рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Функциональные стили в русском языке

Литература : Функциональные стили в русском языке

Функциональные стили в русском языке

[pic]

План.

1. Введение………………………………………3

2. Научный стиль………………………………3

3. Газетно –публицистический стиль……….6

4. Официально- деловой стиль……………….7

Введение.

Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо.

В зависимости от формы обмена информацией речь делится на устную.

В зависимости от количества участников общения – на монолог и диалог.

В основе и письменной и устной видов речи лежит литературный язык.

Необходимо отметить, что для каждой ситуации общения в той или иной

социальной сфере деятельности существуют правила речевого поведения,

речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых

характерен свой подбор языковых средств. Наиболее устоявшаяся включает в

себя пять функциональных стилей:

1. Научный стиль

2. Газетно– публицистический стиль

3. Официально- деловой стиль

4. Разговорно-обиходный стиль

5. Художественный

Каждый из стилей отдает предпочтение устной или письменной форме,

диалогической или монологической речи.

Научный стиль речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме

являются:

. Точность

. Абстрактность

. Логичность

. Объективность изложения

Для научного стиля характерно использование специальной научной и

терминологической лексики, в т.ч. и международной.

Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются

не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой

официально-делового стиля. Объем текста в научном стиле увеличивается за

счет многократного повторения одних и тех же слов. Отсутствует

разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не

эмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные

предложения, осложненные простые предложения. Тексты содержат различные

формулы, таблицы и графики.

Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль

является наука.

Итак, разберем этот стиль на примере. Анализирует глава из учебника

«Экономика без тайн» И.Липсиц. В этой главе, озаглавленной «Это сладкое

слово – бюджет», в продолжении темы учебника об основах рыночной

экономики автор раскрывает содержание некоторых понятий современной

экономической теории.

Он раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, выявляет

закономерности.

Текст главы объективно изложен и отличается логической

последовательностью. Начинается с объяснения того, что является основой

«государственного бюджета», как проходит его исполнение, кто занимается

этим («финансисты»), как они разрешают ситуации в случае превышения

«расходов» над «доходами» - «дефицит бюджета».

Автор последовательно раскрывает способы решения проблем «дефицита

бюджета» - это и «сокращение бюджетных расходов» путем , например,:

. «урезания социальных программ»

. «выпуска необеспеченных денег»

и т.п.

В тексте приводятся определения рассматриваемых понятий. Они

подчеркнуты с двух сторон и выделены темным шрифтом, например:

«Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в

случае, когда……»

Специальные научные термины, упомянутые выше и поставленные сною в кавычки,

тоже в тексте выделяются шрифтом.

В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и

расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики , и таблицы с

цифрами.

В тексте встречаются многозначные слова, которые здесь имеют строго

одно значение, например «финансовые операции» ( Мы знаем, что это слово

многозначно, т.к. это и «военная операция» и «хирургическая операция»).

В тексте можно встретить абстрактные понятия, например, «авторитет

государственных ценных бумаг».

Многие слова, научные термины, повторяются многократно, увеличивая

тем самым объем текста, например: «государство» , «ценные бумаги»,

«доходность», «долг», «деньги», «займы», «кредиты» и т.п.

Здесь также активно используются простые предложения, осложненные:

. вводными словами : «по сути дела», «действительно», «конечно», «как

правило»

. словосочетаниями: «абсолютные суммы», «мировой опыт»

. причастными и деепричастными оборотами: «познакомившись с перечнем

статей государственных расходов»…

Все это помогает понять подлинную сущность явлений, выявить научные

закономерности. Научные тексты требуют неоднократного прочтения.

Это учебное пособие рассчитано на учащихся 9-11 классов, училищ и

техникумов, поэтому автор максимально доходчиво попытался объяснить суть

сложных экономических законов. Это ему удалось.

Газетно-публицистический стиль речи.

Основной чертой газетно-публицистического стиля является

взаимодействие двух тенденций:

. тенденции к экспрессивности (обусловлена функцией убеждения,

эмоционального воздействия на читателя, слушателя);

. тенденции к стандарту (обусловлена информационно-содержательной

функцией, причем информация должна быть известна в кратчайшие сроки

огромному количеству людей – это отличает газетно-публицистический

стиль от других)

Эмоциональное воздействие усиливается благодаря выражению отношения автора

к сообщаемой информации, корректируемое мнением определенной социальной

группы людей, к которой принадлежит автор.

