рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Достоевский

Литература русская : Достоевский

Достоевский

Родион Раскольников, главный герой романа, - молодой человек, выходец

из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета

университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Живя в

тесной коморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома

близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга.

Раскольников – умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания

собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений,

которым подвергаются его мать и сестра.

Раскольников чувствует себя никому не нужным, отвержённым среди

богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и

несправедливостью жизни. Раскольников решается на убийство процентщицы

Алёны Ивановны. Идея заключается в том, что, по мнению Родиона, можно

совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно

убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а

напротив, всем вредную старушонку», взять её деньги и загладить это

«крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Раскольников много думал об

этой идее, пока не нашёл ей объяснение. Он пришёл к выводу, что всё

человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных,

подчиняющихся силе, «тварей дрожащих», и на сверхлюдей, которым всё

дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже преступлением, как,

например Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

«Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много

посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и

законодатель…Так доселе велось и так всегда будет!»

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он – «тварь

дрожащая» или «властелин судьбы»?

Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не

«существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего,

кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю

от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль

«властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу,

Родион убивает всё то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с

людьми: «Я сам себя убил, а не старушонку».

После убийства Раскольников переживает состояние отрешённости от

мира, его душа объята «мёртвым холодом». Это ужасное ощущение становится

расплатой за совершённое преступление. Герой понял, что все люди незримо

связаны между собой и каждый человек, его жизнь – безусловная ценность,

поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека. Трагизм

Раскольникова – в ложности теории «наполеонизма». Он понял это, совершив

преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через

страдания.

Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший «маленький

человек», которому очень хочется стать человеком «большим», превратиться из

раба в хозяина жизни. В этом корни его «наполеонизма», но как они похожи на

социальные корни раскольниковской идеи, её пафос социального протеста

угнетённой личности в мире униженных и оскорблённых! Ведь Раскольников –

нищий студент , которому тоже хочется подняться над своим социальным

состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящем

общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое

социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и

другому остаётся лишь проверить свою принадлежность к высшей категории.

Таким образом, раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать

выше тог положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем

самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить

ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной

посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их

жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее,

чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин

опошляет, а тем самым дискредитирует теорию «разумного эгоизма». По его

мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу

любыми средствами, и каждый должен делать то же – тогда, достигнув каждый

своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что

Дунечке Лужин «помогает» из лучших побуждений, считая свое поведение

безукоризненным.

На примере Лужина автор нам показывает двойника, нет скорее антипода

Раскольникова. Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным

героем, Достоевский достигает главной своей цели – дискредитации

человеконенавистнической теории, рождённой самим несправедливым миром.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.