рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Молчалин и Молчалинство

Литература : Молчалин и Молчалинство

Молчалин и Молчалинство

Молчалин и молчалинство Н.Шмелева.

После войны 1812 года произошел раскол российского дворянства на два

лагеря: консерваторов и реформаторов. Грибоедова, конечно, не могло не

волновать противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи

прогрессивно мыслящим человеком и разделяя во многом убеждения будущих

декабристов, он написал комедию «Горе от ума», где и поднял проблемы,

актуальные для российского общества первой четверти XIX века.

Но рамки традиционной, классицистической комедии оказались слишком

узки для выполнения этой задачи, поэтому Грибоедов нарушил каноны

классицизма, господствующего в это время в драматургии, и написал

общественно-политическую комедию, в основе которой лежал социальный

конфликт. Для реализации своего замысла Грибоедов создает обширную систему

персонажей, которая представляла собой «целую галерею живых типов»

(Гончаров).

Особое место в системе образов комедии занимает образ Молчалина. Это

молодой чиновник, живущий в фамусовском доме и служащий у Фамусова

секретарем. Молчалин – «безродный», которого Фамусов «пригрел в своем

семействе, дал чин асессора»

Молчалин занимает важную позицию как в социальном, так и в любовном

конфликтах пьесы. Он является главным героем любовной интриги, так как

именно в него влюблена Софья, и в любовном треугольнике(Софья, Чацкий,

Молчалин) он играет роль «удачливого влюбленного». Кроме того, он участвует

в двух пародийных любовных треугольниках: Молчалин, Софья, Лиза и Лиза,

Молчалин, Петруша. В рамках любовного конфликта в характере Молчалина

раскрываются самые низкие черты, характеризующие его безнравственность: это

лицемерие и подлость по отношению к Софье. Он демонстрирует влюбленность в

Софью, не любя ее, прикидывается влюбленным «в угодность дочери такого

человека».

Молчалин представляет собой тип карьериста ,мечтающего продвинуться по

служебной лестнице любыми способами, даже самыми бесчестными. Его мечта -

«и награжденья брать и весело пожить». Его жизненное кредо вполне выражено

в словах: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он считает, что

так как он в небольших чинах, то «надобно зависеть от других». Главная

особенность его поведения – это приспособленчество. Он старается «угождать

всем людям без изъятья, играет в карты со старичками, в то время, как

молодежь танцует, делает комплименты собачке Хлестовой. Благодаря тому, что

Молчалин умеет найти поход к людям, он свой человек в фамусовской среде,

хотя в социальном отношении он, не дворянин, от нее дальше, чем Чацкий.

Фамусовский круг принимает Молчалина как своего. Так, Хлестова называет его

«мой дружок», «мой родной».

Грибоедов создает пародии на Молчалина. Прежде всего, это Загорецкий,

который проявляет только одно качество: угодничество. Он дарит билет Софье,

достает двух арапченков Хлестовой. Второй образ пародия – это Репетилов,

который женится на дочери Барона фон Клоца, рассчитывая, что он поможет

своему зятю продвинуться по служебной лестнице. Но он просчитался, немец

боялся «упреку за слабость будто бы к родне», поэтому не стал помогать

Репетилову получить высокий чин.

Образ Молчалина неоднозначен. Пушкин писал о нем: «Молчалин не

довольно резко подл, не нужно ли было сделать из него труса?». Но так как

Грибоедов пользовался реалистическими средствами создания характеров, то

Молчалин наделен и положительными качествами. Он деловит и трудолюбив. По

сути, именно он ведет дела Фамусова – чиновника, так как сам Фамусов делами

мало интересуется. Молчалин очень боится общественного мнения. В сцене его

падения с лошади он останавливает Софью, которая слишком откровенно

проявляет свои чувства. Для Молчалина «злые языки страшнее пистолета».

Молчалин демонстрирует угодливую почтительность, выражающуюся в добавлении

к словам частицы «с» («нет-с», «два-с»), приторно- деликатные выражения («

я вас перепутал, простите ради Бога»). Для Молчалина авторитетами является

Татьяна Юрьевна, так как «чиновные и должностные – все ей друзья и все

родные», и Фома Фомич, который «при трех министрах был начальник

отделенья».

В пьесе Молчалин проявляет лишь одно живое чувство: любовь к Лизе.

Все остальное время он играет какую-нибудь роль: то старательного

секретаря, то влюбленного и т.д. Однако даже демонстрируя чувство к Лизе,

Молчалин мелок и приземлен: его чувство снижается тем, что он пытается

расположить Лизу подарками. Молчалин оказывается неспособным на проявление

высокого чувства.

Молчалин является представителем «века минувшего», но он не открытый

оппонент Чацкого, не идеолог тем он и опасен, что прячет истинное лицо за

маской. Он сочувствует Чацкому: «Вам не дались чины, по службе неуспех?...

Как удивлялись мы… Жалели вас.)

Карьеризм, приспособленчиство, угодничество характеризуют Молчалина как

яркий социальный тип. Типичность Молчалина позволяет даже говорить о таком

явлении как молчалинство. Отличительная черта молчалиных – это стремление

продвигаться по карьерной лестнице не благодаря личным качествами и

заслугами, а путем «подличанья». Молчалинство – это особый способ

существования, стиль жизни, основанный на приспособленчистве.

Итак, фигура Молчалина в комедии – одна из центральных. В его образе

проявляются черты, характерные для всех представителей фамусовской Москвы.

Ведь каждый из фамусовского окружения понимают, что «чины людьми даются», а

значит, надо расположить к себе власть имущих любыми способами. Но

Грибоедов писал реалистическую комедию и использовал реалистические

средства создания характеров. Поэтому образ Молчалина неоднозначен и очень

жизнен и реален.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.