявского, где пробыл всего 1,5 года,

и снова уехал в деревню.

В университете познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным и Филипченко.

Из поэтов современников мне нравились больше всего Блок, Белый и Клюев.

Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей публиковал манифест иманижинизма. Имажинизм

был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела

под собой почвы, и умерла сама собой, оставив правду за органическим

образом.

От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но

они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по различным монастырям, из-за нее у нас

постоянно ютились страницы и странники. Распевались разные духовные стихи.

Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались различные

невенчанные свадьбы.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем

укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по своему,

с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах.

Октябрь 1925

Сергей Есенин.

ТВОРЧЕСТВО.

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое,

ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у

многочисленного советского и зарубежного читателя. Стихи поэта полны

сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным

просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так

эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в

лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней

полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный

мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия

человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и

воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье"

самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв

наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях-

отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец

Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение

беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет".

Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина,

Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с

темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности

безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла

становится далёкая Россия: "Как бы ни был красив Шираз, он не лучше

рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин

Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал

на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение",

"Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт

захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В

одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя родина, я - большевик!"

Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с

крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило

особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его

дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о

будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое

идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему

блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других

произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно,не суждено было

сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город.

"Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал" ,-заявляет

Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного

гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и

оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется

противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца

патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России

социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на

Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый

период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё

социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём

происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",

-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в

цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,

настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,

верой в любовь и будущее .Прекрасное стихотворение" Заметался пожар

голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное

представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории

советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия

продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему

близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для

которого самым дорогим на всей планете была Русь.

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С.А.ЕСЕНИНА.

Тема родины - одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта

принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но

из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в

Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от

времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно

разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний,

которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера

отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть,

почувствовать.

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно

из наиболее известных его произведений - "Гой ты, Русь моя родная..." С

самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ

стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и

за этим сравнением - целая философия, система ценностей. Мир деревни - это

как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для

С. Есенина - это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край

заброшенный, "деревня в ухабинах", где радость коротка, а печаль

бесконечна:

"Грустная песня, ты - русская боль". Особенно это чувство усиливается в

стихах поэта после 1914 года - начала войны: деревня кажется ему невестой,

покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная

деревня в России - это нечто единое, родина для него, особенно в раннем

творчестве, - это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее,

уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие "малой

родины". С присущей С. Есенину - лирику склонностью одушевлять все живое,

все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

"Ой ты, Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу". Порой

стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство

неприкаянности, лирический герой их - странник, покинувший родную хижину,

всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что

сохраняет вечную ценность - это природа и Россия: "А месяц будет плыть и

плыть, Роняя весла по озерам...

И Русь все также будет жить, Плясать и плакать у забора".

С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже

трагическими событиями. На памяти его поколения - война, революция, снова

война - теперь уже гражданская. Переломный для России год - 1917 - поэт

встретил, как и многие художники его круга, с надеждами на обновление, на

счастливый поворот в крестьянской доле. Поэты круга С. Есенина того времени

- это Н. Клюев, П. Орешин,

С. Клычков. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева - близкого друга и

поэтического наставника С. Есенина: "Мужицкая ныне земля, /И церковь не

наймит казенный". В Есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение

России: "Уж смыла, стерла деготь/ Воспрянувшая Русь". Чувства и настроения

поэта этого времени очень сложны и противоречивы - это и надежды, и

ожидания светлого и нового, но это и тревога за судьбу родного края,

философские раздумья на вечные темы. Одна из них - тема столкновения

природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее

гармонию - звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным

становится обретающее глубоко символический смысл состязание между

жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю

красоту природы, ее трогательную беззащитность. Паровоз же обретает черты

зловещего чудовища. В Есенинском "Сорокоусте" вечная тема противостояния

природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о

судьбах России.

В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими

думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от

родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого

календарный Ленин на стене заменяет икону, а "пузатый "Капитал" - Библию.

Особенно горько поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни:

"Поют агитки Бедного Демьяна". Это тем более грустно, что С. Есенин

справедливо замечает: "Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам". Поэтому

так горестно звучат его строки: "Моя поэзия здесь больше не нужна, /Да и,

пожалуй, сам я тоже здесь не нужен". Но даже желание слиться с новой жизнью

не заставляет С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта;

он пишет: "Отдам всю душу октябрю и маю, /Но только лиры милой не отдам". И

поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

"Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих строк, а

ведь написаны они были в 1924 году, когда само название - Русь - было едва

ли не запретным, а гражданам полагалось жить в "Ресефесере". С темой родины

у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции

"последнего певца деревни", хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из

программных, важным для понимания темы родины, у поэта стало стихотворение

"Спит ковыль": "Спит ковыль.

