рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > Анализ стихотворения «Клевета»

Литература русская : Анализ стихотворения «Клевета»

Анализ стихотворения «Клевета»

Анализ стихотворения «Клевета»

Стихотворение Ахматовой «Клевета» было написано в 1922 году. Оно вошло в

цикл стихов «Anno Domini». В то время в России было много таких людей,

«безвинно виноватых» только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и

сёстрами так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не

подавал им руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически

описать трагедию отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в

стихотворении «Клевета.

«И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит, как зловещий приговор

для дальнейшего повествования.

«Её ползучий шаг я слышала во сне». Все это вызывает у нас самые мерзкие

и отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая её с

ползучим пресмыкающимся.

И в мертвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

Это оксюморонное выражение «мертвый город» помогает нам почувствовать

весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни

единой родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий

отблеск клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь – символ не

только жизни, но и символ уничтожения и пожиратель всего живого.

И сразу же на этот «вызов новый» наша лирическая героиня противостоит

всему этому ужасу.

Я не боялась её. На каждый вызов новый

Есть у меня ответ достойный и суровый.

Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»?

Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки

полны смирения и покорности.

Но неизбежный день уже предвижу я, –

На утренней заре придут ко мне друзья

И мой сладчайший сон рыданьем потревожат...

Поэтесса намеренно называет смерь «сладчайшим сном», так как это

избавление от суровой действительности под «под беспощадным небом» в

«мёртвом городе».

Никем не знаема тогда она войдет,

В моей крови её неутоленный рот

Считать не устаёт небывшие обиды,

Вплетая голос свой в моленья панихиды.

Иссякла последняя капля жизни, нарушены покой и умиротворённость,

достигнутые моленья панихиды.

И дальше она пишет:

И станет внятен всем её постыдный бред

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,

Чтобы в последний раз душа моя горела.

Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая мучаться в

неземных муках, но «земным бессмыслием», «летя в рассветной мгле».

Ахматова пишет в одном стихотворении:

А в книжках я последнюю страницу

Всегда любила больше всех других.

И в её собственных стихах именно концовка или последняя строка часто

имеет особую жизнь, и они начинают излучать энергию.

Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь

замысел.

Чтобы в последний раз душа моя горела

Земным бессилием, летя в рассветной мгле,

И дикой жалостью к оставленной земле.

Последняя строчка звучит как гимн любви и жизни, которая, несмотря ни на

что, даже на вынужденный уход, есть самая высшая ценность, так как душа

«горела» «дикой жалостью к оставленной земле».

Личная драма лирической героини показана через философский мир вечной

борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.

Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и

познавательное. Поэтесса использует в стихотворении образные эпитеты: «сон

сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо». Есть здесь метафора и

оксюморон: «душа горела», «мёртвый город».

Местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования,

усиливает эмоции и глубину переживания: «я не боюсь её», «есть у меня»,

«предвижу я», «придут ко мне», «мой сон», «душа моя». Чувствуется огромное

одиночество человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота

стихотворения несёт в себе глубокий смысл: небом – хлебом. Символ

возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза –

страх, тело – горело, мгле – земле, обиды – панихиды отражают суть всего

произведения.

Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить её с ползущим

пресмыкающимся Ахматова использует чередования каких букв как: з, ш, с, ч.

Её ползучий шаг я слышала во сне.

Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души

лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает «Я не боюсь

её».

Вывод

Анна Ахматова – достойная дочь серебряного века. Её вклад в культуру

русского стиха XX века значителен и огромен.

Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно ясно обнажить

свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на

равных. Ведь поэт берет на себя ответственность сказать не только за себя,

но и за читателя, обобщить раскрыть те истины, которые доступны всем, но не

всякому подвластны. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной

бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и

побежденной, мятежной и смиренной.

Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой,

но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные

жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить,

перебросив поэтический мостик из девятнадцатого века в двадцатый.

В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое

стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть

действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной

особенности – чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и

ответственности перед ним, – получающей в новых общественных условиях и

острый нравственный смысл: моя судьба – судьба страны, судьба народа –

история. В автобиографическом отрывке в третьем лице, уже как бы глядя на

себя постороннее и, обдумывая себя в истории, Ахматова сказала: «...поздняя

Ахматова выходит их жанра «любовного дневника» («Четки») – жанра, в котором

она не знает соперников и который она оставила, может быть, даже с

некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли и судьбе

поэты, о ремесле, на легко набросанные широкие полотна. Появляется острое

ощущение истории». Именно это ощущение проникает в «поздние» книги

Ахматовой, «книги женской души», книги человеческой души.

Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым «проклятым

датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в

тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. Ахматова и

стала голосом национальной трагедии:

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под крышами чёрных Марусь.

Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести,

его веры, его правды.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.