рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература русская > А.П. Чехов

Литература русская : А.П. Чехов

А.П. Чехов

Реферат

по литературе

ученицы 10 Б класса 127 школы

Миняевой Марии

« Нужно, чтобы общество осознало себя и

ужаснулось...»

( « Палата №6» А.П. Чехова.)

Учитель: Мисник

Светлана Эдуардовна

1999 – 2000 г.

План реферата

1. Вступление ( биография писателя)

2. Творчество Чехова.

3. Язык и стиль писателя , мнения критиков.

4. Повесть « Палата №6», знакомство с героями,основной сюжет.

5. История написания повести

6. Смысл фразы Лескова.

« Нужно, чтобы общество осознало себя

и ужаснулось...»

(« Палата №6» А.П. Чехова.)

Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова

относится к концу XIX века. Он родился в 1860 году, в городе Таганроге

в купеческой семье.. Антон Чехов был четвертым ребенком. В 1876 году

его отец разорился и был вынужден бежать от кредиторов в Москву,

оставив семью.

В 1879 году Чехов заканчивает городскую гимназию и, получив от

купечества стипедию, уезжает в Москву, где поступает в МГУ на

медицинский факультет и оканчивает его в 1884 году. Будучи студентом,

он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург, в

юмористические журналы, печатаясь под псевдонимами: « Брат моего

брата», «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте». Начинал писать

Чехов с маленьких рассказов, а иногда даже карикатур, что и положило

начало краткости его произведений.

Рождение Чехова почти совпало с реформой 1861 года ( отмена

крепостного права), и формирование личности писателя шло уже в

послереформенной России, ее состояние отразилось в рассказах

писателя.

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они

различны.

Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над

закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в

его рассказах и повестях нет глубины образов. Он описывает

многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-

бытовые, служебно-бытовые отношения и общественные явления. ( « Жизнь

прекрасна», «Смерть чиновника», « Руководство для желающих жениться» и

др.)

В 1883году – он написал 120 рассказов

в 1885 году – 129 рассказов

в 1886 году – 112 рассказов

в 1887 году – 66 рассказов

в 1888 году – 12 рассказов

Поздний Чехов 80х–90х годов отказывается от юмористического

подхода к жизни и переходит к проблемам общества. Характеры героев

становятся острее и четче. Чехов разоблачает тупого, сонного

российского обывателя показывает его тусклую жизнь, показывает его

невежественность, дикость, жестокость ( « Человек в футляре», « Дом с

мезанином», «Дама с собачкой», « Палата №6»).

Тематика этого Чехова часто перекликается с тематикой других

писателей: Достоевского, Тургенева, Островского, и иногда, как мне

кажется, с гоголевской..

Сравнивая творчество Достоевского и Чехова можно отметить, что

Достоевский рассматривает темы « униженных и оскорбленных», темы

человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над

человеком, положения женщины в обществе и т.д. в одном романе, а

Чехов в нескольких рассказах.

Если Тургенева больше заботили проблемы крестьян, чем чиновничий

мир, то у Чехова его герои – обыкновенные люди разных слоев общества.

В своих рассказах писатели коротко, но очень емко показывают положение

России во второй половине XIX века.

Да, тематика перекликается, но все же Чехов глубоко

индивидуален, его стиль и точка зрения не похожи на других писателей.

Язык Чехова доступен, понятен и красив. Но простота и открытость

свидетельствуют о глубине жизненного опыта автора. Вот мнение Максима

Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего

времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы

словам было тесно, а мыслям – просторно. Он не говорит нового, но то,

сто он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто,

1

до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...»

Ремизов, писатель серебряного века, так отозвался о нем: « С

первых книг я полюбил Чехова... но это была любовь не та, с которой я

читаю Достоевского или Толстого: Достоевский действовал на меня до

содрогания, а Толстому мне хотелось подражать в письме и в жизни.

Чехова я полюбил какой-то домашней любовью и рассказы его читал

напоследок, не пропуская ни одной печатной строки...». Я согласна с

этим мнением. Чехов не давит своим жизненым опытом в желании научить,

он легко, намеком, подсказывает той или иной жизненной ситуацией

правильный путь.

Одна из наиболее интересных, на мой взгляд, повестей – это «

Палата №6»,в которой рассказывается о провинциальной больнице и

докторе, назначенном туда. Герои повести – Громов Дмитрий Иванович и

Рагин Андрей Ефимович. Громов один из пациентов палаты №6 ,

«единственный умный человек», вернее, сохранивший какой-то разум,

человек,

____________________________________________________

1.М. Горький статья « По поводу нового рассказа А.П.Чехова

«В овраге»». /Хрестоматия по литературной критике для школьников и

абитурьентов.– Составление, коментарии Л.А. Сугай.–М: «Рипол Классик»,

1998. Стр 692 /

ощутивший на себе «прелести» палаты. Громов дико рвется на

свободу, в отличие от остальных больных и мыслил он разумно, явно

осознавая, что он говорит, но был болен манией преследования. Именно с

ним случайно встретился доктор, из любопытста пошедший за сумашедшим

– евреем –попрошайкой Моисейкой в маленький флигилек на задворках

больницы. Они заводят с Громовым философские споры. Чехов сталкивает

представителей обеих сторон, обоих классов.

