рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Теория и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание

Литература : Теория и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание

Теория и поведение Раскольникова в романе Ф.Достоевского Преступление и наказание

«Теория» и поведение Раскольникова

в романе Ф.Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве

русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал

правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и

человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь

хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека.

В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников.

Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние

его было таково, что он даже не смущался своим видом. «Столько злобного

презрения уже накопилось в душе молодого человека», что «он менее всего

совестился своих лохмотьев».

Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился

сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В

таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов,

моральных норм, которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью,

развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют – это

сильные личности, Наполеоны, удел других – вечное подчинение. Герой

рассуждает «о разрешении крови по совести».

И вот Раскольников совершает преступление – убивает старуху-

процентщицу. Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать,

вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…»

Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли

пожертвовать жизнью одного человека для спасения многих, можно ли загладить

добрыми делами преступление.

У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление

помочь людям с теорией «сильной личности».

Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с

назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что

убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи,

возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны

Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и

злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его

теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не

старушонку».

Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран

и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь спасения не

выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу.

Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь

исключал равенство и братство.

Только поняв антигуманность теории господства одним над другим,

Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении

с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого

духовного источника.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.