рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Достоевский

Литература русская : Достоевский

Достоевский

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством

безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в

эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с

тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей

борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев

источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения –

болезненной формой признания безвыходности мучений.

Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью,

превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный

путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и

уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе,

искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда

являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными

метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей

жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей

человеческими страданиями и отчаявшейся, то есть изжившей свои чаяния,

мечты, надежды молодости, - души, полюбившей боль, потому что ей нечем

стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.

В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный,

искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому,

как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, - и непрочность,

обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих

мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.

Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи

распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми,

капиталистическими отношениями.

Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие

начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений,

повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни.

Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих

социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не

вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и

упадочнических влияний.

Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник

Белинского. Его духовное и литературное развитие и далее могло бы

продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям,

обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы

это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически –

жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью:

каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых десять лет он был выброшен из

жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил

Лермонтова, затравил Гоголя.

Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы,

с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой. Он разуверился в

возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой

природе человека, в способности человека своими силами, своей разумной

волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, - в жестокой

постоянной борьбе с самим собой.

По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего,

испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми

противоречиями жизнь большого капиталистического города. А вскоре к этому

бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко

выражена в «Подростке». И он еще более утвердился в своей проповеди о том,

что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от

соблазнов сатанинской власти денег надо всем.

Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского,

Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина, - Достоевский потерял

единственную возможность помочь униженным и оскорбленным выбраться из

мрака. Впитав в свою душу страдания человечества, Достоевский склонился

перед их беспредельностью, выбраться из мрака.

Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861 года,

увидев в ней подтверждение своей веры в «народность», внесословность

самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути.

Вопреки присущей ему иронии, Достоевский оказывался способным к

маниловским идиллиям, над которыми, видимо, сам горько смеялся. В своих

статьях он развивал сладостные картинки единения всех сословий под сенью

престола. И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным

ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте

рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути

развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием

самых разнообразных противоречий, как Достоевский. Защита дела реакции и

вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь

реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого

художника живой жизни против лживых реакционных схем.

К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали

великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III.

Он стал другом лидира дворянской реакции К. Победоносцева, обер - прокурора

“святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и

коварного душителя всего живого и честного на Руси. Достоевский писал свой

последний роман «Братья Карамазовы», прислушиваясь к советам этого обер -

лакея царей. Автор «братьев Карамазовых» считал своей целью в романе как

можно больнее поразить богопротивный лагерь революции. Но он создал в этом

произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице

мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова. А в образе Смердякова

писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение

барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой

литературы.

Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев,

занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна

связана с коренной темой всего его творчества. Кризисная эпоха ломки

представлялась Достоевскому страшной эпохой утери всех моральных принципов,

эпохой свободы для всего – для любых преступлений, для попирания всего

святого. Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех

проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и

других персонажей Достоевского.

Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог

примириться с существовавшей действительностью. Он имел действительное

право, заработанное всем его трудом, высказать обобщающую формулу своего

творчества: - Мне не нравится лик мира сего! Он поставил в своих образах

немало больших, острых вопросов перед человечеством. Он ввел в литературу

целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную

жизнь их обитателей.

Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них

человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем

окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность,

болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность

одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление

на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном

неустройстве человека и человеческой жизни.

Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя,

классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер

реализма, введший в литературу новые социальные типы.

В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических,

демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было

влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым

центром революционного движения в России второй половины сороковых годов. В

сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение

классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая

необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем

общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло

Достоевского. Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это

отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной

страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм

был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и

своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он

мечтал об уничтожении крепостного права. Он хотел свободы для печати, для

литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским

правительством.

Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания,

идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую

правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и

мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих

своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от

художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях

гениального русского и мирового художника.

Доклад

По литературе

Ученика 10 «Б» класса

Средней школы №7

Потявина Никиты

Г. Ставрополя

На тему:

«Творчество

Ф. М. Достоевского»




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.