рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Схема анализа литературно-художественного произведения

Литература : Схема анализа литературно-художественного произведения

Схема анализа литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное

содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические

характеры в их взаимодействии;

2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже

отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном

изображении;

3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к

изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира,

юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя,

раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя

или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем

действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены

к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой

героического в художественной литературе является героика действительности,

борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за

свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и

неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и

принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический

пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы.

Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера

противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам.

Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и

значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в

«Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных

видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с

помощью которого утверждается значительность стремления личности к

эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому

близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой

сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в

себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее

общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является

категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на

значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и

поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник

смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание

социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса

сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере

человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому.

Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое

противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в

своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая

усмешка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их

переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж,

сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков

персонажей во времени и пространстве);

2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и

описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные

эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение

предметных деталей в пределах отдельного образа);

3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской

речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности

поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка

действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование,

отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника

произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов,

склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы

воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного

образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

5. Ведущая тема.

6. Основная мысль.

7. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике

или статике.

8. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

9. Преобладание общественных или личных интонаций.

X. Структура стихотворения:

11. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором:

метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота,

ирония (как троп), сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет,

повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос,

обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая;

простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая),

игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима,

октава, сонет, Онегинская строфа).

7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды

звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его

мировоззрение.

2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных

событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в

произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане,

разночинцы, интеллигенция, рабочие).

4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со

стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений

современников).

5. Краткий план содержания.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.