рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Прощание с Матёрой В. Распутина

Литература : Прощание с Матёрой В. Распутина

Прощание с Матёрой В. Распутина

Сочинение-рецензия (В. Распутин «Прощание с Матёрой»)

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но

судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в

годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это

место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом

острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми

Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо

вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера,

уходит душа этого мира.

Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону

затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангара.

Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась

кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а

сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне

верит, что «нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с

пользой и кормились».

Но для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде

всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья

приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство

совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть,

поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не

смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!»

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от

земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными

Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается

со своей малой родиною.

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою

родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты,

покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома:

нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой

Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей

предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним –

традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу

человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком,

между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и

так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к

одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого

человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на

то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с

бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются

с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность

своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела

передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и

передавать родную землю некому.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать

против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких

преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке.

В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на

ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать

перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему

сердцу.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.