Рагин живет мыслями древних философов, « стремится к разумению

жизни и полному презрению к глупой суете мира», эти убеждения были

сходны с философией Марка Аврелия, римского императора II века до

н.э., проповедавшего стоицизм. Но Громов, услышав это, разражается

страстной речью о том, что «... все это философия, самая подходящая

для российского лежебоки... Нет, сударь, это не философия, не

мышленье, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная дурь. Страдание

презираете, а небось прищемишь вам палец дверью, так и заорете во все

горло!» В уста Громова Чехов вложил свое мнение о буржуазии, о ее

лицемерности, готовности « посочувствовать» бедным и угнетенным и тем

самым уверовать в свое благородство. Об одном из романов Г.Сенкевича

Чехов с убийственной иронией пишет: « Цель романа: убаюкать буржуазию

в ее золотых стенах. Буть верен жене, молись с ней по молитвенику,

наживай деньги, люби спорт – и твоё дело в шляпе... Буржуазия очень

любит так называемые « положительные» типы и романы с благополучными

концами, так как они успокаивают ее мысли, что можно и капитал

наживать, и невинность соблюдать, быть зверем и в то же время

счастливым.» Поэтому в рассказах Чехова острые, больные вопросы

времени тревожат читателя именно своей неразрешённостью. В конце

произведения Чехов обычно показывает, что все осталось на своих местах

1

и тем самым побуждают читателя к действию, к активному протесту.

«Нужно, чтобы общество осознало себя и ужаснулось»,– читаем мы в

«Палате №6», это, я думаю, и явилось основной целью творчества

Чехова.

« Доктор Андрей Ефимович Рагин – замечательный в своем роде

человек», приехал в городок, в котором разворачивается действия

повести, молодым и полным сил. Это был неглупый, уравновешенный,

вежливый человек. Он никогда не чувствовал призвания к медицине, но,

по настоянию отца, закончил курс и был отправлен в уездный городишко.

Рагин сразу заметил, что в этом городе больница – «учреждение

безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья», там не

лечили, там приканчивали. И что же? Он что-то изменил, ввел новые

_______________________________________________________________________

__________________________________

1. В.Г. Маранцман статья из учебника литературы/« Сквозь даль

времен...» Учебник по литературе второй половины XIXвека Для 10

класса, часть вторая, изд. « Специальная литература», С.-Пб 1997./

порядки? Нет! « Если физическую и нравственную нечистоту

прогнать с одного места, то перейдет в другое; надо ждать, когда она

сама выведется», – считал молодой доктор. И проводя вечера за кружкой

пива с другом, пришел к истине: « при всякой обстановке мы сможем

найти успокоение в самих себе». Он обленился, редко появлялся в

больнице. Жизнь, каждый день ее, становилась похожей на бесконечно

повторяющийся сон. Что ему до больных?

И тут Чехов очень умно и тонко обрывает череду диванно-

философских рассуждений сонного и достаточного горожанина, такого, как

доктор Рагин, предлагая лучший способ: встать на место людей, которых

подобные господа иногда замечают и относятся с снисходительным

презрением. По воле роковой случайности Рагин попадает в эту забытую

богом и людьми палату№6, маленький флигелёк на задворках

провинциальной больницы. Он ощутил на себе кулаки сторожа, отставного

солдата Никиты, «принадлежащего к числу тех простодушных,

положительных людей, которые больше всего на свете любят порядок и

поэтому убеждены, что ИХ надо бить». Это «их» в повести относится,

конечно, к душевнобольным пациентам, но этим « их» Чехов имел ввиду

большую часть бесправного, бедного населения России, над которыми

стояли с кулаками вот такие же положительно тупые люди с выражением

лица, как у степной овчарки.

Рагин, попав в палату, понимает правду Громова, и правду

угнетенных, социально незащищенных, бедных людей. Попав туда,

понимает, как это жить без носков, папирос, записной книжки в боковом

кармане, как это не надевать брюк, жилета, сапог, а ходить в коротких

панталонах и слишком длинной рубахе, в халате, пропахшем рыбой. Рагин

проводит в палате лишь одну ночь, но для него она стала кошмаром. Он

увидел жизнь глазами тех людей, которых раньше не замечал или в лучшем

случае сочувствовал. Зарешёченные окна и багровая луна, тюрьма и

больница, не отличимые друг от друга; позади вздыхает человек с

блестящими звездами на груди - как призрак, тень. Им овладевает

отчаяние, он пытается вырваться из этого кошмара, но приходит Никита и

все расставляет по местам.

« Вот она, действительность», – подумал Андрей Ефимович. И понял

он наконец, « точно кто-то взял серп, воткнул в него и несколько раз

повернул в груди и кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и

вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая

мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо

дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете тенями». Ночью

герою открылась вся правда, эта ночь пролила ясность на всю его жизнь

и ложь его филисофского мировоззрения. Совесть наконец проснулась,

возникло – таки, наконец, чувство вины.

