Литература : Вечные законы человеческого бытия в романе Шолохова Тихий Дон
Вечные законы человеческого бытия в романе Шолохова Тихий Дон
РЕФЕРАТ
По русской литературе на тему
Вечные законы человеческого бытия в
романе Шолохова «Тихий Дон»
Ученика 12-го класса
Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон», несомненно, является наиболее
значительным и серьезным его произведением. Здесь автору удивительно хорошо
удалось показать жизнь донского казачества, передать сам дух его и все это
связать с конкретными историческими событиями.
Эпопея охватывает период великих потрясений в России. Эти потрясения
сильно отразились на судьбе донского казачества, описанного в романе.
Вечные ценности определяют жизнь казаков как нельзя более ярко в тот
трудный исторический период, который отразил Шолохов в романе. Любовь к
родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине,
необходимость свободы – вот те основные ценности, без которых не мыслит
себя вольный казак.
Жизнь казаков определяется двумя понятиями- они являются воинами и
хлеборобами одновременно. Надо сказать, что исторически казачество
складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому
казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли,
которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за
вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя,
казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом
и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций. У Шолохова
казаки показаны именно очень традиционными. К примеру, с малых лет они
привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, а
верным другом в бою и товарищем в труде( за сердце берет описание плачущего
богатыря Христони по уведенному красными Воронку). Все казаки воспитываются
в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им (Пантелей Прокофьевич
мог наказать Григория даже тогда, когда под началом последнего находились
сотни и тысячи людей). Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым
Казачьим Кругом, куда у Шолохова и направляется Пантелей Прокофьевич.
Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и
иного плана. Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от
помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в
первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону
позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они
показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто
как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на
чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по
хозяйству. Григорий, будучи уже командиром, не раз уезжает домой с фронта,
чтобы повидать близких и пройтись по борозде, держась за плуг. Именно
любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести
наступление дальше границ округа.
Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы. Именно любовь к свободе, к
возможности самому распоряжаться продуктами своего труда толкнули казаков
на восстание, помимо неприязни к мужикам
(в их понимании лентяям и недотепам) и любви к собственной земле, которую
красные должны были передать произвольным образом. Свободолюбие казаков в
какой-то мере объясняется их традиционной автономией внутри России.
Исторически люди стремились на Дон в поисках свободы. И они находили ее
здесь, становились казаками.
Вообще, свобода для казачества – не пустой звук. Воспитанные в полной
свободе, казаки негативно воспринимали попытки посягательства на их свободу
со стороны большевиков. Борясь против большевиков, казачество не стремится
полностью уничтожить их власть. Казаки лишь хотят освободить свою землю.
Если говорить о врожденном чувстве свободы у казачества, то следует
вспомнить переживания Григория из-за ответственности перед советской
властью за свое участие в восстании. Как беспокоят Григория мысли о тюрьме!
Почему? Ведь Григорий не является трусом. Дело в том, что Григорий боится
самой мысли об ограничении его свободы. Ему не удалось испытать какое-либо
принуждение. Григория можно сравнить с диким гусем, которого пуля выбила из
родной стаи и бросила на землю к ногам стрелка.
Несмотря на то, что в семье жесткая власть главы, и здесь у Шолохова в
известной мере присутствует тематика свободы. Казачка в изображении
Шолохова предстает перед нами не безликой и безответной рабой, а личностью,
наделенной определенными представлениями о свободе. Именно таковы в романе
Дарья и Дуняша. Первая всегда весела и беспечна, позволяет себе даже
отпускать остроты в сторону главы семьи, разговаривая с ним как с равным.
Дуняша по отношению к родителям ведет себя более почтительно. Ее стремление
к свободе выплескивается наружу уже после смерти отца в разговоре с матерью
о замужестве.
Очень широко в романе представлен мотив любви. Вообще, тема любви в
романе занимает особое место, автор уделяет здесь ей очень много внимания.
Кроме Дуняши и Кошевого в романе показана история любви главного героя
Григория Мелехова к Аксинье, которая, несомненно, является одной из
наиболее любимых героинь Шолохова. Любовь Григория и Аксиньи проходит
сквозь весь роман, временами ослабевая, но вновь вспыхивая с новой силой.
Влияние этой любви на события в романе очень велико и проявляется на самых
различных уровнях « от семейного и бытового до судьбы всего края». Из-за
любви Аксинья уходит от мужа.
Сама сущность казаков и всех их поступков целиком посвящается
земле, свободе и любви - вечным законам человеческого бытия. Они живут,
потому что любят, они борются, потому что свободолюбивы и всей душой
привязаны к земле, но они вынуждены гибнуть или ломаться под давлением
красных из-за своей неорганизованности и недостаточной убежденности,
отсутствия идеи, ради которой можно пожертвовать всей своей собственностью
и жизнью.
Таким образом, в романе М.А. Шолохова «Тихий дон» широко
представлены вечные законы человеческого бытия, согласно которым живет
вольное казачество. Более того, именно на них основан сюжет романа- эпопеи.
|