Равнина дорогая

И свинцовой свежести полынь!

Никакая Родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучаясь,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть".

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В

нем выражены его сокровенные мысли. В строке "радуясь, свирепствуя и

мучаясь" - трудный исторический опыт, который выпал на долю Есенинского

поколения. Стихотворение построено на традиционно поэтических образах:

ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее

богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному

пейзажу, в котором олицетворением поэзии является не менее традиционный

"свет луны", противостоит "новый свет", скорее абстрактный, неживой,

лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание лирического

героя Есенинского стихотворения в приверженности вековому деревенскому

укладу. Особенно значим у поэта эпитет "золотой": "Все равно останусь я

поэтом /Золотой бревенчатой избы". Он один из наиболее часто встречающихся

в лирике С. Есенина, но обычно он связан с цветовым понятием: золотой - то

есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая",

"золотою лягушкой луна". В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:

золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей ценности как

символа уклада деревенской жизни с присущей ей

красотой, гармонией. Деревенская изба - это целый мир, ее разрушение не

искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит

несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он

воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Таким образом,

тема родины в поэзии С. Есенина развивается от безотчетной, почти по-детски

естественной привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей

испытания трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь

догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя

автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем

масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам

полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах

Есенин, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, писал: "Мое

село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского

скандального пиита".

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии,

неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове,

где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои

первые стихи. К вершинам поэзии Сергей

Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно - поэтических образов

окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в

стихах, полных любви к русской земле:

О Русь - малиновое поле,

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это

отобразилось на поэзии Сергея Есенина. "Моя лирика, - не без гордости

говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство

Родины - основное в моем творчестве".

Край любимый!

Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных, - писал поэт.

Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного

художника, для которого Родина - это жизнь.

Дед Есенина, "яркая личность, широкая натура", по словам поэта, имел

прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам

Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам.

Мать Есенина знала множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Есенин

знал песни, как редко кто их знал, он любил их - грустные и веселые,

старинные и современные. Песни, сказания, поговорки - на этом воспитывался

Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных

шедевров. С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в

литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Он

(Блок) написал своему другу Городецкому письмо с просьбой помочь молодому

таланту. В своем дневнике Блок писал: "Стихи свежие, чистые, голосистые.

Давно не испытывал такого наслаждения". Позже стихи Сергея Есенина начали

печатать столичные журналы: Мечтатель сельский - я в столице Стал

первокласснейший поэт.

Один из рецензентов сказал о ранних стихах поэта: "Усталый, пресыщенный

горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-

то радостным веет от его поэзии". Началась первая мировая война. Всем

сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы

горя и печали:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Стихотворение "Русь" - это замечательное и широко знаменитое произведение,

это художественное кредо поэта. По настроению "Русь" чем-то перекликается с

Блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни

ветровые, Как слезы первые любви!

Время творчества Есенина - время крутых поворотов в истории России. Он

писал в автобиографии: "Революцию я принял, но с крестьянским уклоном".

Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума,

глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его

напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного

таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин

всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу

своего народа. Полтора года, проведенные поэтом за границей, были

исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не

вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел

трагедийной поэмы "Черный человек". Это последнее поэтическое произведение

Есенина.

Только за границей он понял, какие грандиозные перемены происходят на

Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир

от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает

родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в

деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не

мог. Поэт пишет: Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал, что я с народом

дружен. Моя поэзия здесь больше не нужна, И сам я здесь ни капельки не

нужен. С горы идет кpecmьянcкuй комсомол, Наяривая под гармошку рьяно, Поют

агитки Бедного Демьяна, Веселым криком оглашая дол.

Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева- Кумача, но

молодежь не знала Ходасевича, талантливого от бога, в школьные учебники не

включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности, .лучших поэтов

вычеркивали из литературы. Но они живы, их стихи читают, любят, им верят.

Есенин "кровью чувств" писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сгорел сам,

его поэзия - это его судьба. Еще раньше в стихотворении "Устал я жить в

родном краю" он предрекает свое будущее: Устал я жить в родном краю В тоске

по гречневым просторам, Покину хижину мою, уйду бродягою и вором... А месяц

будет плыть и плыть, роняя весла по озерам, И Русь все так же будет жить,

плясать и плакать у забора.

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о

растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В "Черном

человеке" он пишет трагические строки: "Друг мой, я очень и очень болен,

сам не знаю, откуда взялась эта боль, то ли ветер шумит в чистом поле, то

ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь". Это не минутная слабость

поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей

прессе промелькнуло сообщение о том, что Есенин не покончил жизнь

самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы

русского народа. Вопрос спорный, но строки ("в этой жизни умереть не ново,

но и жизнь, конечно, не новей") говорят о том, что он устал бороться с

окружающей действительностью. Мне бы хотелось закончить свое сочинение

строками из его стихотворения "Мы теперь уходим понемногу". Его слова- это

дань Родине, потомкам: Много дум в тишине я продумал, Много песен про себя

сложил, И па этой по земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

СТИХИ.

