рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Фёдор Иванович Тютчев. Жизнь за рубежом

Литература : Фёдор Иванович Тютчев. Жизнь за рубежом

Фёдор Иванович Тютчев. Жизнь за рубежом

Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского

поэтического гения. Тютчев близок нам как вдохновенный созерцатель природы,

нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть её

красоту. Он всегда показывал природу в движении, в непрерывной смене

явлений, в переходных состояниях,- от зимы к весне, от лета к осени, от

грозы к успокоению, от дня к ночи:

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака...

Уж поздно. Вечереет день…

Нам дорог Тютчев ещё и тем, что был чутким тайновидцем человеческого

сердца, умел передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных

переживаний. И хотя Тютчев был истинно русским поэтом, большой отрезок

своей жизни он провёл за границей.

По окончании Московского университета Тютчев поступил на службу в

Коллегию иностранных дел и в 1822 году был послан за границу. Там, в

Германии и Италии, он прожил 22 года.

Несмотря на то, что немецкий и французский языки становятся языками его

службы, его любви, его семьи; многолетнее пребывание за рубежом только

внешне отдалило его от родины, но и в тот период он одинаково любил

отечество и поэзию. И поэтому “Стихотворения, присланные из Германии” были

написаны на русском языке. Позднее Некрасов написал: “Прежде всего, скажем,

что хотя они и присланы были из Германии, не подлежало никакому сомнению,

что автор их был русский; все они были написаны чистым и прекрасным

языком”.

Что ты клонишь над водами,

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами,

Словно жадными устами,

Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струей...

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце нежась, блещет,

И смеется над тобой...

Это был хоть и длительный, но временный разрыв с родиной. В те далёкие

времена ни железных дорог, ни электрических телеграфов и в помине не было;

почтовые сообщения совершались медленно; русские путешественники были

редки. Но при всей ограниченности в общении с друзьями, с Родиной, он не

утратил “живой отпечаток русского ума, русской души”. На чужбине Тютчев

вырос в глубоко своеобразного поэта- лирика, изумительного мастера русского

слова. И весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого возраста,

ему пришлось пережить вне Родины одному, без чьей- либо помощи и поддержки.

22 года лучшей поры жизни проведены им за границей:

Нет дня, чтобы душа не ныла,

Не изнывала б о былом,

Искала слов, не находила,

И сохла, сохла с каждым днем,-

Как тот, кто жгучею тоскою

Томился по краю родном

И вдруг узнал бы, что волною

Он схоронен на дне морском.

Представим же его себе одного, брошенного чуть не мальчиком в водоворот

высшего иностранного общества, окружённого всеми соблазнами “большого

света”, искушаемого собственными дарованиями, которые тотчас же, с первого

его появления в этой блестящей европейской среде, доставили ему столько

сочувствия и успеха,- наконец любимого, балуемого женщинами, с сердцем

падким на увлечения. Как, казалось бы, этой 18- летней юности не поддаться

обольщениям тщеславия, гордости? Не следовало ли ожидать, что и он, подобно

многим нашим поэтам, поклонится кумиру, называемому светом, приобщится к

его злой пустоте и в погоне за успехами принесёт немало нравственных жертв

в ущерб и правде и таланту?

Но здесь-то и поражает меня своеобразность его духовной природы. Да, он

любил свет- это правда, но не личный успех, не утехи самолюбия влекли его к

свету. Тютчев любил его блеск и красивость; ему нравилась эта театральная,

почти международная арена воздвигнутая на общественных высотах, где в

роскошной сценической обстановке выступает изящная внешность европейского

общежития со своей прелестью утончённой культуры.

Вообще, как в устном слове, точно так и в поэзии, его творчество только

в самую минуту творения доставляло ему авторскую отраду. Оно быстро,

мгновенно вспыхивало в речи или в стихах, угасало и исчезало из памяти.

Окунувшись разом в атмосферу стройного и строгого немецкого мышления,

Тютчев быстро отрешается от всех недостатков, которыми страдало тогда

образование у нас в России, и приобретает обширные и глубокие сведения.

Он общался с выдающимися деятелями западноевропейской культуры (немецким

поэтом Генрихом Гейне, немецким философом Фридрихом Шеллингом, чешским

учёным и писателем Вацлавом Ганкой), ревностно изучал немецкую философию.

В письме И.В.Киреевского из Мюнхена в Москву к своей матери, о 27-летнем

Тютчеве сказано: “Он уже одним своим присутствием мог бы быть полезен в

России. Таких европейских людей у нас перечесть по пальцам”.

Вообще при его необыкновенной талантливости занятия наукой не мешали ему

вести самую рассеянную жизнь и не оставили на нём никакой пыли, которую

многие учённые любят выставлять напоказ и которая так способна снискивать

благоговение толпы.

Когда-то русский философ-идеалист В.Соловьёв писал: ”Для Тютчева Россия

была не столько предметом любви, сколько веры”:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его

историческим положением: младший сверстник и ученик Пушкина, он стал

старшим товарищем и учителем лириков послепушкинского периода. В

стихотворениях Тютчева много изящества, пластики, в них есть, по выражению

Добролюбова, и "знойная страстность", и "суровая энергия". Они очень

цельны, закончены: при чтении их возникает впечатление, что они созданы

мгновенно, единым порывом. Несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева,

подчас утверждавшего, что вся деятельность человека - "подвиг бесполезный",

от большинства его произведений веет молодостью, неистребимым жизнелюбием.

Список используемой литературы:

1) Ф.И. Тютчев “Весенние воды”, Москва 1983г.

2) В.П. Соловьёв “Собрание сочинений”, Санкт- Петербург 1906г.

3) Н.А.Некрасов “Собрание сочинений в 12 томах”, Москва 1953г.

4) Журнал “Литература в школе”, Москва 2003г.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.