рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Муса Джалиль

Литература : Муса Джалиль

Муса Джалиль

Песнь свою я посвятил народу.

Жизнь свою народу отдаю.

Муса Джалиль

Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей

Оренбургской губернии 2 (15) февраля 1906 года в небогатой

крестьянской семье.

Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с

детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках,

позднее работал приказчиком.

Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего

поэта оказала его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная,

полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому,

легко подверженному неожиданным перепадам настроения, - она обладала

бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы

характера Мусы складывались под ее воздействием.

С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год

овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В

Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния»

– мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.

Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге

возникла комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается

в ряды Коммунистического Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд

его не берут: маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой.

В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафино возникает

комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится

признанным вожаком сельской молодежи. Его выбирают членом волостного

комитета РКСМ, посылают делегатом на губернскую конференцию комсомола.

В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На

глазах Мусы умерли от голода два его братишек. Чтобы не быть семье в

тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной

детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел

что попало, ночевал где придется, воровал». Позднее с помощью одного

из сотрудников красноармейской газеты «Кызыл Юлдуз» (в ней были

напечатаны его первые стихи) Муса стал курсантом Оренбургской военно-

партийной школы, а затем – студентом ТИНО (Татарского института

народного образования), созданного на базе медресе «Хусаиния».

Бурное богатое событиями время способствовало идейному раннему

созреванию будущего поэта. В начале 1917 года одиннадцатилетний Муса

пишет стихотворение, в котором говорит о первой мировой войне как о

бессмысленной бойне, ежедневно уносящей тысячи жизней, и посылает его

в редакцию татарской газеты «Вакыт» («Время»). Стихотворение, конечно,

осталось ненапечатанным. Позднее Муса вернулся к нему, обличительный

пафос и подчеркнув свое сочувствие народным массам («На войне», 1920).

До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов

со стихами, рассказами, пьесами Мусы и сделанными им записями народных

песен, сказок и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода

осталась ненапечатанной при жизни поэта. Но и по ним можно получить

некоторое представление об этапах творческого возмужания Джалиля. Уже

с самых первых стихов чувствуется стихийный демократизм начинающего

автора. Выходец из низов, немало хлебнувший в своей жизни и горя, и

нужды, знающий цену куску хлеба насущного, на себе испытавший

презрительно-высокомерное отношение байских сынков к нему, сыну

старьевщика, лишь из милости взятому на казенный кошт в медресе, Муса

с искренним сочувствием относится к народу. Правда он еще не умеет

облечь свою мысль в плоть художественных образов и декларирует ее

прямо, в лоб:

Жизнь моя для народа, все силы ему,

Я хочу, чтоб и песня служила ему.

За народ свой я голову, может, сложу –

Собираюсь служить до могилы ему.

(«Слово поэта свободы»)

Обращают на себя внимание сами названия юношеских стихов

Джалиля: «Красное войско», «Красный праздник», «Красному знамени».

Поэт настолько часто употребляет эпитет «красный», что некоторые

исследователи называют первые годы творчества Джалиля «красным

периодом». Для этого периода характерны императивность, сжатость и

энергия стиха. Как правило, это страстные, публицистически заостренные

декларации.

На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел

несколько этапов. С некоторой долей условности их можно ограничить

следующими хронологическими рамками: ранний (1918-1923), путь к

зрелости (1924-1932), довоенный (1933-1940) и, наконец поэзия периода

Великой Отечественной войны (1941-1944).

Сам поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве

начинается с 1924 года: «В годы рабфака в моем творчестве наметился

переворот. В 1924 году я стал писать совсем иначе».

В 1929 году поэт доработал поэму, сняв излишний мелодраматизм

некоторых сцен и эпизодов. С этого времени поэма печатается под

названием «Пройденные пути» (в русском переводе – «Минувшие годы»).

13 июля 1941 года поэт попал в формирующийся под Казанью

артиллерийский полк «конным разведчиком».

Написанное Джалилем в первые месяцы войны вошло в сборник

«Клятва артиллериста» (1942). Один из мотивов книги – верность

воинской клятве. Мысль эта в той или иной степени звучит почти в

каждом стихотворении.

Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942

года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса

пропал без вести.

В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след

подпольной группы. Муса Джалиль и несколько его товарищей были

арестованы.

Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых,

обжигающих своей подлинностью документов истории являются и

«Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Муса Джалиль погиб в тюрьме, замученный фашистами. Посмертно

ему было присвоено звание ГСС.

Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной

войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной

лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль

навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его

именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект

в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.

-----------------------

[pic]




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.