Учитывая вышесказанное, проанализируем Е.Арсюхина «Крендель

преткновения» («Российская газета» №95 2003г.)

Здесь сразу обращает внимание на себя экспрессия заголовка. Известен

фразеологизм «камень преткновения» ( то есть то, что никак не решается,

вокруг чего много споров и каждый «спотыкается» об этот «камень»). Автор,

перефразировав его, привлекает внимание к тематике статьи. А подзаголовок с

элементами разговорной речи, близкими к жаргону «пекари хотят делать

деньги» не оставляет сомнения в выводе , сделанным автором – «хлеб будет

дорожать».

В статье мы встречаем переплетение слов и словосочетаний,

свойственных научному стилю («резонанс», «трейдеры», «рентабельность»,

«себестоимость» , «интервенция»), и характерных для разговорной речи

(«делать деньги», им есть куда ужиматься», «снижать цены на булки»).

В языке статьи встречаются характерные для газетно- публицистического

стиля стандартные выражения – клише («корень зла», «интересы двух сторон»,

«героические усилия» и т.д.) которые с другой стороны безусловно облегчают

коммуникацию.

В тексте автор употребляет очень выразительное образное сравнение,

приведенное экспертом по зерну из института аграрного маркетинга Ю.

Огневым: «…зерно было дешевле пыли грузовиков…», тем самым увеличивая силу

воздействия на читателя.

Рассуждая о том, как правительство боролось с дешевизной зерна и

добилось в конце концов его подорожания, но тем самым спровоцировало

повышение цен на хлеб, не учитывая политического характера этого повышения

цен и даже стратегического, корреспондент публицистически заостряя свою

мысль ставит вопрос: «Получается, за что боролись?…», подразумевая «на то и

напоролись!». Этим вопросом и подразумевающимся ответом подчеркивает свою

авторскую позицию.

Делаем вывод, что многие признаки газетно-публицистического стиля

представлены в этой статье.

Официально-деловой стиль речи.

Для официально- деловой речи характерны общие стилевые черты.

. Точность и безличность изложения, не допускающая возможности

различий в толковании

. Беспристрастная констатация

. Детальность изложения

. Стереотипность, стандартизованность изложения

. Официальность, строгость мысли

. Объективность и логичность

Жанры делового стиля выполняют информационную, предписывающую,

констатирующую фнукции в разных видах деятельности. Поэтому основной формой

реализации этого стиля является письменная.

Основная сфера действия официально- делового стиля:

. Административно-правовая деятельность

. Оформление деловых отношений между государством и организациями, а

также между членами общества в официальной среде.

Данный стиль речи мы разберем на примере «Постановления Правительства

Российской Федерации».

В тексте данного постановления практически два пункта, состоящих из

двух предложений, в которых однотипные словосочетания повторяются несколько

раз и занимают большой объем текста («в области предупреждения и ликвидации

чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также

восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно- коммунального

хозяйства… и т.д.)

Повторность этих словосочетаний ясно показывает нам, что никакие

разночтения и иные толкования текста здесь просто недопустимы.

Второй пункт представляет нам изменения, произошедшие в составе

Правительственной комиссии. Здесь широко представлены глаголы в инфинитиве,

содержащие тему должествования и предписания, характерные для официально-

делового стиля («внести», «включить», «освободить», «исключить»)

Называются фамилии лиц, включенных и исключенных из состава комиссии

с указаниями должностей, что типично для этого стиля речи, причем не дается

никаких характеристик и не приводится никаких оценок этим изменениям

состава комиссии.

Итак, стилевыми особенностями текста постановления является

стандартизованность и детальность изложения, однозначность прочтения

текста.

-----------------------

|Западно-Уральский институт экономики и права |

| |

Функциональные стили речи

Реферат

по предмету «Русский язык»

студентки I курса

гр. ЭМК-2003-14

Натальи Николаевны

Тер-ко

Пермь-2003г.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.