рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Закон, живущий в нас, называется совестью

Литература : Закон, живущий в нас, называется совестью

Закон, живущий в нас, называется совестью

Таллиннская Тынисмяэская Реальная Школа

Закон, живущий в нас, называется совестью.

(по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Автор: Филипп Кекс

Таллинн 2002

В

нутри каждого человека находится некий механизм, регулирующий его

поведение. Этот механизм часто именуют словом «совесть». Но какова природа

этого механизма, и является ли он нашим внутренним законом? На эти вопросы

вряд ли кто-нибудь сможет дать однозначный ответ.

Я считаю, что в голове у каждого человека находится некая матрица,

содержащая в себе представления об идеальном мире. Информация, заложенная в

матрицу идеального мира, формируется из жизненного опыта. Её формирование

начинается с первых секунд жизни и продолжается до самой смерти. Но в

старости этот процесс замедляется потому, что количество нового опыта во

много раз меньше количества информации, уже накопленной в матрице. Поэтому

жизненный опыт, полученный в старости, мало влияет на представление об

идеальном мире. Человеческая совесть является желанием приблизить

окружающий мир к идеальному. Часть информации, описывающей идеальный мир,

можно охватить своим сознанием, но оставшаяся часть находится в

подсознании, и человек часто не понимает, почему он поступил так, а не

иначе. Например, если мы видим, что кто-либо поступил не так, как он не

должен был поступить в нашем идеальном мире, то мы его осуждаем. А если мы

сами поступили не так, как должны были, то мы осуждаем сами себя.

Самоосуждение – это муки совести.

Иногда люди пытаются сопротивляться самим себе. Это произошло с главным

героем романа Достоевского «Преступление и наказание» - Родионом

Раскольниковым. В своём сознании он создал фантомный идеальный мир. По его

теории всё человечество делится на две части: люди «право имеющие» и «твари

ползучие». Человек «право имеющий» – сверхчеловек, он не стеснён ни

жалостью, ни совестью. То есть в его идеальном мире он может использовать

любые средства для достижения своей цели. А «твари ползучие» - немощная

толпа, инструмент в руках высших людей. Не смотря на чрезмерный максимализм

теории Раскольникова, она не лишена логики и здравого смысла. Герой

Достоевского пытался заменить свой идеальный мир миром фантомным и жить по

придуманным правилам. Более того, он относит себя к людям «высшим». И чтобы

доказать себе свою принадлежность к ним, он решает переступить черту,

которая отделяет этих людей от толпы. Этой самой чертой становится

убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой уже

нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно). Но

подсознание берёт верх над сознанием.

Так как Раскольников воспитывался в обычной семье, я осмелюсь

предположить, что в его голове отложились нравственные принципы

свойственные большинству людей. В его идеальном мире нет ни убийств, ни

бедности. В нём его мать и сестра счастливы и довольны им. А сам он

прилежно учится в университете, и параллельно неплохо зарабатывает на

интересной работе. По этому он бескорыстно помогает почти незнакомым ему

людям: пьяной девочке на улице, семье Мармиладовых.

Убив старуху, Родион Раскольников поступает против своего идеального

мира, и подсознательно начинает осуждать себя. Но он также не хочет

отказываться от своего придуманного идеального мира, и это приносит ему ещё

большие страдания.

И так, мы уяснили, что есть совесть, и какое она имеет влияние на

своего хозяина. Теперь мы выясним, может ли совесть называться законом?

Совесть очень сходна с законами, создаваемыми людьми для поддержания

порядка в обществе. Законодательство каждой страны – есть разложенное по

частям идеальное общественное положение этой страны. Законодатели пытаются

при помощи законов приблизить реальное положение к идеальному. Но есть одно

принципиальное различие между законом общественным и законом внутренним

(совестью): совесть опирается на целый мир, созданный самим человеком, и

поэтому разночтения не могут иметь места, а закон есть лишь упрощённая

копия совести.

Наказание, которое понёс Раскольников по человеческим законам ничтожно

по сравнению с наказанием его внутреннего закона. Но Достоевский пощадил

своего героя, дав ему понять, что он «тварь ползучая», и позволив

раскаяться в содеянном.

Поведение Раскольникова не доказывает мою теорию о существовании

идеального мира, но и не опровергает. Следственно моя идея имеет право

быть.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.