рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы

Литература : Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы

Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы

МРАК–ХОЛОД–НОЧЬ. Изображая мертвенность самого головлёвского

существования, Салтыков широко использует архетипические образы мрака,

холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда он рисует картины природы, и

тогда, когда он описывает быт головлёвской усадьбы, писатель опирается на

значимое для народных верований символическое противопоставление весенней

жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света и тьмы. Господство мрака

и холода, которые, по народным поверьям, творятся нечистою силой,

символически выражает в романе обесчеловеченность головлёвского

существования и пророчит неминуемую гибель (в народном сознании мрак и

холод по значению тождественны смерти) головлёвского рода.

Устойчивым становится в романе архетипический образ зимнего

омертвения, несущий идею враждебности живому всего того, что связано с

головлёвским родом, с самим его существованием: “...земля на неоглядное

пространство покрыта белым саваном”, “...кругом во все стороны стлалась

сиротливая снежная равнина”, “...окрестность, схваченная неоглядным снежным

саваном, тихо цепенела” и так далее.

Существование господ Головлёвых враждебно свету, теплу, жизни; ему,

как и нечистой силе, сопутствуют мрак, холод и смерть. Показывая это,

Салтыков опирается на изобразительно-выразительные возможности

архетипической символики. Погружается в “безрассветную мглу” Степан

Владимирыч, утративший последние связи с реальностью. Господа Головлёвы

день за днём утопают “в серой, зияющей бездне времени”, так что даже

теряется представление о времени. В барском доме “мёртвая тишина ползёт из

комнаты в комнату”. Иудушку охватывают “сумерки”, которым “предстояло

сгущаться с каждым днём всё больше и больше”. Для Анниньки “и прежняя жизнь

была сон, и теперешнее пробуждение – тоже сон”, “...ночь, вечная,

бессменная ночь – ничего больше”.

Все эти упоминания о мгле, бездне, сумерках, сне, ночи усиливают

впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имело бы

перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться. Используемые

Салтыковым архетипические образы, находящиеся в прямом родстве с

представлениями о смерти и хаосе, символизируют не только разрушение и

гибель, но и нравственную пустоту головлёвского существования,

характеризующегося неподвижностью и косностью, отсутствием каких-либо живых

движений.

ТЕНИ–ПРИЗРАКИ–ПРИВИДЕНИЯ. Напротив, то, что лишено признаков живого,

сохраняет здесь, подобно “мёртвой тишине”, способность движения. Больному

Павлу Владимирычу чудится “целый рой теней. Ему кажется, что эти тени идут,

идут, идут...” И Арине Петровне мерещатся “тени, колеблющиеся, беззвучно

движущиеся”. Шевелятся и перемещаются только призраки и привидения (в таком

смысле употреблялось в народных преданиях и поверьях слово тень);

представители же головлёвского рода всё более и более впадают в состояние

физической и нравственной неподвижности. Подчёркивая это, Салтыков тем

самым показывает враждебность головлёвского существования этическим основам

народной жизни и народного сознания, где понятие движения наделялось

положительным нравственно-оценочным значением.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.