рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч

Литература : Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч

Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч

Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч».

Мастерство Чехова - рассказчика особенно проявляется в композиции

«Ионыча»

Композиция рассказа подчиняется одной общей цели — показать постепенное

духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни

героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается

этого следующими художественными средствами.

Прежде всего постепенно и незаметно упрощается композиционно-сюжетная

линия рассказа. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по

мере развития сюжета исчезают. Автор искусно ставит это в связь с эволюцией

образа героя. Пока Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся,

мечтал, вёл споры и разговаривал с окружающими. Для характеристики его

настроений нужен был и пейзаж лунной ночи, тонко передающий очарование

любви, переживаемой героем, и диалоги, обрисовывающие гамму его

переживаний. По мере того как круг интересов Старцева суживается, яркие

краски из его жизни исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого

обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении.

Так как, по словам Чехова, «беллетристика должна укладываться сразу, в

секунду», автор, изображая многолетний процесс морального падения героя,

расставляет на жизненном пути героя только основные вехи. Мы узнаём, что

первое путешествие в город Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре

лошадей и, наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на

козлах, который кричит: «Пррава держи!» Промежуток между этими вехами автор

не заполняет ничем, да это и не нужно: рост материального благополучия и

огрубения героя обрисован уже предельно выразительно несколькими

характерными штрихами.

Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную

особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события,

автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную

атмосферу этого города. Достигается это следующим художественным приёмом:

автор знакомит нас с «самой образованной и талантливой семьёй» в городе —

семьёй Туркиных. Чехов трижды даёт описание жизни этой семьи, каждый раз

упрощая и сокращая описания. Внешне красивая, жизнь Туркиных оказывается до

ужаса монотонной: Туркина всё пишет бездарные романы, незадачливая дочь её

играет на рояле, а Туркин продолжает дёшево оригинальничать и плоско

острить. Но «если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то

каков же должен быть город!» — восклицает читатель вместе со Старцевым.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.