рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Тема Родины в творчестве А. Блока

Литература : Тема Родины в творчестве А. Блока

Тема Родины в творчестве А. Блока

ТЕМА РОДИНЫ

В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

В годы политической и общественной реакции после поражения

первой русской революции, когда буржуазная литература переживала

время застоя и упадка, когда подавляющее большинство буржуазных

писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за

свободу и изменило благородным традициям передовой общественной

мысли и литературы, - в это тяжёлое время Александр Блок занимал

особую и в высшей степени достойную позицию.

Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет

новые пути.

Из мира бесплотной мечты фантазии он окончательно переходит в

мир действительности, который одновременно и влечет, и страшит его.

Блок очень тяжело переживал поражение революции, но не утратил

чувство будущего: временное торжество реакции он правильно оценил

как «случайную победу» палачей народа и предупредил наступление ещё

более грозных и величественных событий. Главной темой Блока – и в

художественном творчестве, и в публицистике - становится Россия.

Внимание его сосредоточено на судьбе народа, на волновавшем его

вопросе о взаимоотношениях интеллигенции и народа. Он утверждал,

что только с народом «все пути», что народ является единственным

источником всякой «жизненной силы», в том числе и творческой силы

художника, поэта.

В лирическом предисловии к сборнику «Земля в снегу» Блок

прочерчивает восходящий путь своей поэзии, неумолимую логику

выпущенных своих трёх книг: «Стихи о Прекрасной Даме» - ранняя

утренняя заря… «Печальная радость» - первые жгучие и горестные

восторги, первые страницы книги бытия … И вот «Земля в снегу», плод

горестных восторгов, чаша «горького вина, когда безумец потеряет

дорогу, - уж не вы ли укажете ему путь? Не принимаю – идите своими

путями. Я сам знаю страны света, звуки сердца, лесные тропинки,

глухие овраги, огни в избах моей родины, очи моей спутницы. Но не

победит и Судьба, ибо в конце пути, исполненного падений,

противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна

вечная и бескрайняя равнина - изначальная родина, может быть, сама

Россия…»

Так в лирических образах блоковской прозы возникает тема его

стихов – «тема о России».

Блок находится в центре перелома, общеевропейского кризиса, в

конечном счете, приведшего к первой мировой войне и

межреволюционной реакции в России. Россия, «вырвавшись из одной

революции, жадно смотрит в глаза другой…»

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы-

Кровавый отсвет в лицах есть.

Тема родины, России захватывает Блока всецело. Ощущение отчизны

как живого существа сливается со сверх чувством жгучей любви.

Личная трагедия одиночества поднимается до уровня трагедии народа.

«В поэтическом ощущении мира нет разрыва

между личным и общим»,- говорит поэт.

От своих предшественников Блок отличается тем, что к судьбе

России он подходит не как мыслитель, не отвлечённой идеей, а как

поэт – с интимной любовью. Написаны они в угарное время увлечений,

но несут на себе печать объективизма, кризисного спокойствия и

эстетизм правды. Пропитаны они и современными ужасами, но остались

в сфере и атмосфере идейного равновесия и умного такта.

Утончённое мастерство совпадает в стихах о России со всем

богатством творческого опыта и достигает истинной классичности.

Любовь, муки, мудрость, вся сложность чувств современного мира

соединены в них с величественной, в веках теряющейся духовной

генеалогией. Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался

с образом матери. Блок связывает его с образом молодой красавицы,

невесты, жены, тем самым придавая ему глубоко интимный характер «Твои

мне слёзы ветровые -как слёзы первые любви», и в то же время – с

вечной и нетленной красотой Прекрасной Дамы, Мировой Души, мировой

гармонии. В блоковском образе родины - полной сил и страсти женщин,

надёлённой «разбойной красотой»,- интимно личное неотделимо от

вселенского, чувственное – от духовного, национальное – от

общечеловеческого, природное – от культурных традиций, высокое – от

будничного. В свете романтического идеала родина предстаёт не

только поэтический, одухотворённой, прекрасной, нетленной, но и нищей -

с серыми избами, расхлябанными дорогами, острожной тоской, глухой

песней ямщика. Чувство живой нетленной красоты помогает Блоку

верить в её будущее, в то, что она преодолеет все тяготы и

препятствия на своём трудном пути. Он надеется, что тяжёлый путь во

мгле, «в тоске безбрежной», бесстрашно будет пройден: «Домчимся.

Озарим кострами степную даль». Разум и духовность сразятся со

всем, что делает жизнь грязной, пошлой, беспросветной. «Но узнаю

тебя, начало высоких и мятежных дней!» Только в неуспокоенности и

движении к добру видит автор смысл существования: «Не может сердце

жить покоем…» Блок часто подчёркивает, что дела победы – кровь.

Кровь сопутствует свету. «Закат в крови» Звучит призыв к действию.

И вечный бой! Покой нам только снится.

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

У Гоголя Россия – тройка, несущаяся вдаль, у Блока она

«cтепная кобылица» и та же тройка. В записях к стихотворению «Я

пригвождён к трактирной стойке…» Блок пишет об этом образе:

«Слышите ли Вы задыхающийся гон тройки? Это Россия летит неведомо

куда – в сине-голубую пропасть… Видите ли Вы её звездные очи – с

мольбой, обращённой к ним: «Полюби меня, полюби красоту мою!….» Кто

же проберётся навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми,

кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет

коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика….»

Стихотворение «Россия» (1908 г.) звучит как признание в любви

нищей, но прекрасной Родине, Чистота и неподдельность народной силы

питают надеждой:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легла….

Все стихи зрелого Блока написаны от лица сына « страшных лет

России», обладающего отчётливой исторической памятью и обострённым

предчувствием будущего.

Из низких нищих деревень

Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день

Костёр в лугу далёком.

Стихи наполнены верой в высокую миссию поэта, сознанием

сложной противоречивости жизни и др.

Имя Блока воспринималось читателями как символ современности.

Его поэтическая искренность, отразившаяся и в личности, и в

творчестве, воплотила представление целого поколения о Родине, о

предреволюционном десятилетии и о себе.

[pic]




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.