Чехов восстал против насильственного начала в жизни, удобного для

тех, кто сам не страдает. Эту повесть он написал в 1892 году после

своей поездки на остров Сахалин – « каторжный остров», где делал

перепись населения и, вольно или нет, видел тюремных заключенных,

каторжников и простых людей, наблюдал их надзирателей, которые в

обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков и розг...» и

очень напоминают Никиту и весь медицинский персонал больницы,

описанный впоследствии в повести. Чехов не мог терпеть такую

несправедливость. «Душа у меня кипит», – писал он по возвращении с

острова. Результатом поездки стала книга «Остров Сахалин», а затем и

серия повестей, среди них « Палата№6». Вот мнения писателя по поводу

этих произведений: « Я рад, что в моем беллетристическом гардеробе

будет висеть и сей жесткий халат». На Сахалине Чехов чувствует

необходимость выработать новое мировоззрение, определить свое

отношение к толстовской проповеди любви к ближнему и непротивления злу

насилием и к либерально-народнической теории « малых дел». Но приходит

к выводу, что все это несостоятельно, что жизнь нелепа и запутанна, и

что люди тяготятся такой жизнью. А теория Толстого неуместна и

отрицается самой жизнью, как в

1

« Палате№6». Доктор Рагин – человек незлой, умный, сострадательный, и

он со своей позиции может любить ближнего, ему не за что кого-то

ненавидеть, а Громов его не может понять, потому что он знает разницу

«между этой палатой и теплым кабинетом». Большую часть населения

России представляла беднота, знающая разницу между грязными, дурно

пахнущими квартирками на окраинах и огромными сверкающими особняками в

центре города. Иногда туда, к этим людям, как с неба, спускался кто-то

всегда живший в достатке и недоумевал, жалея их, почему люди не могут

любить друг друга.

Несмотря на чувства, испытываемые писателем, повесть ведется в

очень сдержанном тоне, позволяя читателю самому понять главную идею

автора. Лесков писал об этой повести так: « в « Палате№6» в миниатюре

изображены общие наши порядки и характеры. Всюду Палата№6. Это

Россия... Чехов сам не думал того, что написал ( он мне говорил это),

а между тем, это так. Палата его – это Русь!».

« Палата№6» казалась современникам целиком посвященной только критике

« толстовства», «непротивления» . А здесь все то же: идеалы и

действительность. Теперь Чехову вся Россия кажется тюрьмой народов,

_______________________________________________________________________

_____________________________________

1. Кулешов В.И. « Жизнь и творчество А. П. Чехова», изд «Детская

литература», 1982.

могилой лучших мечтаний людей. Изображенная палата умалишенных близка

по описанию к сахалинским тюремным лазаретам и таганрогскому

сумасшедшому дому, а жизнь обитателей больницы похожа на жизнь

сахалинских каторжан. Но вскоре общество разглядело в повести критику

философии равнодушия, которой страдало общество, осуждение

пассивности. Человек не должен быть доволен своей сутьбой, если жизнь

напоминает сумасшедший дом! Пассивность оказалась самой вредной

философией жизни: она должна быть сметена, и поэтому в повести

побеждает философия Громова, философия действия, противостояния миру.

« Палата№6» оказалась самым счастливым произведением Чехова по

единодушнм похвалам, которыми было встречено, и признавалось

современниками лучшим из всего прежде написанного писателем. Критика

подчеркивала его художественные достоинства – правдивость

психологического изображения, естественность, тонкость и изящество

манеры, яызка. Во многих отзывах внимание акцентировалось именно на

стиле эмоционального эффекта, производимого повестью и на ее

общественно- символический характер. Никто, кроме Чехова, пожалуй, не

смог бы столь кратко рассказать о столь многом. И, пожалуй, Лесков

был прав, давая России такое жесткое название, а Чехов понастоящему

мастерски выбрал образ и сумел в него уложить и свое отношение к

теории Толстого, нравы и положение общества, упадок провинции. В

одной короткой повести отразилась вся Россия на момент

80х-90х годов XIX века.

Список используемой литературы

0. В.Г. Маранцман. Сквозь даль времен..., Учебник по литературе второй

половины XIXвека Для 10 класса, часть вторая, изд. «Специальная

литература», С.-Пб 1997.

0. История всемирной литературы, том восьмой, изд. « Наука», Москва 1994.

0. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова издательство

«Детская литература», Москва,1982 год.

0. Л.А. Сугай , Хрестоматия по литературной критике для щкольников и

абитуриентов, изд. Рипол Коассик, Москва, 1998

0. Русские писатели, Библиографический словарь, редакция П.А.Николаева,

изд. « Просвещение», Москва 1990.

0. Словарь русской литературы, М.Г.Урминцева, изд. « Просвещение», Москва

1993.

7. Энциклопедия для детей, том№9, Русская литература, часть

первая « От событий и летописей до классики XIX века»

издательство «Аванта +», Москва 1998 год.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.