рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Человек и общество

Литература : Человек и общество

Человек и общество

Личность и общество.

Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы

человечества. Многие философы и писатели пытались найти или создать то

идеальное общество, в котором раскрывался бы потенциал каждого его члена,

где к каждой личности относились бы с уважением и пониманием, одним словом,

создать общественную утопию.

Но последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты,

реальность их всегда рассеивает. Многие учёные считают, что лучшее

общественное устройство было в городах-полисах Древней Греции и что с тех

пор ничего подобного создано не было.

Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести

свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе. Для этого существует

несколько путей.

Один из них, путь писателей-просветителей, заключается в постепенном

изменении мировоззрения читателей, в реформировании самой системы

ценностей. Таким образом пытались помочь обществу Д. Дефо, показавший своим

произведением «Робинзон Крузо», что отдельная человеческая личность может

совершить действительно многое, Дж. Свифт, который романом «Путешествия

Гулливера» чётко изображает социальную несправедливость и предлагает пути

спасения, и другие.

Но есть и иной способ, к которому на протяжении истории прибегалии,

пожалуй, слишком часто: радикальный, то есть революционный. Такой выход

неизбежен, когда противоречия между обществом и личностью усилились

настолько, что их больше нельзя разрешить переговорами. Примерами таких

ситуаций могут быть буржуазные революции в Англии и Франции.

В литературе второй, радикальный, метод ярче всего выразился, по-моему, в

романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Студент Раскольников,

чью жизнь нельзя назвать лёгкой, решает убить старушку-процентщицу, которая

для него олицетворяет всю социальную несправедливость действительности

Петербурга XIX века. Отобрать у богатых и раздать бедным – цель его

задумки. Такова же была, кстати, цель и большевиков, тоже стремившихся

улучшить положение людей, чтобы тот, кто «был никем», стал бы «всем», не

подумав, правда, о том, что просто так наделить человека способностями и

талантом нельзя. В принципе, цель сделать жизнь справедливее благородна. Но

стоит ли забывать о том, какими средствами это достигается?

У Раскольникова была и другая возможность. Он мог бы продолжить учёбу,

начать давать частные уроки, перед ним было открыто будущее. Но это

потребовало бы слишком много труда и усилий. Куда проще было бы убить

старушку, ограбить её и начать творить добрые дела. К счастью для

Раскольникова, он слишком умён и начинает сомневаться в своей «правоте»

(преступление привело его на каторгу, но затем приходит прозрение).

Противостояние личности Раскольникова и общества Петербурга 60-х годов XIX

века закончилось поражением личности. Человеку, выделяющемуся из общества,

вообще тяжело в жизни. И проблема часто не столько в самом обществе,

сколько в толпе, сминающей личность и превращающей яркие цвета в серые.

Один из классиков как-то сказал, что каждый человек в отдельности – мудр,

но толпа – глупа. Но, к сожалению, именно толпа определяет характер нашего

общества. Поэтому до того момента, когда между личностью и обществом

наступит гармония в отношениях, если такое, конечно, когда-либо вообще

наступит, ещё долгие, долгие годы.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.