рефераты
рефераты рефераты
 логин:   
 пароль:  Регистрация 

МЕНЮ
   Архитектура
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Детали машин
Дистанционное образование
Другое
Жилищное право
Журналистика
Компьютерные сети
Конституционное право зарубежныйх стран
Конституционное право России
Краткое содержание произведений
Криминалистика и криминология
Культурология
Литература языковедение
Маркетинг реклама и торговля
Математика
Медицина
Международные отношения и мировая экономика
Менеджмент и трудовые отношения
Музыка
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм и уфология
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование и комп-ры
Психология - рефераты
Религия - рефераты
Социология - рефераты
Физика - рефераты
Философия - рефераты
Финансы деньги и налоги
Химия
Экология и охрана природы
Экономика и экономическая теория
Экономико-математическое моделирование
Этика и эстетика
Эргономика
Юриспруденция
Языковедение
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Юридпсихология
Историческая личность
Иностранные языки
Эргономика
Языковедение
Реклама
Цифровые устройства
История
Компьютерные науки
Управленческие науки
Психология педагогика
Промышленность производство
Краеведение и этнография
Религия и мифология
Сексология
Информатика программирование
Биология
Физкультура и спорт
Английский язык
Математика
Безопасность жизнедеятельности
Банковское дело
Биржевое дело
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
Делопроизводство
Кредитование



Главная > Литература > Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования

Литература : Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования

Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования

Александр Дюма прославленный романист родился в 1802 г. В

семье генерала Тома Дюма и дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юные

годы Александр провел в родном городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г.

местный коллеж, он направился в Париж, где некоторое время служил в

канцелярии герцога Орлеанского.

В молодые годы Дюма Увлекся поэзией и театром, стал ярым

поборником романтического искусства. В духе этого передового направления в

литературе он создает свои первые драмы – «Христина»(1827), «Гентих III и

его двор» (1829).

Пятого июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюма

был лично знаком с Ламарком, вот почему по просьбе родственников покойного

генерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурным

катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, что и

следовало ожидать: траурное шествие превратилось в революционное восстание.

Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газет

напечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках был

схвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян.

Дюма угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию и

направился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая к

изданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция».

В 1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии,

Александр Дюма побывал в Сицилии, где по совету известного композитора

Беллини он осмотрел достопримечательности небольшого селения Баузо и на

основе бытовавшего там народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно».

В тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особый

литературный жанр, названый им « исторические сцены». То был вид романа,

повести, новеллы, в которых построенная на историческом материале

повествование перемежалось живым, динамичным диалогом; описательный элемент

в таких произведениях был сведен до минимума, с тем, чтобы с первых же

страниц книги ввести главных героев в стремительно развивающиеся действия.

Такова композиция повести «Правая рука кавалера де Жиака» (отнесенная

автором к виду «исторических сцен»), имеющая хронологическую общность с

романом «Изабелла Баварская».

Годы 1840-1848- период наиболее интенсивного труда

писателя, когда им были созданы произведения, ставшие известными во многих

странах мира. Поражает разнообразие жанров: роман исторический и

нравоописательный, новеллы фантастические и реалистические, драмы и

комедии, путевые очерки и газетные статьи.

«Граф Монте-Кристо»- классический образец жанра романа-

фельетона. Каждая глава включает напряженный момент из жизни того или иного

персонажа, перекидывает мост к следующей ступени увлекательного сюжета,

раскрывает новые грани характера героев.

Работая над «Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно начал

публиковать роман «Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии,

в которую вошли романы «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон или

Десять лет спустя».

Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которой

он уделил исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишет

вторую трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за Французский

престол: “Каралева Марго”, “Графиня Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 –

1848).

Дюма отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и весть

о крушении королевского трона встретил с искренним ликованием. Он

устраивает на площади Парижа народное гуляние и уже в марте 1848 г.

начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи в защиту Республики. Но

Республика просуществовала всего лишь несколько лет.

В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать

«Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают его

лучшим беллетристическим сочинениям.

Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма основал

здесь собственный журнал «Мушкетер», пытавшийся быть не зависимым в

отношении нового режима. Но по-прежнему главным делом его жизни являлся

усердный труд над большими романами.

Продолжая заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи,

Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько завуалированным названием

«Сообщники Иегу».

Этот роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она вела

революционные войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегу

скрывался Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романа

начинается в 1799 г., когда Наполеон был первым консулом Республики. В

стране создалась напряженная обстановка. Восстание в Вандее,

спровоцированное монархистами, поддерживалось бандами Кадудаля, грабившими

государственную казну и терроризировавшими мирных жителей.

В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию;

тогда между этими странами возникла война. С фронта он направляет в

парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает над новым

романом – «Прусский террор», в котором обличил под именем графа Безеверка

прусского канцлера Бисмарка.

Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, где

должен был подготовить к изданию ряд книг, но франко-прусская война

произвела тяжелое впечатление на писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6

декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер – Котре.

ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ»

Главные герои романа «Учитель фехтования» - Иван

Александрович Анненков и француженка Полина Гебль, ставшая после

замужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание на

каторге в своей книге воспоминаний.

(Воспоминания Полины Анненковой. М., 1929.)

Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с теми

моментами из жизни героев, которые были зафиксированы Гризье. Богатая

фантазия писателя придала хроникальному материалу форму художественного

произведения, в котором историзм соседствовал с изрядной долей вымысла.

Узловыми эпизодами сюжета были:

Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи (

Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского офицера Алексея

(Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками. Военное

восстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы в

Сибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе.

Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях построен

сообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни Анненкова и

его близкого друга. М.Н. Волконская в своих «Записках» образно рисует

момент приезда будущей супруги декабриста:

«Анненкова приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодая

француженка, красивая, лет 30; она кипела жизнью и весельем и умела

удивительно выискивать смешные стороны в других. Тотчас по ее приезде

комендант объявил ей, что уже получил повеление его величества относительно

ее свадьбы. С Анненкова, как того требует закон, сняли кандалы, когда

повели в церковь, но, по возвращении, их опять на него надели. Дамы

проводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и все время

пересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под этой

кажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,

заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни». ( Записки

княгини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.)

Анненков, как представил его Дюма, особо значительной

роли в движении декабристов не принимал, но он возвеличен как человек и

участник восстания, увлеченный мечтой – основать в России республику, он

отдает во имя торжества этого дела все свои средства. Увидев, как в

неравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а добровольно

вручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову.

Романист явно обеднил духовную сторону жизни члена

Северного общества И.А. Анненкова, получившего прекрасное образование в

Московском университете. На следствии Анненков указал на исключительное

значение лекций швейцарского просветителя Дюбуа, которые он слушал в

университете: «Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо он

всегда выставлял свое правительство как единственное, не унижающее

человечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно было

предметом его шуток».

Академик М.В. Нечкина, выявляя рост политического

сознания русских революционеров, пишет: «Поручик кавалергардского полка

декабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также

(как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: «Тяжело, не честно

доносить на своих товарищей». В ответ на это Николай, вспылив, крикнул: «

Вы не имеете понятия о чести!»

Столкнулись два понятия о чести – реакционное и

революционное». (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.)

По показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков наряду

с Рылеевым, Н. Тургеневым, Оболенским выражал согласие с умыслом

цареубийства и установления республики. Арестованный 19 декабря Анненков

был приговорен Верховным уголовным судом к 20 годам каторжных работ с

последующей ссылкой на поселение. Поскольку события романа «Учитель

фехтования» завершались в 1826 г., естественно Дюма не мог рассказать о

жизни своего героя в последовавшие за тем годы.

В Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович прожили

тридцать лет. В 1854 г. их навестил находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский,

знавший, сколько вытерпели они горя. Несколько позже он писал П.У.

Анненковой: « Я всегда буду помнить, что с самого пребывания моего в

Сибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне и в товарищах

моих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об этом

без особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду». (

Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.).

В 1856 г. И.А. Анненков с супругой переехали на

постоянное местожительство в Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков служил в

губернском управлении, состоял членом комитета по улучшению быта крестьян,

был избран почетным мировым судьей, принимал деятельное участие в

проведении крестьянской реформы.

В Нижнем Новгороде Анненков завел знакомство с

литераторами. Великий украинский поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись в

своем дневнике от 16 октябре 1857 г.: «На квартире у Якобы встретился я

благоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым».

Здесь мы не будем говорить о серьезных ошибках автора

«Учителя фехтования», допущенных им при реализации столь сложной темы, как

деятельность русских революционеров 20-х годов. Причин тому множество.

Укажем лишь те, которые ясны каждому. Прежде всего «Учитель фехтования»,

один из ранних романов Дюма, и за плечами французского писателя не было еще

его известных творений – ни «Трех мушкетеров», ни «Графа Монте-Кристо»,

опыт создания которых помог бы ему, положить в основу эпохальное событие

русской действительности, создать масштабное художественное произведение.

Не забудем и другого немаловажного обстоятельства –

отсутствие объективных сведений о характере движения декабристов. Писатель

мог познакомиться лишь с «Докладом следственной комиссии» да с легендой «о

нескольких злодеях и безумцах мечтавших о возможности революции», для

которой в России не существовало благоприятных условий.

Известный литературовед С. Дурылин весьма объективно и

содержательно охарактеризовал значение книги французского писателя: «Роман

Дюма был повествованием о декабристе, основанном не на вымысле, а на

исторической правде, и повествованию этому, вышедшему из-под пера

популярнейшего писателя современности, был обеспечен успех и внимание

широкого европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьма

неприятным сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственное

внимание – широкой европейской аудитории к людям, самое имя которых для

Николая I было ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчанию

сибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью полного

забвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного из

декабристов и тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Эти

остальные героическими тенями проходят в романе». (Дурылин С. Александр

Дюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) И

действительно, стоит прочесть описание событий, происходивших 14 декабря на

Сенатской площади, и можно убедиться, что Дюма всецело на стороне храбрых

солдат и офицеров, принявших участие в памятном восстании.

В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французского

писателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился в

особняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постоянно

собирались многие литераторы.

У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А.

Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми.

Петербург встретил французского писателя с искренним

радушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался в России

почти такой же популярностью, как и во Франции.

В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затем

направился в Москву. Далее он предпринял путешествие по Волге от Нижнего

Новгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался до Кавказа и

только лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию.

В результате поездки по России Александр Дюма смог

создать обширный цикл очерков, еженедельно выходивший в свет в его журнале

«Монте-Кристо».

Использованная

литература: Александр Дюма. «Учитель фехтования».

«Черный тюльпан». Новеллы.

Москва. Издательство «Правда» 1981 г.




Информационная Библиотека
для Вас!



 

 Поиск по порталу:
 

© ИНФОРМАЦИОННАЯ БИБЛИОТЕКА 2010 г.