рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Кавказ в изображении русских классиков

Литература русская : Кавказ в изображении русских классиков

Кавказ в изображении русских классиков

Кавказ.

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны,

как

орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали

неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем

деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия

вела борьбу с разрозненными горскими племенами , объединившиеся в борьбе за

свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.

Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских

творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь

горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.

В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной

страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его

стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая

и дикая природа:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной шумят орлы

И ропщет бор…

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» .

Восторгаясь красотой Кавказа , он писал : «Забуду ли его кремнистые

вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины… В этой романтической поэме

противопоставлены разочарованное « дитя цивилизации»- русский, «европеец» и

……, дитя природы, «дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви

и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического

противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет

исчерпана.

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова,

которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно,

что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть)

объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:

И хладен блеск его очей…

…Чувства, страсти,

В очах навеки догорев,

Таятся, как в пещере лев,

Глубоко в сердце…

Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим

мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С

юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну,

записывал народные песни. Поэма «Беглец» , например, выросла из черкесской

народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы

принимал решения об усмирении непокорных горских народов.

Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение

отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и

возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк

несчастного позор», мать его лишь « хладно отвернула взор».

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни

в неволе 3-и дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт…

Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его

судьбы и страсти:

Прекрасен ты, суровый край свободы!

И вы, престолы вечные природы.

Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает:

Как сладкую песню отчизны моей

Люблю я Кавказ!

Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его

произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и

«воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся

жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и

казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем,

что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к

свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их

характера.

Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической

драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть

«Кавказский пленник» -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии,

оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли

быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за

национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.

В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля-

свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и

погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует

своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую

непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев

вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища,

плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для

него противоестественно.

Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С.

Пушкин писал:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно,

Но не спасла вас наша кровь…

А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: « Жалкий человек…

Чего он хочет?… Небо ясно.

Под небом много места всем;

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он –зачем?

(« Валерик »)




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.