* * *

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется - на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

Унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

1910 год.

Есть основание полагать, что стихотворение написано не в 1910 году, как

помечено Есениным, а позже в 1914 году. Именно об этом времени вспоминал Н.

Сардановский – друг юности поэта: «Однажды взволнованный Есенин сообщил

мне, что профессор особенно одобрил его стихотворение «Выткался на озере

алый свет зари…». Он прочитал мне это стихотворение, и я впервые

почувствовал, что в стихах Есенина появляется подлинная талантливость».

О более поздней датировке стихотворения в определенной степени говорит и

его первая публикация – журнал «Млечный путь». Москва 1915 год № 3 март.

«Некоторые хронологические даты создания отдельных стихотворений,

представленные Есениным, - говорилось в заметке «От издательства» в первом

томе его «Собрания стихотворений» Госиздат 1926 год, - так же сохранены в

неприкосновенности, хотя нет твердой уверенности в их подлинности, потому

как в этом сомневался и сам поэт. Это, в частности, можно отнести к

стихотворениям помеченным 1910, 1911, 1912 годами.

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала

Воды не замерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

1915

Вспоминая свою Берлинскую встречу с поэтом в 1022 году, Максим Горький

писал в очерке «Сергей Есенин»: «Я попросил его прочитать о собаке, у

которой отняли и бросили в реку семерых щенят… Я сказал ему, что, он на мой

взгляд, первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью

пишет о животных.

- Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо… И

когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. –

На его глазах навернулись слезы…

После этих слов подумалось, что Есенин больше чем поэт, не столько человек,

сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения

неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия,

которое – более всего иного – заслужено человеком».

* * *

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

1925

Последние стихотворение Есенина. 24 декабря 1925 года поэт из Москвы

приезжает в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и останавливается в гостинице

«Англетер», по соседству со своими московскими друзьями Устиновыми. В

последующие дни в гостях бывали знакомые литераторы, того времени. Е.А.

Устинова в последствии вспоминала, что 27 декабря Сергей Александрович

«стал жаловаться, что в этой паршивой гостинице даже чернил нет, и ему

пришлось писать сегодня кровью». Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей

Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью

стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака…»

Стихотворение было извлечено из кармана пиджака и прочитано только на

следующий день…

ЗЫКЛЮЧЕНИЕ.

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в

прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения!

Великий поэт Некрасов писал: "Не может сын глядеть спокойно на горе матери

родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой". Тема России

является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра

Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков,

наполнено неиссякаемым любовным чувством к родине.

Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время переломных

событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви.

Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в

нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой

ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд

духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. .Свои

переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля",

где, обращаясь к Родине матери, поэт писал:

"Приюти ты в далях необъятных.

Как жить и плакать без тебя?"

Правда, впоследствии он, как бы сомневаясь, спрашивает себя о том, является

ли революция для России благом, а может быть, это просто разрушительная

сила? Блок понимает, что "в России плохо". Как предчувствие кровавых

событий и страданий любимой родины звучит в словах Христа:

Родной простор печален.

Изнемогаю па кресте.

И челн твой будет ли причален

К моей распятой высоте?

Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает движение

жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся

серьезных перемен в судьбе родины очень ярко выражено в чудесном

поэтическом цикле стихов о России. Главной, ведущей мыслью этого цикла

являются слова: "И вечный бой! Покой нам только снится! Сквозь кровь и

пыль... Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль".

Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую

и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли. Блок создает

неповторимый образ России - образ прекрасной девушки, невесты,

возлюбленной. Блок писал:

О, Нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это

помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать

устремленность России в будущее.

В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин

народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ родины.

Отдавая отчет своему яркому, самобытному таланту, Сергей Есенин писал: Мое

село лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила

Российского, скандального пиита.

Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской

культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта - это мир русского

крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая

определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной

любви к России звучит в почти каждом стихотворении поэта. Есенин пишет: "Но

более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла". Есенин -

поэт сложной судьбы. В стихотворении "Русь уходящая" он с горечью пишет:

Я человек не новый. Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь

догнатъ стальную рать, Скольжу и падаю другою.

В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе

родины после революции. Вернувшись в двадцатых годах на родину, Есенин

замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы

больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не

нуждается и у нее теперь есть другие певцы:

Вот так страна!

Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и

ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из

жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую родину добровольно

коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не

вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен

тысяч, он яркий и драматический символ России".




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.