рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Шпора на экзамен в 2002 году

Литература : Шпора на экзамен в 2002 году

Шпора на экзамен в 2002 году

(1-7) Автор и его герой в произведениях А.И.Солженицына "Матренин двор"

Еще каких-то двадцать лет назад имя Александра Исаевича Солженицына

запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко

философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в

изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И

особенно ярко раскрывается это в произведении "Матренин двор". Рассказ

"Матренин двор", написанный в 1959 году, по признанию автора "полностью

автобиографичен и достоверен ". В нем воспроизведены события, происшедшие в

одном из районов "нутряной" России и относящееся ко времени возвращения

писателя из ссылки в 1956 году. В основу произведения положена встреча

автора - повествователя с простой русской женщиной. Лирическое

повествование о жизни и смерти этой пожилой крестьянки пронизано авторским

пониманием правды и красоты. В центре рассказа Александра Исаевича - судьба

деревенской женщины, проработавшей всю жизнь в колхозе не за деньги, а за

"палочки ". В нем - обычная послевоенная жизнь русского села. Но Солженицын

находит изюминку отношений власти и человека, нравственно - духовной жизни

народа, борьбы за выживание.

Рассказ начинается с того, что рассказчик, в роли которого выступает сам

автор, Игнатич, возвращается в Россию из пыльных, степей Казахстана, после

десятилетнего изгнания. Он знаёт, что здесь его никто не ждет, но хочет

вернуться "просто в Россию". Автор - рассказчик удивлен тем, что все

изменилось за эти долгие годы. С большими житейскими трудностями

сталкивается Игнатич, но любовь к Родине дает ему силы. И вот, наконец, он

поселяется в доме Матрены Васильевны - одинокой женщины, потерявшей мужа на

фронте, похоронившей шестерых детей. Скудным убранством и единственным

украшением её избы были горшки и кадки с фикусами, тусклое зеркало и два

ярких плаката. Но в размеренных, колоритных зарисовках постепенно

предстает перед читателем образ не только одинокой, обездоленной женщины,

но и редкого человека с безмерно доброй душой. Несмотря на невзгоды,

Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота

в деревне не обходилась без неё. Вместе с другими женщинами впрягалась она

в соху и тащила её на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не

могла Матрена отказать в помощи, оставляя свои неотложные дела. Ничего, в

сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Однако платы за её добро

нет. Для единственной козы Матрена не может собрать сена: " ... у полотна -

не коси", "в лесу косить нету", "... в колхозе мне не велят ". А как

бесконечно долго и упорно преодолевала эта женщина неблизкий путь до

сельсовета, хлопоча о пенсии. Но ещё острее была проблема с топливом: "Не

давали торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве".

Вот и приходилось бедным деревенским женщинам собираться по несколько

человек для смелости и носить торф тайком в мешках. И эта страшная

действительность пугает читателя, настораживает: "Неужели Матрена

Васильевна всегда так жила: воровала торф, впрягалась в соху, обивала

пороги в сельсовете?" Во второй части рассказа мы узнаем о молодости

героини. Уже в юности судьба круто обошлась с Матреной: не дождалась она

своего любимого, Фаддея. пропавшего на войне без вести, а смерть матери

Фаддея, сватовство его младшего брата как бы предрешили её судьбу. И она

решилась войти в дом, где уже навсегда поселилась ее душа. Как бы ища

оправдание, Матрена говорит: "Мать у них умерла... Рук у них не хватало".

Но жестокая жизнь возвращает Фаддея, который произнес то, что будет эхом

звучать в сердце героини всю жизнь: " ... если б то не брат мой родной - я

бы вас порубил обоих". Вот такой была одна - единственная любовь Матрены

Васильевны. Но был еще тот день, когда все показали свое отношение к этой

праведной женщины. Возвращение Фаддея напомнило Матрене о прекрасном

прошлом. Сколько лет ее сердце грело вспыхнувшее однажды и не погасшее

чувство! А Фаддей потерял чувство любви к Матрене, ничто не дрогнуло в нем

при виде мертвой. Сразу после похорон он заботится только о разделе ее

имущества и не успокаивается до тех пор, пока не перевозит к себе домой на

санках доставшиеся ему сарай и забот. А золовка как о ней отзывается: "...

и нечистоплотная бережная; ... и глупая помогала чужим бесплатно...". На

самом деле, это не глупость, а благое дело. Разве многие могли бы помочь

чужим людям "бесплатно"? А она могла, так как Матрена "не похожая на

других", "незаурядная", "особенная". Но точнее всех выразился сам писатель:

" Всем мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,

без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша

...".




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.