рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Лирика Лермонтова

Литература русская : Лирика Лермонтова

Лирика Лермонтова

Лирика Лермонтова.

Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся

Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя

поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах

его знаменитое стихотворение «Смерть поэта». Но писал Л. уже многие годы.

Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним

знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Л. только мечтал о том,

чтобы

понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение

«Бородино».В стихотворении «Бородино» рассказ о войне доверен старому

солдату. Характерно, что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И

говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и

поговорками. Даже неправильность речи солдата («Постой-ка, брат мусью»)

подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором

особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени

всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному

воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей

перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: «Уж мы пойдем ломить

стеною...». Основная мысль стихотворения выражается в словах: «Да, были

люди в наше время, не то, что нынешнее племя ...». В этих словах жалоба на

настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и

доблести. Л. считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.

И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться

на это

трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало

известно

общественности, проявился его вольнолюбивый дух. Для лирики Л.

свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал

в своем романе

«Герой нашего времени». В душе Л. был свой идеальный особый мир, который

резко

отличался от действительности. «В уме своем я создал мир иной...».

Необычайно широка тематика стихотворений Л.. За свою короткую жизнь (он

умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических,

патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках

смысла жизни. Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное

чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце

невольно сжимается от боли:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все

поколение («Дума»). «Дума» - поэтическая исповедь, чистосердечная и

печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в

первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х

годов:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее иль пусто, иль темно...

Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную

ранее.

Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое

обращено

и на всех, и во внутренний мир души. Л. огорчает то, что многие его

современники

живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах,

которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том,

что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни

прочных привязанностей, ни убеждений:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви ...

Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники

поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение

убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа.

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Какая ирония звучит в словах!

Мы жалко бережем в груди остаток чувства...

Мы иссушили ум наукою бесплодной...

К добру и злу послушно равнодушны...

«Дума» - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции,

которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не

могла.

Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один

я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в

изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные

картины природы,

которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение

сопровождается

риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего?

Жалею ли о чем?" Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в

общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть...

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности,

автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла.

Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это

контраст природы и

внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно

просматривается

грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются

и

расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с

особенностями

эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.