рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга

Литература : Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга

Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга

Рецензия на рассказ И. Бунина «Сны Чанга»

И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков.

Бунин- фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и

скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о

трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит

обращение к вечным темам любви, смерти и природы.

О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших

стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и

неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание

народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная

чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.

В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана

Бунина вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту

писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как рассказы

«Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Историки литературы

считают, что эти произведения стилистически и мировоззренчески тесно

связаны между собой, составляя вместе своеобразную художественно-

философскую трилогию.

Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало

произведения («Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый

из живущих на земле») навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах,

как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое

существо – от муравья до человека? И вот уже читатель с первых строк

внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в рассказе.

А сюжет произведения таков.

Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого

кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали

собаку) во время долгого путешествия становится единственным слушателем

хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть

у него в Одессе квартира, любимая жена и дочка.

Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к

которой он стремится всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на

будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце

концов, умирает.

Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.

Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на

протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о

счастье. Во время плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна

жизнь, боже мой, как великолепна!» Тогда капитан любил, он был весь в этой

любви и поэтому был счастлив. «Было когда-то две правды на свете, постоянно

сменявших друг друга: первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая

– что жизнь мыслима лишь для сумасшедших». Теперь после потери любви, после

разочарования у капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь

кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… «Нет у них ни

бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни

честности, -нет даже простой жалости». Вот такие внутренние изменения

претерпевает наш герой.

Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы

видим счастливого капитана, «размытого и выбритого, благоухающего свежестью

одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых

глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным

пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором

приводится чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни.

У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота,

тепло, уютно, старинная мебель. Все это было сделано с одной целью:

противопоставить эти две правды и показать как осознание той или иной

влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении

деталей создает необходимую для читателя эмоциональную окраску и

обстановку.

С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна.

Четко просматриваются две параллели. Одна - сегодняшний мир, в котором нет

счастья, другая - счастливые воспоминания. Но как же происходит сообщение

между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг

является той нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым

через его сны. Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем.

Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из

каких-то книжных туманов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга Бунин

наделяет чувством «безначального и бесконечного мира, что не доступен

Смерти», то есть ощущением подлинности – невыразимой третьей правды.

Капитана поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и

остается в зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно

«сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…».

Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.

В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?

В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей»

(немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях

человеческого счастья.

Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни.

Воплощением являются эти самые «работящие люди»;

Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда

существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.

Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.

В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в

себе образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-

собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были

счастливы.

Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским

произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как

любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на

любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По

моему мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые

в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься о

смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время

переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и

думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш

внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные

истины, неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.